Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Югай Наталья Анатольевна

Значение интеграции СПО и производства при подготовке конкурентно – способного специалиста технического профиля

скачать документ

Вернуться назад

Значение интеграции СПО и производства при подготовке конкурентно – способного специалиста технического профиляЮгай Н.А., преподаватель строительных дисциплинАктуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе происходит коренное изменение содержания деятельности в сфере образования. Позиционирование образования как системы образовательных услуг актуализирует механизм интеграции профессионального образования и производства при подготовке конкурентно-способного специалиста среднего звена.Проблема исследования: при каких организационных условиях интеграция профессионального образования и производства оказывает положительное влияние на качественную подготовку специалистов в системе СПО и выступает в роли индикатора качества.Объект исследования: стратегия интеграции СПО и производства при подготовке конкурентно-способных специалистов среднего звена.Предмет исследования: совокупность организационных условий интеграции профессионального образования и производства при подготовке конкурентно-способных специалистов технического профиля (на примере филиала КГА ПОУ «Энергетический колледж»).Цель исследования: изучить роль проблемы условий интеграции профессионального образования и производства при подготовке конкурентно-способных специалистов среднего звена.В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:Обозначить стратегии интеграции профессионального образования и производства в системе СПО (на примере филиала КГА ПОУ «Энергетический колледж»).Определить критерии и показатели внешней оценки качества образовательных услуг при интеграции профессионального образования и производства. Разработать и внедрить технологии партнерства учебных заведений профессионального образования с базовыми предприятиями в подготовке будущих специалистов технического профиля.Проверить влияние организационных условий реализации интеграции профессионального образования и производства на качество образовательных услуг. База исследования: исследование проводилось на основе совокупности образовательного пространства, энергетической и строительной отраслей АГО. Практическая значимость исследования заключается в том, что реализация научно-методического сопровождения процесса социального партнерства СПО и производства в филиале КГА ПОУ «Энергетический колледж» позволит повысить эффективность этого процесса, оптимизировать соуправление и самоуправление субъектов интегрированной системы, приблизить систему подготовки специалистов технического профиля к реальным потребностям производства. Внедренная в учебно-воспитательный процесс технология обучения, построенная на сопряжении требований отраслевого производства и образовательных стандартов, обеспечивает преемственность, сокращает период профессиональной адаптации студентов и длительность закрепления их на рабочем месте.Одним из приоритетных направлений интеграции профессионального образования и производства при подготовке специалиста среднего звена является формирование устойчивой взаимосвязи образования и производства с целью преодоления относительной изоляции системы профессионального образования от рынка труда, качественных и количественных различий между спросом и предложением на рынке труда, вызванных стремительными экономическими и социальными переменами [4]. Основополагающей задачей профессионального образования должно стать: обеспечение качества образования в соответствии с потребностями отраслей экономики, приоритетами государственной политики, с учетом международных стандартов в области образования; создание системы доступного, вариативного образования, направленного не только на овладение знаниями и умениями, необходимыми для выполнения конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование мировоззрения личности в условиях высокого динамизма социально-экономической системы [2]. В настоящее время у руководителей предприятий складывается новая система требований к специалистам. Им нужны универсалы, которые умеют справляться с проблемными задачами, находить выход из сложных производственных ситуаций. Поэтому вся деятельность колледжа должна быть направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста, педагогическому коллективу с удвоенной силой приходится создавать, поддерживать и дорожить партнерскими отношениями с предприятиями, учреждениями и организациями [3]. Выпускники филиала пользуются спросом на рынке труда, трудоустройство специалистов в среднем, составляет 80 - 90%. Обучение в филиале КГА ПОУ «Энергетический колледж» носит практикоориентированный характер. С предприятиями, являющимися базами для прохождения практик, заключены договоры, которые своевременно пролонгируются. Чтобы избежать проблем не умения вести профессиональную деятельность, с которыми приходится сталкиваться работодателю при приеме кадров, нами была разработана и апробирована в 2015 г. схема взаимодействия с предприятиями. Учебно-производственная практика, курсовое и дипломное проектирование - это идеальная площадка для встречи работодателя и потенциального работника. Студентом выбирается тематика, касающаяся базы практики, которой он придерживается на протяжении выполнения всех курсовых проектов и выходит на дипломное проектирование. Результаты внедрения предложенной схемы выполнения курсовых и дипломных проектов позволяют обобщить полученный опыт организации практико-ориентированных технологий, которые предполагают: формирование конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции; способности быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса; личностного статуса студента. При реализации данной схемы можно наглядно увидеть эффективность взаимосвязи практического обучения с курсовым и дипломным проектированием в процессе карьерного роста. Например, студент Логинова А.Н. в ООО «Мартен» прошел путь от электрослесаря (учебная практика) до мастера участка (производственная практика) и затем до и.о. энергетика предприятия (преддипломная практика). Студентка Шафикова А.В. во время производственной практики в Управлении архитектуры и градостроительства администрации АГО выполняла обязанности помощника проектировщика, а во время преддипломной практики – проектировщика. После внедрения данного подхода, при защите дипломных проектов студенты показывают хорошую теоретическую подготовку, свободно оперируют данными произведенных расчетов, делают их экономическое обоснование, уверенно применяют электронные средства обработки информации, программные продукты (Microsoft Excel, Project Expert, Auto CAD,Visio и др.). Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовки будущего техника и его профессиональной культуре. В результате научно-методического сопровождения процесса интеграции СПО и производства, а также взаимосвязи практического обучения с курсовым и дипломным проектированием в филиале КГА ПОУ «Энергетический колледж» оптимизированы процессы самоуправления субъектов интегрированной системы, и процесс подготовки будущих специалистов технического профиля приближен к реальным потребностям производства. Внедренная в учебный процесс технология обучения, построенная на сопряжении требований отраслевого производства и образовательных стандартов, обеспечивает преемственность, сокращение периода профессиональной адаптации студентов и длительность закрепления их на рабочих местах.Разработанные технологии партнерства филиала КГА ПОУ «Энергетический колледж» с базовыми предприятиями в профессиональной подготовке студентов позволяют им выбирать индивидуальную образовательную и карьерную траекторию, активизировать процесс их самоподготовки посредством создания естественной конкурентной среды в образовательной организации, осуществлять работодателям отбор и распределение перспективных студентов с учетом их потенциальных возможностей и профессиональных интересов.Анализ интеграции образования и производства на примере филиала КГА ПОУ «Энергетический колледж» позволил выявить следующие закономерности:- интеграция образования и производства обеспечивает устойчивое функционирование и развитие каждого из субъектов, входящих в данную интегрированную систему;- активное совместное функционирование образовательных организаций СПО в союзе с производством создает условия для повышения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности на рыках труда и образовательных услуг;- совместная деятельность по наращиванию интеллектуального капитала гарантирует предприятиям и организациям СПО подбор и подготовку высококвалифицированных кадров, что, в свою очередь, способствует развитию инновационных процессов в данных секторах экономики;- взаимодействие образовательных организаций СПО с производственными структурами в рамках интеграционных процессов обеспечивает значительное повышение качества образования, развитие инфраструктуры для осуществления инновационных технологий и создает возможность дальнейшего эффективного развития их взаимовыгодного сотрудничества.Таким образом, максимальная приближенность предприятий Артемовского городского округа к образовательным организациям позволяет использовать их возможности для организации производственной практики студентов, выполнения дипломных проектов и проведения научно-исследовательских работ.Технология обучения, построенная на взаимодействии требований отраслевого производства и образовательных стандартов, предполагает интеграцию действий субъектов системы «СПО – производство» на организационно-структурном, содержательном и методическом уровнях, способствующих совместному решению образовательных и производственных задач с целью подготовки специалистов технического профиля, способных интегрально решать производственные ситуации, владеющих современными технологиями и, на основе полученного образования, умеющих создавать новый продукт в профессиональной деятельности [5].Для экспериментальной проверки согласованности требований к качеству подготовки специалистов СПО с производством нами был проведен мониторинг требований предъявляемых работодателями-заказчиками кадров, в результате чего были определены критерии и показатели эффективности процесса интеграции СПО и производства. Критерии сгруппированы по блокам: организационно – структурный (целостность, структурность); содержательный (сопряженность, преемственность); технологический (оптимальность, взаимосвязанность); результативный (адаптивность, конкурентоспособность).Такой доступ в будущую профессиональную деятельность позволяет повысить качество обучения будущих специалистов технического профиля, которое может быть достигнуто как, за счет оперативности реагирования на появление новых производственных технологий, так и за счет формирования у молодых специалистов профессиональных компетенций до начала своей трудовой деятельности, что способствует сокращению периода их адаптации и росту конкурентных позиций на рынке труда. [2]ЗаключениеПредложенный в исследовании комплекс условий интеграции СПО и производства в системе профессионального образования, способствует:- в организационном плане: усилению связей образовательных организаций с работодателями, привлечению их к разработке образовательных стандартов, формированию систем корпоративной подготовки кадров; обеспечению качественного профессионального образования; созданию системы эффективной целевой контрактной подготовки будущих специалистов технического профиля; обеспечению рынка труда квалифицированными кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной мобильности и адаптационными возможностями; обеспечению конкурентоспособности и трудоустройства выпускников;- в содержательном плане: организации целостного образовательного процесса, ориентированного на совместное решение единых целей и задач; реализации эффективных путей и способов интегрирования образовательных программ профессионального образования; изменению содержания обучения; обеспечению преемственности, вариативности и гибкости профессиональных программ; усилению практической составляющей обучения;- в личностном плане: обеспечению становления профессионала как целостной личности, способной на основе полученного образования интегрально решать профессиональные задачи и жизненные проблемы; формированию у специалиста интегральных характеристик мышления и деятельности; обеспечению социальной защищенности за счет освоения рабочих профессий, квалификации техника; предоставлению возможности выбора студентом собственной образовательной и карьерной траектории и др.С учетом результатов проведенного исследования можно определить ряд проблем и перспективных направлений, требующих дальнейшего изучения:- углубление и расширение некоторых положений, изложенных в исследовании (применение технологии обучения, построенной на сопряжении требований отраслевого производства и образовательных стандартов; содержания и технологий партнерства учебных заведений СПО и базовых предприятий в подготовке будущих специалистов технического профиля не только для исследуемой отрасли, но и на межотраслевом уровне);- исследование вопросов, связанных с управлением интеграцией образования и производства на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях;- решение проблемы разработки компетентностных моделей специалистов технического профиля для реализации инновационных проектов в энергетической и строительной отраслях.Список использованных источниковВетров, А.В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально трудовых отношений в современной России [Текст] / А.В. Ветров; под ред. Л.А. Гордона, Э.В. Клопова и др. – М.: Прогресс, 2012. – 123 с.Корчагин, Е.А. Организация деятельности социального партнёрства в области профессионального образования [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Корчагин, Г.В. Мухаметзянова. – Казань: ИПП ПО РАО, 2013. – 60 с.Шайдуллина А.Р. Интеграция «ССУЗ –производство» в условиях инновационного инженерного образования // Среднее профессиональное образование. – М., 2014.-120 с.Шайдуллина А.Р. Подготовка специалистов технического профиля в условиях интеграции образования и производства: региональный опыт: монография. – Казань: Изд-во КГУ, 2013. – 184 с. Шайдуллина А.Р. Содержание и технологии образовательно-производственного партнерства в подготовке конкурентоспособного специалиста: методические рекомендации. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 24 с.artem@zanprim.ru

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X