Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Балашова Маргарита Александровна

Основные подходы к критериям оценки сформированности устной речи обучающихся с ЗПР

скачать документ

Вернуться назад

Основные подходы к критериям оценки сформированности устной речи обучающихся с ЗПРРечевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.Речевая активность –   это качественно-количественная характеристика речевой деятельности.Слайд 3Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.Речевая активность –   это качественно-количественная характеристика речевой деятельности.Слайд 3Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.Речевая активность –   это качественно-количественная характеристика речевой деятельности.Слайд 3Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.Речевая активность –   это качественно-количественная характеристика речевой деятельности.Слайд 3Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.Речевая активность –   это качественно-количественная характеристика речевой деятельности.Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.Речевая активность –   это качественно-количественная характеристика речевой деятельности.Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Готовность ребенка к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и дифференцировать акустико- артикуляционные признаки звуков, достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированности словаря и грамматического строя речи, умение логично, связно строить свое высказывание, а также достаточную речевую активность. Речевая активность – это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации. Речевая активность – это качественно-количественная характеристика речевой деятельности. Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с окружающим миром не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:Ухудшение состояния здоровья детей;Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. Особенности речи детей данной категории обусловлены своеобразием развития их познавательной деятельности.Исследование особенностей развития речи, как одно из важнейших направлений в изучении детей с ЗПР, проводилось многими учеными (Т.П.Артемьева, Н.Ю.Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С.Слепович, Г.Н.Рахманова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко и др.). Как показывает анализ работ данных авторов, для речи детей с задержкой психического развития характерно: задержка появления речи, позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю. Борякова, Е.С.Слепович, Р.Д.Тригер и др.), слабая речевая активность, недифференцированность словаря (А.Д.Кошелева, Е.С.Слепович, С.Г.Шевченко), недостаточная сформированность грамматического строя (Р.Д.Тригер, Е.Ф.Соботович и др.), низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, слабое осознание звукового строения слова (С.Н.Карпова, Е.В.Мальцева и др.), неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи (Г.И.Жаренкова), дефекты вербализации (В.В.Лубовский), недостаточная развернутость речевого высказывания, затруднения в построении предложений (Г.Н.Рахманова).У детей с задержкой психического развития имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом, а именно: нарушения звукопроизношения, бедность и недостаточная дифференцированность словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточность фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Порой при внешнем благополучии устной речи нередко наблюдаются многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания. К началу школьного возраста речь детей с ЗПР развита на уровне элементарного бытового общения со взрослыми и сверстниками, дети владеют повседневным обиходным словарем и грамматическими формами, для этого необходимыми. Однако расширение словаря обращенной речи за рамки многократно повторяемой бытовой тематики приводит к тому, что возникает непонимание некоторых задаваемых ребенку вопросов и инструкций, содержащих слова, значение которых неизвестно или недостаточно ясно ребенку. На уровне импрессивной (внутренней) речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", "Береза растет на краю поля" и т.п., также дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен и процесс декодирования текстов, т.е. затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.Характерны и особенности словаря: преобладание пассивного словаря над активным; ограниченный запас слов, которые обозначают и конкретизируют обобщенные понятия, признаки и свойства предметов; недифференцированное, порой неадекватное употребление слов; затрудненная активизация словарного запаса; недостаточное понимание и неправильное употребление близких по значению слов. Обедненность словарного запаса у детей с ЗПР связана с ограниченностью их знаний и представлений об окружающем мире, о количественных, пространственных, временных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется своеобразием познавательной деятельности и личности детей.Грамматический строй речи детей с ЗПР также своеобразен. Высказывания детей нецеленаправленны, как правило, с использованием примитивных грамматических конструкций, с затруднениями в произвольном оперировании словами, особенно существительными с абстрактными значениями и относительными прилагательными. Дети с ЗПР испытывают трудности в восприятии конструкций творительного падежа, не умеют выделить главное слово в предложении, расставить в нужном порядке слова. Грамматически верно и неверно оформленные предложения дети с ЗПР воспринимают как одинаковые.В начальных классах существенное значение имеет речевая активность детей. Известно, что нередко причиной низкой речевой активности детей бывают дефекты речи. Поэтому много внимания должно уделяться произносительной стороне речевого развития: постановка речевого дыхания, работе со скороговорками, чистоговорками, артикуляционной гимнастике.При ЗПР отмечается слабость словесной регуляции действий (В.И. Лубовский, 1978). Поэтому действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало влияет на его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конкретную задачу, легко переключается на побочные, несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций. В связи с этим методический подход предполагает развитие всех форм опосредствования: использование реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В различных видах деятельности важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог выполненной работе, а на более поздних этапах составлять инструкции для себя и для других, т.е. обучать действиям планирования. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Обязательным условием развития устной речи учащихся является усвоения новых слов и их значений. Богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Важно учитывать своеобразие формирования функций речи, особенно ее планирующей, регулирующей функции. Диалогическая речь–дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого побуждения к речи, либо они дают малоразвернутые ответы на вопросы взрослого, зачастую прекращают разговор, играть предпочитают молча, однако любое побуждение к дальнейшему общению приводит к увеличению объема высказываний. Часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Необходимо «провоцировать» ребенка на высказывание, на ответ. Еще один важный способ формирования речевой активности – игры. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата. Для развития речи детей с ЗПР, коммуникативных навыков, сплочения коллектива, я использую театрализованную деятельность, которая позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Частью театрализованной деятельности являются театрализованные игры. Такие игры позволяют преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игры-хороводы: «Березка», «Плетень», «Гуси-лебеди», аудиозаписи с детскими пенями и сказками. Выполняем игровые упражнения и этюды, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Вместе с учителем музыки разучиваем инсценированные песни. Для постановок используем ширмы для кукольных представлений, теневого театра, шапочки-маски, художественные костюмы, в изготовлении которых помогают родители и девочки-старшеклассницы на уроках профессионального труда в швейной мастерской изготавливают элементы костюмов. В результате этой работы дети с ЗПР становятся более естественными в своем поведении, эмоционально свободными и общительными.Монологическая речь – носит ситуативный характер, уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР неодинаков. На уроках большое внимание уделяем работе над пересказом. Пересказы являются наиболее доступной формой речевой деятельности для детей  с ЗПР. Наличие серии сюжетных картин активизирует речевую деятельность детей с ЗПР, регулярно составляем рассказы по серии сюжетной картинок, по одной сюжетной картине. Критериями оценки уровня сформированности связной речи при этом будут: умение устанавливать причинно-следственные связи (между предметами и персонажами (понимание сюжета); умение самостоятельно последовательно выстраивать высказывания (начало, кульминация, развязка); умение использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции; умение точно выстраивать высказывания согласно лексико-грамматическим нормам.Очень важно при работе с детьми с ЗПР знать, как ребенок умеет составлять рассказ по картинке (творческий рассказ), в процессе которого как раз и выявляются умения детей составлять связное высказывание с опорой на собственный жизненный опыт и речевые возможности; умения воссоздавать события выходящие за пределы изображения.Критериями оценки уровня сформированности связной речи данного компонента будут: умение составлять рассказ силой воображения, воссоздавать события, выходящие за пределы изображенного на картинке и выражать в речи; умение выстраивать высказывания, не отклоняясь от темы; умение использовать в речи сложные синтаксические конструкции; умение строить правильные лексико-грамматические высказывания.В этих видах работы опираемся на планы, схемы, опорные слова, предложения, в которых часть слов заменена картинками.Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.  Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей // Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982.2.  Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., 1994. 3. Башмакова, С. Б. Психология нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи: учебное пособие / С. Б. Башмакова. – Киров: Изд–во ВятГГУ, 2007. – 102 с.4.   Власенко И.Т., Голод В.И., Алле А.Х. Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями речевого развития // Методы обследования речи у детей, Под ред. И.Т. Власенко. Г.В. Чиркиной. М., 1992.5.   Глухов В.П., Смирнова М.Н. Особенности связной речи у детей с комбинированным психоречевым дефектом // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. МГОПУ им. М.А. Шолохова. М., 2002.6.  Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Е.А. Цыпиной. М., 1984.7. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья /Под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А, Никольской.-М.: Национальный книжный центр, 2013.-336 с. 8. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям). 9.    Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями. 10. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 167 с. 11. Коненкова И.Д. Обследование речи детей с задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X