Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Пашкова Галина Анатольевна

Поддержка детской инициативы и самостоятельности.

скачать документ

Вернуться назад

Поддержка детской инициативы и самостоятельной деятельности у детей через театрализованную деятельность и дидактические игры.Пашкова Галина Анатольевна. Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение (МКДОУ) № 9г. Новосибирск.Воспитатель. Формирование коммуникативной самостоятельности у детей, на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности,естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим,подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям. Во время свободной деятельности я стараюсь максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем в это время. Но особенно привлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми мы изготавливаем атрибуты для спектакля. Дети самостоятельно, хоть и под моим руководством, изготавливают отдельные предметы одежды героев, самостоятельно выбирая цвет, размер, модель и способ изготовления. В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «театральная сцена», «уголок ряженья», «рукавичка». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку «руковичка», оъединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, придумывают наряды и атрибуты, репитируют содержание инсцинировки. Результатом этой игры становится коллективное представление для сверстников группы. Театральные зоны нашей группы оснащены театральными масками, элементами костюмов, наборами кукол, разнообразными видами театров, атрибутами и декорациями. По моему убеждению, коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество, способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной, самостоятельной деятельности детей. В нашей группе создана особая предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать её компоненты, легко её менять или дополнять в зависимости от собственных задач. Предметно-развивающая среда организована нами таким образом, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, по уровню развития детей. Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий («угадай чья тень», «что лишнее», «найди ошибки», игры-головоломки, развивающие и логико-математические игры, шашки и т.д. В группе распологаются разнообразные схемы, модели, мнемотаблицы, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Постоянно появляются предметы,побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и матерьялы, таинственные письма – схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т.п. По моему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, её следует переодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению её необходимыми для развёртывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребёнка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию активность действий. Для этого используются предметы – заместители, обладающие, как я считаю, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребёнку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный матерьял, фотографии по сюжетно-ролевым играм, различные атрибуты для развития сюжетов игр – всё это приходит на помощь детям по ходу игры, ввиду недостающего атрибута. В.А. Сухомлинский сказал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он - засушенный цветок.»

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X