Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Югавй Наталья Анатольевна

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

скачать документ

Вернуться назад

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЮгай Наталья Анатольевна, преподаватель высшей категории, филиал КГА ПОУ «Энергетический колледж»Приморский край, г. АртемВ условиях современной образовательной политики значимыми становятся процессы инновационной деятельности, развитие инновационной практики, обогащение образовательного процесса за счет использования новых образовательных технологий, которые формируют особые профессиональные компетенции преподавателей и развивают личностные компетенции у студентов.Развитие образовательных процессов привело к появлению огромного количества педагогических инноваций, авторских школ и педагогов-новаторов, при этом результаты психолого-педагогических исследований требуют постоянного обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы в сфере образования является применение нового методологического подхода к педагогическим процессам. Это технологический подход, который предусматривает применение понятия «технология».Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний.В таблице 1 приведен анализ обобщенных педагогических технологий.Таблица 1 - Анализ обобщенных педагогических технологийНазвание Цель Сущность Механизм Проблемное обучениеРазвитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы; постановка познавательных задач Концентрированное обучениеСоздание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Глубокое изучение предметов и профессиональных модулей за счет объединения занятий в блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся Развивающее обучениеРазвитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности Дифференцированное обучениеСоздание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Методы индивидуального обучения Активное (контекстное) обучениеОрганизация активности обучаемых Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности Методы активного обучения Игровое обучениеОбеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность Обучение развитию критического мышленияОбеспечение развитиякритического мышления посредством интерактивного включения студентов в образовательный процесс Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Интерактивные методы обучения; вовлечение студентов в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия. Одним из приоритетных направлений интеграции педагогических технологий профессионального образования при подготовке конкурентно-способного специалиста среднего звена специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений является метод проектов (рисунок 1). ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ:Рисунок 1 – Схема влияния проектного метода на личностные достижения студента Таблица 2 - Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе СтадииДеятельность преподавателяДеятельность студента1. Разработка проектного задания1.1 Выбор темы проекта   Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их студентамСтуденты обсуждают и принимают общее решение по теме Преподаватель предлагает студентам совместно отобрать тему проектаГруппа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных студентами  Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения 1.2 Выделение подтем в темах проекта  Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает студентам для выбора   Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую Преподаватель принимает участие в обсуждении со студентами подтем проекта   Студенты активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) 1.3 Формирование творческих групп Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности   Студенты уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды 1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу   Отдельные студенты принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим коллективным обсуждением.1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Преподаватель принимает участие в обсуждении Студенты в группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, презентация и т.д. 2. Разработка проекта Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность Студенты осуществляют поисковую деятельность 3. Оформление результатов Преподаватель координирует работу студентов, стимулирует их деятельность Студенты вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами 4. Презентация Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов студентов старших курсов или параллельную группу, других преподавателей, внешних рецензентов и др.) Докладывают о результатах своей работы 5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия   Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д. Критериями оценки являются достижение цели проекта и надпредметных целей, которые обеспечивают проектное обучение. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей студента и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. После внедрения данного метода (например, при защите курсовых и дипломных проектов) студенты показывают хорошую теоретическую подготовку, свободно оперируют данными произведенных расчетов, делают их экономическое обоснование, уверенно применяют электронные средства обработки информации, программные продукты (Microsoft Excel, Project Expert, Auto CAD,Visio и др.). Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовки будущего техника и его профессиональной культуре. Кроме этого, внедренная в учебный процесс технология обучения, построена на сопряжении требований отраслевого производства и образовательных стандартов, обеспечивает преемственность, сокращение периода профессиональной адаптации студентов и длительность закрепления их на рабочих местах.В приложении приведены примеры фрагментов различных проектов.Литература и Интернет – ресурсыБелозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования : Учеб. / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков.; под ред. В. А. Сластенина. - М.: ACADEMIA, 2013.Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2014. Ивлева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. – СПб., 2014. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ./ А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии http://oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm  Педагогические технологии http://www.sooro.ru/sciencelib/pedsis/?PHPSESSID=i6rpls5ddlrbidgsc1tf1aiat1 Педагогические системы и технологии

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X