Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Яковлева Светлана Викторовна

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

скачать документ

Вернуться назад
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Камышинский индустриально-педагогический колледж
имени Героя Советского Союза А.П.Маресьева»
(ГБПОУ «КИПК им. А.П. Маресьева»)








Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

для всех специальностей






Преподаватель С. В. Яковлева















Камышин 2018
Введение
Цель данного курса состоит в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать формированию гуманистического мировоззрения, содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознания и самореализации.
Формирование указанных качеств личности, ее самосознания, идеалов, убеждений, ценностных ориентации предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры, в результате изучения дисциплины «Основы философии».
Содержание методических рекомендаций по дисциплине направлено на реализацию требований ФГОС по дисциплине «Основы философии». Методические рекомендации содержат перечень и содержание тем, основные понятия, задания к темам, рекомендации по их выполнению, вопросы для самопроверки.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы позволяют студентам самостоятельно овладевать знаниями, углублять и закреплять их, выполняя предложенные задания.
Задания в методических рекомендациях носят как репродуктивный, так и продуктивный (поисковый) характер. Это позволяет обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности студентов.
Основными видами заданий является:
Составление кроссвордов, конспектирование, написание рефератов, составление схем, таблиц, написание сочинений, эссе.
Задания для самостоятельной работы представлены в полном объеме. Преподавателям при организации работы студентов следует ориентироваться на рабочую программу дисциплины «Основы философии» всех специальностей

Тема 1. Мировоззрение, его структура, уровни и типы
1. Ознакомьтесь с содержанием учебника из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Заполните таблицу:
«Исторические типы мировоззрения» (выделить характерные черты мифологического, религиозного и философского типов мировоззрения)

Мифология
Религия
Философия






3. Ответьте на следующие вопросы:
– В чем заключаются особенности мифологического, религиозного и философского типов мировоззрения?
– С чем связано появление и развитие философского типа мировоззрения?
– Что такое философия? Какие суждения об этом Вам известны? Как Вы определите науку философию?
– Кто такой философ? Кто из философов (в истории мысли) Вам известен? Кого можно назвать философом?
– Согласны ли Вы с таким определением философии: «Философия - мать наук. Первые естествоиспытатели, как древнего, так и нового времени, были философами» (Л. Фейербах). Какие знаете еще определения и как они соотносятся с этим?
– Что отличает философию от религии? От науки?
– Что такое основной вопрос философии?
– Онтология, гносеология, аксиология. Что это за понятия и какое отношение они имеют к философии? Каких философов Вы знаете и к какому из трех направлений их относите?
– Какое значение имеет философия для личности и общества?

Тема 2. Античная философия
1. Ознакомьтесь с содержанием учебника из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Ответьте на следующие вопросы:
– Какие вопросы волновали умы первых философов?
– Какие философские учения доминировали в Индии в древности?
– Какие философские учения доминировали в Китае?
– Назовите крупных индийских, китайских и греческих философов?
– Что имеют общего и чем отличаются восточная и западная философия?
– Кого из философов Милетской школы относили к «Семи мудрецам» и за какие знания? Что Вы могли бы о нем рассказать?
– К какому философскому направлению – материализм, идеализм или др. Вы отнесете философов Элейской школы и почему?
– Что такое апории Зенона? Приведите известные Вам. В чем их современное научное (гносеологическое) значение?
– Можно ли говорить об античном атеизме и в отношении к каким учениям?
– Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему
– Кто из философов основал атомизм? В чем состояла суть его учения? Был ли это материализм?
– «Я знаю только то, что ничего не знаю» – Кому принадлежат эти слова и в связи с чем они были сказаны? Действительно ли философ «ничего не знает» или это метод философствования? Как назывался этот метод?
– Что такое монизм? Какие философские учения античности Вы отнесете к монизму и почему?
– Что такое гилозоизм? Какие философские учения античности можно назвать этим термином?
– Основной смысл Платонова учения об идеях. Как Вы объясните с позиции этого учения понятия: платонизм, платоническая любовь?
– Объясните суть положения Аристотеля о материи и форме. Был ли это материализм? Какие учения в истории философии опирались на концепцию Аристотеля?
– Объясните понятие «диалектика» и его употребление в античной философии (в каких учениях?) и в современной науке.

3. Найдите и выпишите определения:
– Атман
– Брахман
– Буддизм
– Веды
– Даосизм
– Джайнизм
– Дхарма
– Космология
– Карма
– Конфуцианство
– Медитация


Тема 3. Средневековая философия
1. Проработайте соответствующую тему в учебнике из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Ответьте на вопросы:
– В чем особенность средневековой философии?
– Почему европейская философия Средних веков теряет самостоятельность?
– Согласны ли вы с позицией тех исследователей, которые считают средние века веками мрака, темными страницами европейской истории, временем, когда культура как бы пошла вспять? Свое мнение обоснуйте.
– Сопоставьте античную и средневековую философии по схеме: онтология, гносеология, этика, социальные взгляды.
– Объясните термины «схоластика», «догматизм», «формализм». Каково современное значение этих терминов?
– Объясните тезис «Философия – служанка богословия». Кто из схоластов его выдвинул и почему?
– Объясните понятие «религия» и «теология», их сходство и различие. Рассмотрите их употребление в известных Вам философских системах. Сопоставьте их с понятием «философия».
– Средневековый схоласт – это философ или теолог? Объясните соотношение этих трех терминов. Кого из мыслителей средневековья Вы знаете и в чем суть их учений?
– Проанализируйте термин «схоластика» с точки зрения средневековой философии и с позиции современного знания.
– Объясните смысл принципа креационизма. Какое отношение он имеет к онтологии средневековой философии? Какие другие принципы этой философии Вам известны?

Тема 4. Философия эпохи Возрождения (6 час.)
1. Изучите соответствующий материал по данной теме:
2. Выучите основные термины.
Словарь терминов:
Антропоцентризм – специфическая черта мировоззрения эпохи возрождения, в котором центром культуры и философии является человек.
Гелиоцентризм – система мира Коперника, в которой солнце – центр вселенной.
Гуманизм – в широком смысле мировоззрение, признающее ценность человека и его право на жизнь, свободу, счастье, развитие.
Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу. Согласно пантеизму Бог не является личностью или неким существом, а представляет собой активное духовное начало, силу, пронизывающую мир в каждой его частице.
Секуляризация – освобождение от власти церкви и религии.
3. Ответьте на вопросы:
– Что изменилось в философии и общественном мировоззрении в эпоху Возрождения?
– Назовите характерные черты эпохи. Какое отражение они нашли в философии эпохи Возрождения?
– Что такое пантеизм? Назовите философов, чьи учения были пантеистическими и объясните, почему.
– Что такое христианский пантеизм? Кто из философов Возрождения принадлежит к этому философскому направлению?
– Что такое пантеистическая натурфилософия? Кто является автором данной теории.

Тема 5. Философия в странах Европы в Новое время. Немецкая философия
1. Проработайте соответствующую тему в учебнике из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Ответьте на вопросы:
– Назовите наиболее значимые философские проблемы европейской философии Нового времени.
– Что такое эмпиризм философии Нового времени? Кто следовал этому направлению и в чем это выражалось?
– Кому принадлежит известное изречение: «Знание – сила»? С какой философской ориентацией оно связано?
– В чем существо разработки индуктивного метода познания, принадлежащей Бэкону?
– Что это за метод – «картезианское сомнение», кому он принадлежал и к какому выводу привел? Какую позицию в вопросах гносеологии занимал его автор?
– В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона.
– В чем состояла метафизика Декарта? Было ли в ней место Богу?
– Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? С чем он связан, какую научную основу имеет и традиции какой этической школы продолжает?
 В чем новизна эмпиризма Локка? В чем противоречивость его сенсуализма и что это за термин?
– «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Чье это утверждение и как называется такая философская позиция?
– В чем состоял субъективизм последователей Локка – философов Беркли и Юма? Дайте критику этим взглядам.
– Как Вы сформулируете взгляд Декарта на социальное развитие и место в нем философии?
– У кого из философов произведения получили схожее название («Органон») и почему? Почему, на Ваш взгляд, Бэкон назвал свою работу «Новый Органон»?
3. Составьте словарь терминов и понятий.
Тема 6. Марксистская философия
1. Проработайте соответствующую тему в учебнике из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Ответьте на вопросы:
– Что такое диалектика по Марксу? Приведите примеры диалектического цикла.
– Объясните понятие отчуждения по Марксу. Употребляется ли это понятие в науке?
– Сопоставьте философию Маркса и Гегеля. Что общего и что отличного в их учениях?
– Сопоставьте философию Маркса и Фейербаха. Как можно назвать их учения? Сопоставьте их онтологию, гносеологию, методы познания.
– Каковы отношения Маркса с религией и богом? Сопоставьте его с Гегелем и Кантом по этому вопросу.
– Какие идеи Маркса получили развитие в XX веке?
– Создал ли Марксизм новую философскую антропологию?

Тема 7. Русская философия XIX –XX века
1. Ознакомьтесь с содержанием учебника из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Заполните таблицу:

Основные направления русской философии
Представители
направления
Основные идеи





3. Ответьте на вопросы:
– Кого вы знаете из русских философов?
– Каковы особенности русской философии?
– Как видят историю Н.Бердяев и В.Соловьев?
– Каковы дальнейшие перспективы развития русской идеи?
– Какие этапы развития прошла русская идея?
– В чем значение русской философии?
– Как развивалась русская философия после 1917 года?
– Какие философские течения и идеи будут доминировать в ближайшем будущем?
– Чем различаются между собой естественно-научное и философское направления русского космизма?

Тема 8: Научные, философские и религиозные картины мира
1. Проработайте соответствующую тему в учебнике из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Ответьте на вопросы:
1. Что является основными категориями научной картины мира?
2. Охарактеризуйте философскую и научную картины мира.
3. В чем сущность религии и как объясняется ее происхождение?
4. Каковы основные функции религии?
5. В чем состоит механистическая картина мира? Когда сложилось это представление? Какие учения построены на ней? Сопоставьте ее с вещественной картиной мира (по содержанию, по времени возникновения и пр.).
6. В чем заключается суть синергетики?

Тема 9. Бытие. Материя. Атрибуты
1. Ознакомьтесь с содержанием учебника из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Найдите и выпишите определения следующим терминам:
– Атрибут
– Субстанция
– Движение и развитие
– Детерминизм и закономерность
– Дифференцированность
– Многомерность
– Сознание

3. Заполните схему: HYPER13 SHAPE \* MERGEFORMAT HYPER14
4. Ответьте на вопросы:
– Каковы основные проблемы онтологии?
– Каковы основные исторически сложившиеся позиции в онтологии?
– Как определить бытие и небытие?
– Что есть сущность?
– Материя и субстанция: что общего у этих понятий и чем они отличаются?
– От чего зависит состояние пространства и времени?
– Как появилась жизнь?
– Признают ли религиозные учения принцип детерминизма?

Тема 10. Философские проблемы познания
1. Проработайте соответствующую тему в учебнике из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Ответьте на вопросы:
– Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?
– Чем различаются эмпирический и теоретический уровни научного познания?
– Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания?
– Что такое объект и субъект познания?
– В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?
– Что такое истина? Что рассматривается философами в качестве критериев истины?
– Как менялось представление о субъекте познания в истории философии?

3. Составьте словарь терминов и понятий.

Тема 11. Научное познание и знание
1. Проработайте соответствующую тему в учебнике из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Ответьте на вопросы:
– Какие проблемы рассматривает философия науки?
– Каковы критерии научного знания?
– Как развивается наука?
– Для чего человеку словесный язык?
– Что такое научные революции?
– С чем связано возникновение дилеммы «сциентизма и антисциентизма»?
– Какую роль играет интуиция в научном познании?
– Что изучает философия техники?

3. Составьте словарь терминов и понятий.

Тема 12. Актуальные философские проблемы человека
1. Ознакомьтесь с содержанием учебника из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Ответьте на вопросы:
– Чем отличаются философская и научная антропология?
– Чем человек отличается от других животных существ?
– В чем состоит сущность человека?
– Как появился человек?
– Какие дальнейшие изменения могут ожидать человека как биологический вид?
– Как появилось сознание у человека?
– Почему опасна власть инстинктов над сознанием человека?
– Возможно ли специальное развитие скрытых возможностей человека?
– Как вы понимаете духовное развитие человека?

3. Заполните таблицу:
«Концепция смысла жизни»
Концепции
Принципы (идеи)

Гедонизм


Аскетизм


Эвдемонизм


Утилитаризм


Этика долга


Прагматизм



Тема 13. Общество и культура как предметы философского анализа
1. Ознакомьтесь с содержанием учебника из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Выпишите определения понятия общество и укажите авторов.
3. Ответьте на вопросы:
– Чем человеческое общество отличается от объединения животных?
– Как появилось общество?
– Что характеризует общество как систему?
– Что значительнее влияет на развитие общества: общественное бытие или общественное сознание?
– Какие ценности важнее для общества – материальные или духовные?
– Куда направлена человеческая история?
– Что влияет на исторический процесс?

Тема 14. Человек в системе социальных связей и отношений
1. Ознакомьтесь с содержанием учебника из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Ответьте на вопросы:
– Свободна ли человеческая воля?
– Как в истории философии решалась проблема свободы и необходимости? Свободы и ответственности?
– В чем ценность свободы?
– Что такое мораль и каковы ее основные понятия?
– Каким образом в философии определяется понятие эстетическое?
– Что такое личность с философской точки зрения?

3. Составьте словарь терминов и понятий.

Тема 15. Глобальные проблемы современности
1. Ознакомьтесь с содержанием учебника из основного списка литературы (по выбору студента).
2. Ответьте на вопросы:
– В чем проявилось влияние научно-технической революции на общественное бытие современного человека?
– Как преодолеть глобальные проблемы?
– В чем проявляется духовный кризис человечества?
– Зачем нужно знать (изучать) будущее?
– Что нужно знать человечеству для дальнейшего развития?
– Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

3. Выучите основные понятия по данной теме.
Основные источники:
1. Грядовой Д.И. Основы философских знаний, 3-е издание, переработанное и дополненное. Учебник, М.: «Профессиональный учебник», 2007, 303 с.
2. Вагин И.В. Давыдович В.Е., Жарков Л.В.., Золотухина Е.В., Кохановский
В.П., Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е., Яковлев В.П. Философия, учебное
пособие – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005, 574 с.
3. Горелов А.А. Основы философии, уч. пособие – М., Академия, 2005, 255 с.
4. Философия, под редакцией Лавриненко В.Н., Ратниковой В.П.; Учебник, М., - Юнити-Дана, 2009, 635 с.
Дополнительные источники:
1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.
Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009, 463 с.
2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое
время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009, 455 с.
3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское
просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010, 483 с.
4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,
Юнити-Дана, 2008, 335 с.
5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,
Юнити-Дана, 2009, 287 с.

Интернет – ресурсы:
http://www.philosophi.ru

Философские представления о субстанции

Монизм
(1 субстанция)

дуализм
(2 субстанции)

Плюрализм
(множество субстанций)

материальный

идеалистический

пантеистический

материальная


духовная

Представители?

Представители?

Представители?



Заголовок 9

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X