Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Бальжима Базаргуруевна Жамсаранова

Творческая индивидуальность как компонент профессионально-педагогической культуры.

скачать документ

Вернуться назад
Творческая индивидуальность как компонент профессионально-педагогической культуры.
ФИО автора: Жамсаранова Бальжима Базаргуруевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Южно-Аргалейская средняя общеобразовательная школа» Забайкальский край
Учитель биологии


Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к учителю. Творческая индивидуальность и культура педагогического труда – две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Культура и индивидуализация – взаимообуславливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сформироваться и полностью проявиться творческая индивидуальность, без творческой индивидуальности становление культуры педагога односторонне, ущербно, не наполнено жизнью.
О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как исполнитель, а как самостоятельный, автономный субъект деятельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педагогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя позволяет ему сохранять свое самобытное педагогическое «лицо» вне зависимости от ситуации в обществе и в учебном заведении.
Творческая индивидуальность видит высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональной деятельности, переживает и проживает события как факты личной жизни. Свою деятельность такой учитель ощущает как высокую миссию, поэтому у него всегда хороший настрой. Он может подняться над повседневностью, увидеть за отдельными действиями их духовный смысл и за уроком судьбу учащихся, а не только их обученность и воспитанность. В этом и есть проявление культуры педагогической деятельности. У него ярко выраженное
стремление к самоактуализации, которое и является основной движущей силой профессиональной активности и предпосылкой удовлетворенности своей деятельностью. К себе он относится как к значительному человеку, способному многое сделать в педагогике, проявляет интерес к процессу и результатам своей деятельности и к труду коллег, верит в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать педагогическую практику.
Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям; они стремятся понимать других, их стремления, мотивы поступков, с любопытством следят за взаимодействием других людей, пытаясь познать скрытый контекст общения, скрытые побуждения и мысли. Им нравится наблюдать других в ситуациях проявления высоких нравственных качеств, характера, замечать уникальные особенности, вспоминать совместно пережитое, сделанное. Они благодарны тем людям, у которых чему-то научились, охотно делятся впечатлениями об окружающих, причем, как правило, – доброжелательно. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, способны испытывать вдохновение во взаимодействии с учениками. Общение с ребятами для них - личностно значимая ценность.
Еще одно характерное качество яркой индивидуальности широта увлечений. Такой учитель всегда приходит к детям с тем, чем сам глубоко увлечен. И увлечения эти часто выходят за рамки школьных дел: это музыка, рисование, техническое творчество, коллекционирование, художественное творчество и т. д. «Набор» интеллектуальных качеств у каждого такого педагога своеобразен, но общие признаки гибкость ума, образность, метафоричность, оригинальность, неожиданная ассоциативность.
На уроках таких учителей ребята переживают яркие интеллектуальные эмоции удивление, догадку, уверенность, сомнение, радость, восторг, разочарование.
Во многом этому способствует обаяние личности учителя. К такому учителю невольно прислушиваются руководители, коллеги, он приковывает внимание учеников. Однако значимым фактором «личностная сила» становится тогда, когда учитель чутко реагирует на реакции ребят, понимает их, относится к ученикам с уважением
Откуда же появляется творческая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индивидуальность результат достаточно длительного процесса культуры педагогической деятельности, в котором можно выделить некие этапы.
Первый этап связан с тем, что человек оказывается в положении, которое С.Гильманов условно назвал «педагогической робинзонадой». Это ситуация «быть с детьми и что-то делать с ними», когда нужно находить самостоятельные способы действия, влиять на поведение ребят, отвечать за их знания, умения, нести за это ответственность в первую очередь перед собой. В этой ситуации может оказаться не только начинающий, но и опытный педагог-профессионал. Первый этап педагогической индивидуализации может так и остаться для человека приятным эпизодом, хранящимся в памяти, но не реализованным в деле. Но для тех, у кого творческая индивидуальность ярко выражена, он начало дела их жизни.
На втором этапе вырабатывается свое «педагогическое видение» и самоопределение в деятельности. Происходит осмысление целей деятельности, формируется опыт в организации действий (ориентированных на достижение цели), рождается собственное «педагогическое видение» педагогическая система, охватывающая способы и средства организации действий, анализа, контроля.
Начинается формирование «педагогического Я»: учитель связывает с педагогикой свои представления о себе, вырабатывает педагогическую «Я-концепцию». Ценности и принципы, поиск способов действия все это развивает педагогическую нравственность, учит постоянной рефлексивности позиции, умению реализовать себя в педагогически значимых действиях, укрепляет самостоятельность и целостность педагогической позиции. Иными словами закладывает основы реализации творческой индивидуальности в педагогической культуре учителя.
Третий этап это этап самореализации. Индивидуальность педагога становится фактором его жизни и деятельности. О нем можно сказать: «Он учитель, этим и интересен». Индивидуальность проявляется в открытости проблемам, в мудрости, в постоянной творческой неудовлетворенности. На этом этапе идет и процесс педагогической социализации формирование профессионального мастерства. Итак, индивидуальность и культура профессионализма две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности.




Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X