Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сайфутдинова Альфия Хазимулловна

Анализ стихотворения М. Карима "Берега остаются"

скачать документ

Вернуться назад

Анализ стихотворения Народного поэта Башкортостана Мустая Карима «Берега остаются»Автор: Сайфутдинова Альфия ХазимулловнаНаименование организации: филиал МОБУ Башкирская гимназия с. Большеустьикинское МР Мечетлинский район Республики Башкортостан СОШ с. АлегазовоДолжность: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категорииПо Белой, басистый и гордый,Смешной пароходик чадит.В лаптях,В тюбетейке потертойНа палубе мальчик сидит.Куда он — с тряпичной котомкой?К чему направляет свой путь?Лишь берега дымная кромкаДа Белой молочная мутьВдали. И на воду большуюГлядит он и все не поймет:— Совсем неподвижно сижу я,А круча, а берег плывет!..Я мальчик тот, я! И сквозь годыКричу ему: — Милый, не верь!Плывем это мы, а не горы,А берег все там и теперь!..Кричу… А в лицо мое ветер,А палубу набок кренит,Корабль мой почти незаметен —Вокруг него море кипит!Стою… Волны мимо и мимоНаскоком, галопом, подряд…Стою… Словно кем-то гонимы,Дни, месяцы, годы летят…— Сто-ой, дяденька! — вдруг через темень,Сквозь воды, мне — с палубы той:— Плывем-то ведь мы, а не время,А время, как берег крутой,За нами осталось, за нами,Другим — я не знаю кому…А сам ты, влекомый волнами,Что времени дал своему?И эхо сквозь грохот и тьмуВсе вторит и вторит ему:«Вре-ме-ни-и сво-е-му-у,Времени своему…»Мустай Карим, столетие которого отмечается в октябре 2019 года, - Народный поэт Башкортостана, писатель, драматург, публицист, гражданин и воин, участник Великой Отечественной войны, выдающийся общественный деятель. Его называют национальным достоянием нашей большой многонациональной страны.С его именем связывают целую эпоху башкирской, российской, мировой литературы. Он прожил непростую, но интересную жизнь. Прожил достойно.Творчество М. Карима разнообразно: это и философская лирика, и гражданская, и проза, и пейзажная лирика, и военная тематика (он участвовал в Великой Отечественной войне, так что знал о ней не понаслышке). Мне очень нравится его повесть «Помилование» о трогательной и трагической истории любви Любомира и Марии Терезы.Он писал о вечных темах: о жизни и смерти, о времени, о смысле жизни, о любви, о родине, о долге и чести.В его произведениях много доброты, света, человечности.Всем известно знаменитое стихотворение “Не русский я, но россиянин”. Не менее популярно и его другое стихотворение о Башкирии «с берёзовый листок величиной».Где-то я прочитала такие строчки:«У англичан – Шекспир.У немцев – Гёте.У индийцев – Тагор.У китайцев – Конфуций.У датчан – Андерсен.У татар – Тукай.У чувашей – Яков Ухсай.У башкир – Мустай Карим»Мир Мустая Карима, как отмечает литературовед М. Ломунов, светел и в то же время тревожен, потому что поэта волновало всё, что происходило вокруг него: война, положение в стране (к примеру, он тяжело пережил развал СССР). Но он никогда не терял присутствия духа. Это видно, когда читаешь его стихи, посвящённые детству. В них поэт как бы хочет соединить прошлое и настоящее, между которыми – время.В стихотворении «Берега остаются» мы видим мальчика в лаптях, «в тюбетейке потертой», плывущего на пароходике по реке Белой. Ему кажется, что он сидит неподвижно, а плывет – круча, берег.Стихотворение носит философский характер – это воспоминание – размышление о жизни, о времени, о смысле жизни (“Что времени дал своему?”).Стихотворение сюжетное:перед нами история мальчика. Скорее всего, это автор в детстве. Он видит уплывающие берега и считает, что сам он неподвижен. Что же, детям свойственно ошибаться. И, уже став взрослым, герой пытается докричаться до самого себя – ребенка, чтобы объяснить, что происходит на самом деле. Идёт диалог с самим собой. Надо сказать, что стихотворение яркое, выразительное благодаря тому, что автор умело использует художественные средства:1. Эпитеты: смешной (пароходик) – и представляешь небольшой пароход, смешно подпрыгивающий на волнах; уменьшительно-ласкательный суффикс привносит теплоту в воспоминания автора.Дымная (кромка) – не всё понятно мальчику;Большая(вода) – символ большой жизни, которая открывается перед героем.2. Метафоры – «вокруг него море кипит», «ветер» – жизнь с её трудностями и испытаниями.И река, по которой плывет пароход, - символ жизни.3. Сравнение: «а время, как берег крутой» – о том, как порой трудно преодолеть время, которое как будто стоит на месте.4. Помогают раскрыть смысл стихотворения риторические вопросы: “Куда он, с тряпичной котомкой?”“Что времени дал своему?” - Ведь не просто так человек приходит в тот мир, он должен оставить свой след, чтобы о нём помнили.5. Философский характер стихотворения подчеркивают фигуры умолчания: (они передают и взволнованность речи)Кричу…Стою…Годы летят… (Именно летят, потому что время – быстротечно, но понимание этого приходит только с возрастом).6. Лексический повтор “времени своему” еще раз напоминает о том, что смысл жизни в том, чтобы не прожить её напрасно.Лексические повторы«мимо и мимо», «за нами остались, за нами», «вторит и вторит» усиливают выразительность речи. Автор старается убедить нас, что всё преходяще, всё можно пережить, всё проходит,ко всему нужно относиться по- философски.7. Восклицательные предложения помогают увидеть эмоциональный характер стихотворения: «Я – мальчик тот, я!», «Милый, не верь!»8. 2 раза автор использует градацию: (расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости): «наскоком, галопом, подряд» и «дни, месяцы, годы летят». Это восходящие градации(по-другому - климакс).Автор использует градацию, чтобы усилить эмоциональное впечатление. Градация выполняет здесь эмоционально- усилительную функцию.9. Автор использует разговорную лексику: басистый, с тряпичной котомкой, круча, наскоком, дяденька. Это делает стихотворение близким, понятным, жизненным. Думается, стихотворение носит автобиографический характер. К тому же один из участников диалога – мальчик, для речи которого и характерны разговорные слова. Они помогают нам лучше представить главного героя. Ведь речь – тоже средство характеристики. У МустаяКарима есть и описание внешности: в лаптях, в тюбетейке потертой. Благодаря ещё и речевой характеристике создается полная картина: мы видим и слышим героя.10. Анжамбеман – перенос части фразы из одной строки в другую в другую. В стихотворении М. Карима:- Да Белой молочная мутьВдали…- И сквозь годыКричу ему.Переносы служат для создания интонации прозы: описывается случай из жизни.В стихотворении 37 строчек, оно представляет собой единое целое. Но со смысловой точки зрения его можно разделить на 2 части: детство и зрелость, когда уже задумываешься над серьёзными вопросами.Написано стихотворение четырёхстопным ямбом с пиррихиями, которые делают стих лёгким.Опыт анализа художественных произведений говорит о том, что авторы никогда не дают своим произведениям названия просто так. Нет. Они всегда символичны и неоднозначны. Чтобы понять смысл названия стихотворения М. Карима, я решила узнать, в названиях каких произведений встречается слово «берег». И вот что я нашла:1.Роман Юрия Бондарева «Берег». Автор говорил, что «образ берега – это вечное движение к чему-то, к идеальной цели, к истине, к высотам духа». Каждый человек пытается найти свой берег, который должен оправдать или объяснить смысл жизни.2.Владимир Набоков, «Другие берега». Для этого автора другие берега – это берега уже недостижимой, утраченной России.3.Евгений Носов, «И уплывают пароходы, и остаются берега». Случайно ли такое совпадение? Е.Носовбыл человеком, сердце которого болело от того, что людям мало дела до берегов Отчизны.Итак, почему же Мустай Карим так назвал своё стихотворение? Может быть, его берега – это вехи жизни, то, что остаётся после человека. Это и его память, и память о нём. Какие литературные ассоциации вызывает это лирическое произведение?Когда читаешь произведение классика, оно непременно вызывает ассоциации. И стихотворение М.Карима не является исключением.Мустай Карим написал его в 1964 году. А более 100 лет назад, в 1856 году, великий русский народный поэт Н. А. Некрасов написал стихотворение “Школьник”. В нём рассказывается о мальчике, который, как думает автор, идет учиться. Автор подбадривает его, напоминает о том, «как архангельский мужик (Ломоносов) по своей ибожьей воле стал разумен и велик».У некрасовского мальчика, как и у героя М. Карима, за плечами котомка. Мы не знаем точно, куда плывет мальчик в стихотворении “Берега остаются”, но можно предположить, что он тоже едет учиться. Он тоже слышит напутствия от самого себя, но уже умудрённого жизненным опытом. Ещё я вспомнила стихотворение А. С. Пушкина “Телега жизни”. У М. Карима – пароходик, потом корабль. Правда, у Пушкина изображена вся жизнь человека: утро(молодость), полдень (зрелый возраст), вечер(приближение конца жизни). У Мустая Карима же мы видим 2 момента – утро и, скорее всего, полдень, когда человек ещё полон сил. Объединяет эти стихотворения то, что и в том, и другом присутствует время. У Пушкина оно быстротечно, а у нашего народного поэта оно дается для того, чтобы оставить после себя заметный, разумеется, хороший след, оставить память о себе.Недавно на уроке литературы мы говорили о поэтах Серебряного века, в том числе и о Константине Бальмонте (Поэт - Солнце). Я решила почитать его стихи и наткнулась на стихотворение “Часы”, в котором есть такие строчки:Тик – так. Тик – так. Храни ребёнка, который в сердце помнит детство. Мне кажется, герой М. Карима помнит детство. Это очень важно для человека, потому что именно в детстве закладываются основы человеческой личности.Таким образом, мы убеждаемся в том, что Мустай Карим пишет об общечеловеческих ценностях, важных для всех и всегда.Использованная литература:Стихотворение М. Карима «Берега остаются»Стихотворение А.С.Пушкина «Телега жизни»Стихотворение Н.А.Некрасова «Школьник»Стихотворение К.Бальмонта «Часы» Ресурсы Интернета (данные о жизни и творчестве поэта)

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X