Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Подлегаева Евгения Анатольевна

Из опыта работы статья «Профессиональные достижения учителя в воспитании и социализации младших школьников».

скачать документ

Вернуться назад

Профессиональные достижения учителя в воспитании и социализации младших школьников.Автор: Подлегаева Евгения Анатольевна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Гимназия им. А.П.Чехова», г.Зверево, Ростовская область Не секрет, что воспитательная работа – это сложная область деятельности учителя. С удовлетворением следует отметить, что сегодня воспитание определяется государством как первостепенный приоритет в образовании и рассматривается как «органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития» (Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002г. № 13-51-28/13). Определена система ориентиров и социальных ценностей, цели воспитания, основные виды и минимальный объём социальных услуг по воспитанию детей и молодёжи в 21 веке. Основная задачи школы сегодня состоит в обеспечении условий формирования позитивного социального опыта растущего человека и его гражданского становления. На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей. Это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности: Родина, жизнь, природа, здоровье, человек, мир! Принимая участие в воспитании детей, я придерживаюсь основных принципов гуманистической педагогики:•признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;•уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;•обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка;•уважительное отношение между взрослыми и детьми;•создание ситуаций успеха. Воспитание и обучение неразрывно связаны между собой, одинаково влияют на развитие и становление человека. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата. Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые я использую в своей работе, являются следующие: •поощрять активность, инициативу, креативность;•находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;•формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;•создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения. Наш Донской край – это многонациональное общество с богатыми многовековыми традициями. И главное взять самое лучшее из опыта предков, приумножить и передать своим детям и внукам. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. В 2008-2009 учебном году мною была разработана программа воспитания и социализации учащихся 1-4 классов «Ступени роста».Программа воспитания и социализации «Ступени роста» актуальна, т.к. позволяет создать условия для организации детских классных объединений, с которых начинается формирование высокой гражданской позиции учащихся. Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений. Инновационность программы в том, что особое внимание в программе акцентировано на аспектах социализации личности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социальный опыт обучающиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в ОУ; в процессе взаимодействия; в результате приобретения опыта общения в молодежной, социальной, внешкольной среде. Уже много лет строю свою воспитательную систему на основе принципов краеведения. Наш край имеет очень богатые и разнообразные обычаи, ведь с давних пор на его территории проживают различные национальности. Я приобщаю детей к пониманию истории своего края через новые и традиционные формы работы. Особенно важной формой внеклассной работы считаю экскурсии, которые позволяют детям прикоснуться к историческим ценностям, в естественной обстановке познакомить их с объектами и явлениями природы, вызвать глубокие переживания, способствуют развитию эстетических чувств.Воспитательную работу я веду по модулям:1.История Донского края2.Культурные ценности Дона3.Природа Донского края В изучении природы Дона значительным считаю составление совместно с детьми «Красной книги Ростовской области», куда мы включаем редкие и исчезающие виды растений и животных. Ученики оформляют свои работы в виде презентаций, с которыми выступают перед учащимися других классов. Кроме проведения общешкольных мероприятий, внесенных в план, я вовлекаю ребят в реализацию социально значимых проектов различного уровня.- Общественно-политические. Мы с ребятами часто бываем в гостях у ветерана Великой Отечественной войны Трофимова А.П. В ходе встреч и бесед узнали, что в нашем городе есть одиночные захоронения участников войны, за которыми некому ухаживать. В это же время волонтёры из нашей школы вызвались привести в порядок заброшенные могилы. Мои ученики с энтузиазмом согласились поучаствовать в этом проекте.- Экологические. Педагогом-психологом МБОУ СОШ №2 в 2014 году был инициирован муниципальный проект «Экологическая тропа», который выиграл грант на региональном форуме «Ростов 2014.Твой мир в движении». Ребята моего класса и мои выпускники стали самыми активными участниками этого проекта. Дети готовили плакаты, делали сообщения, участвовали в акциях «Любимому городу – новый парк!», «Сбереги дерево», «Скажи пакетам нет!» и др.- Культурологические. В год 70-летия Победы молодёжным общественным объединением «Открытые сердца» был объявлен проект «70 песен о войне». В рамках этого проекта за 70 дней до праздника ежедневно перед началом занятий мы с ребятами прослушивали и обсуждали одну из военных песен. Затем дети получали задание оформить красочный буклет с текстом песни. В день Победы ребята подарили эти буклеты ветеранам и жителям города. В этот год мы читали стихи о войне перед началом урока литературного чтения и также оформили буклеты с текстами стихов для ветеранов. Моя работа по организации участия воспитанников в социальных проектах получает положительную оценку общественности:•Благодарственные письма МБУ ЦСО ГПВ и И г. Зверево за активное участие в проведении заседаний клуба «Тепло души» (2013, 2013, 2014,2014, 2015гг.); •Благодарности в городской газете «Наша газета»;•трансляция мероприятий городской телекомпанией «Маяк». Разработки отдельных мероприятий по реализации данных проектов опубликованы на моём мини-сайте в социальной сети работников образования(http://nsportal.ru/evgeniya-anatolevna-podlegaeva), на сайте infourok.ru. Опыт своей работы я представила в виде публикации: 1.«Реализация эдоровьесберегающих технологий на разных этапах организации обучения в начальной школе» в книге «Педагогика: семья-школа-общество», Изд.: Винница-Москва-Воронеж», ноябрь 2014г. 2. «Некоторые вопросы современного содержания воспитательного процесса в деятельности классного руководителя 1-4 классов», сборник научных статей и тезисов Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования: проблемы, поиски, решения», Ростов-на-Дону, Изд. ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2016г. «Социальная зрелость – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека». На сегодняшний день учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, оказывает влияние на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований. Я старалась строить свою работу так, чтобы была атмосфера совместной творческой деятельности учителя и учащихся. Общение, доброжелательное, искреннее, когда и учителю, и ученику интересно слушать друг друга, интересно работать вместе – вот главное в моей работе. В своей деятельности я опираюсь на корифеев педагогической мысли, таких как Сухомлинский, Макаренко, а также использую воспитательные технологии, актуальные на современном этапе, такие как:- личностно-ориентированная технология; -технология построения культурного пространства;-технология формирования эстетического вкуса и нравственной позиции, технология развития творческих способностей;-проектная и исследовательская технология;-информационные технологии. Формирую у обучающихся позитивный социальный опыт, работая совместно с общественными организациями: ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, инвалидов. Активное сотрудничество с общественными организациями способствует воспитанию в детях патриотизма, формированию активной гражданской позиции. Самыми значимыми и результативными формами воспитательной работы при участии общественных организаций и объединений я считаю:встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, воинами-интернационалистами, инвалидами детства;посещение ветеранов на дому и оказание им посильной физической помощи; проведение «Уроков мужества»;организация выставок рисунков;участие в конкурсах рисунков, стихов, в вахтах Памяти. Очень тесную связь мы поддерживаем с городским Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Ребята готовят выступления, подарки для пожилых людей, организуют встречи на дому с теми, кому трудно передвигаться с силу своего возраста и здоровья, оказывают им посильную помощь. Дети серьёзно относятся к своим общественным обязанностям и выполняют их добросовестно. Моя роль как классного руководителя в этом вопросе сводится к сотрудничеству при определённой доле контроля. Дети растут инициативными, дружелюбными, толерантными, готовыми к взаимовыручке. В классе присутствует атмосфера добра и взаимопонимания. Ребята дружат между собой, умеют сочувствовать и сопереживать, оказывать помощь друг другу в разрешении каких-либо проблем. Так, на примере небольшого классного коллектива при поддержке общественных организаций дети учатся выстраивать свои жизненные траектории, учатся умению общаться не только со знакомыми, но и с малоизвестными людьми.В классе детям комфортно, о чём свидетельствуют результаты тестов. Например, учащимся было предложено нарисовать и раскрасить школу. Дети при выполнении этого задания использовали синий, зелёный, красный, жёлтый, цвета, исключая чёрный и коричневый (методика цветовых предпочтений). Это говорит о том, что в классе создан благоприятный психологический климат. Уровень социальной зрелости ученического коллектива Широкие возможности для более полного осуществления практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей даёт внеурочная работа. Я веду ее в нескольких направлениях, учитывая материально-техническую базу, традиции воспитательной работы школы, пожелания родителей и детей, возможности взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и культуры. Результат связи между учебной и внеурочной деятельности – это не только полученные предметные знания, но и рост личности каждого ребёнка. Дети приобщились к духовным ценностям, научились петь, танцевать, полюбили спортивные занятия, игры на свежем воздухе, стали планировать, анализировать и оценивать свою деятельность, научились составлять проекты. Эффективность участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету выражается в положительной динамике участия в соревнованиях различного уровня, интеллектуальных конкурсах, творческих проектах. Мои ученики с большим удовольствием проводят индивидуальные и коллективные исследовательские работы. В 2012-13 учебном году во II общешкольной научно-практической конференции приняли участие 2 моих учеников. Работа А. Владислава на тему «Мозаика» была признана одной из лучших. В 2013-2014 учебном году он выступил с исследовательской работой «Иллюстрация детских книг». Кроме того, мой класс представил 2 коллективные исследовательские работы «Чудо земли – хлеб» и «Ах, матрёшка!», за которые получили 1 и 2 место. В 2014-2015 учебном году ребята моего класса также представили коллективную исследовательскую работу, посвящённую 70-летию Великой Победы на тему «Память о павших – в журавлях», которая получила высокую оценку членов комиссии и заняла 1 место. В 2015-2016 учебном годы мы выступали с работой «Памятники семейным ценностям», которая была отмечена жюри как одна из лучших. Мои ученики являются победителями:городских конкурсов рисунков и сочинений «Как изменилась моя любимая школа, и что появилось нового»:региональных и Всероссийских этапов олимпиад по окружающему миру «Моя любимая планета», «Россия: обычаи и традиции»: Лучшие работы моих учеников размещены в проекте для одарённых детей «Алые паруса». (Эл.адрес сайта hsportal.ru) Обеспечить специализацию образования в тех областях знаний, к которым дети и их родители проявляют устойчивый интерес, позволяет дополнительное образование. С учреждениями дополнительного образования города (Детской школой искусств, Дом детского творчества и социально-культурным центром «Маяк») я поддерживаю тесные контакты и рекомендую детям и родителям посещение того или иного кружка по интересам. Посещение моими учениками различных кружков помогает мне в проведении классных мероприятий, уроков изобразительного искусства, окружающего мира, физической культуры. Дети с удовольствием готовят рисунки, сообщения, делают поделки. Они являются активными участниками всех школьных и городских конкурсов. При проведении учебно-воспитательной работы создаю безопасную и психологически комфортную образовательную среду, поддерживающую эмоциональное и физическое благополучие любого ребёнка. Для этого в воспитательную систему класса я включила несколько линий, посвященных гражданскому, нравственному и культурному развитию детей. Одним из примеров этой программы является линия «Культура», разработанная мною на основе уже имеющихся программ. Вот в каких направлениях веду эту работу:1. Воспитание в мальчиках и девочках уважения друг к другу;2. Воспитание чувства любви и благодарности к близким родственникам - мамам, папам, бабушкам и дедушкам;3. Раскрытие на примерах из художественной литературы глубины человеческих чувств и проявление их в поступках, речи, в делах, в отношении друг к другу;4. Формирование у учащихся представления о человеческой красоте - верности убеждениям, человечности, непримиримости к злу;5. Забота о том, чтобы идеалом духовной красоты школьников был человек труда, знающий цену дружбе, товариществу, уважающий близких ему людей. Индивидуальную работу с детьми, социальную поддержку, осуществляю в зависимости от характера проблемы совместно с психологом и социальным педагогом школы. Использую различные формы и приемы воздействия на обучающихся: эмоциональные, руководящие, основанные на обратной связи, социализирующие, практические. Технологию реализации программ индивидуального развития строю на том, что испытываю искренний интерес к воспитаннику как к личности. Я верю в силы ребенка, уважаю его опыт, потребности и права, позволяю ему думать самостоятельно, не критикую по пустякам, а поддерживаю и помогаю в разрешении трудностей. Умею договариваться, передавать ответственность, способствую тому, чтобы ученик научился изменять свое поведение, следуя тем правилам и ценностям, которые делают его жизнь самостоятельной, независимой и свободной в принятии решений. Работа по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды в классном коллективе не ограничивается только воспитательной работой с детьми. Для решения образовательных и воспитательных задач большое значение имеет работа с родителями учащихся класса. Они – мои единомышленники, сотрудники и помощники. Необходимым и важным считаю проведение коллективных дел совместно с родителями:Творческие отчеты-презентации по предметам, раскрывающие достижения учащихсяДни открытых дверей для родителейСовместное классное собрание-смотр знаний («Общественная презентация портфолио» в конце учебного года)Праздник знаний и творчества, предлагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий семьями (Проекты «Моя родословная», «История нашего города», «Традиции моей семьи», «Красная книга Ростовской области», «Мои любимые сказки», «Я помню, я горжусь!»)Участие родителей в организации и подготовке выступлений к различным конкурсамСовместные классные собрания по итогам учебной четверти, тематические собрания-дискуссии по проблемам учебы («Начало школьной жизни. Особенности развития», «Трудности адаптации при переходе с одной ступени обучения на другую», «Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка», «Перелистывая страницы учебного года»)Представление результатов совместного труда, творчества родителей и детей («Мир наших увлечений», выставки творческих семейных работ, презентации)Проведение совместных мероприятий (походы выходного дня, помощь в оформлении и ремонте кабинета, экскурсии)Выполнение творческих семейных заданий при подготовке к мероприятиям (оформление наглядности, выступления, изготовление сценических костюмов). Совместная работа родителей, учеников и классного руководителя духовно сближает всех, развивает у родителей положительное отношение к школе, учителю. Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляемы. Это относится как к школе, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчинённым, и самостоятельным звеном управления. Я считаю, что смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.Ученическое самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.У детей формируются такие качества, как:творческая инициатива;умение ставить цели и достигать их;самостоятельность в решении личных и общественных проблем;ответственность за себя и за других. Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы. Как классный руководитель я считаю, что дети должны принимать участие в школьном процессе. Каждое направление воспитательной работы - это своеобразный мини-социум, где у каждого ученика есть свои обязанности, выполнение которых требует желания, настойчивости, умения найти контакт с окружающими. Деятельность каждого объединения отражается в классном уголке, заслушивается на классных собраниях. Пройдя через все эти «социумы», попробовав себя в разных направлениях, у детей формируется гражданская позиция, растёт позитивный социальный опыт в общении с окружающими. В моём классе работают следующие мини-социумы:- Лучик труда, чистоты, порядка- Лучик досуга- Лучик спорта и физкультуры- Лучик здоровья- Лучик образования и всезнаек - Лучик активного чтения- Лучик добрых дел Индивидуальная модель профессиональной компетенции характеризуется личностными качествами учителя, организацией педагогической деятельности, умением учителя поставить цели и задачи, компетентностью педагога в области решения педагогических задач, в области информационных основ в педагогической деятельности, в области мотивирования учащихся. Учитель начальной школы отличается тем, что преподаёт сразу несколько предметов. Поэтому моя модель основана на дифференциации, интеграции и системно-деятельностном подходе в обучении и воспитании.Кроме того, я творчески воспринимаю нововведения, перерабатываю имеющиеся образовательные проекты, ищу новые подходы к обучению и воспитанию. Анализирую профессиональные и личностные возможности по созданию или освоению новшеств, прогнозирую средства достижения целей и результатов инновационной деятельности. Считаю, что моя педагогическая деятельность носит творческий характер.Цель моей индивидуальной модели профессионального развития - обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило бы найти такие подходы и методы обучения учащихся, при которых они приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Реализацией достижения поставленной цели является работы по следующим направлениям:Изучение психолого-педагогической литературы, инновационных образовательных технологий.Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятийс использованием ИКТ.Создание контрольно-измерительных материалов к урокамРазработка презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям Поддержка регулярно обновляемого собственного сайтаУчастие в работе сетевых профессиональных сообществСопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихсяПодготовка учащихся к конкурсам творческих работ и олимпиадам Диссимиляция собственного опыта Мною создан в сети интернет и активно функционирует свой сайт, на котором представлены методические материалы, работы учащихся, размещено электронное портфолио.(http://nsportal.ru/evgeniya-anatolevna-podlegaeva)Принимаю участие в сетевом взаимодействии учителей:nsportal.rupedsovet.ruинтернет-портал ProШколу.rudnevnik.ruдистанционный образовательный портал "Продленка" prodlenka.rudigital.1september.ru Я поддерживаю мнение о том, что нет готового шаблона учительского успеха. Составляющие моего рецепта: Доброта, Искренность, Справедливость, Профессионализм!

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X