Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Белая Оксана Вячеславовна

Групповая работа - продуктивная форма организации учебного сотрудничества детей

скачать документ

Вернуться назад

Белая Оксана Вячеславовна, учитель начальных классовМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №14 «Зеленый шум» г. Волжского Волгоградской области (МОУ СШ №14 «Зеленый шум» г. Волжского Волгоградской области)Групповая работа - продуктивная форма организации учебного сотрудничества детей В настоящее время перед школой стоит социальный  заказ общества – воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. Если обратиться к требованиям новых стандартов, которые ориентируют на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения, то в документе можно увидеть, наряду с другими  рекомендуемыми для использования технологиями: активные формы обучения (организация работы в группах). Групповая форма работы является актуальной, соответствует требованиям стандарта и сохраняется при переходе к новой образовательной системе. Объективно урок – это всегда форма сотрудничества, это процесс духовного взаимодействия, одна из важнейших особенностей которого может быть охарактеризована словами пословицы "Ум – хорошо, а два – лучше". Понимание – это активный процесс, поэтому недостаточно лишь одного восприятия, объяснения учителя. Следовательно, школьникам должна быть предоставлена возможность советоваться друг с другом, обмениваться мнениями, взаимно оценивать качество своей работы и работы коллектива в целом. И в этом нам отлично помогает групповая форма организации познавательной деятельности – это организация таких учебных занятий, при которых перед определённой группой школьников ставится единая познавательная задача. Цели использования групповых технологий в обучении детейа) развитие мышления и повышение познавательной активности; а) возможность дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность; б)    дать возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах,где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса; в)   дать опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования. Возможности использования групповых технологий обширны и применительны как в развивающем обучении, так и в традиционном. Различие в методике – в развивающей - нахождение способа решения, а в традиционной - объяснение найденного способа решения. Начинается работа в группах с их формирования. И это очень важный и определяющий этап. Педагоги используют пять способов формирования групп:1) по желанию - если ребята только учатся работать в группе и важен не результат, а процесс.2) случайным образом - работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Временами участникам таких объединений приходится брать на себя обязательства и функции, не свойственные им: руководить (тем, кто привык быть исполнителем), продуцировать идеи (тем, кто привык действовать по шаблону), подчиняться требованиям другого (тем, кто привык всегда и везде руководить). Поэтому этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед ведущим стоит задача научить детей сотрудничеству. Способов создания таких групп мы с коллегами насчитали около десяти (жребий, фанты, найти пару и т.д. )3) деление по определённому признаку - способов тоже можно насчитать добрую дюжину (по цвету глаз, размеру ноги, мальчики-девочки,) Интересно, когда участники групп сами определяют, по какому признаку их объединили. Но такое разделение (по определённому признаку) так или иначе создает противопоставление «мы» — «они». Поэтому он может быть интересен в одних ситуациях и неприемлим в других. 4) по выбору лидера - наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. Но обычно учитель выбирает в лидеры (помогаторы) «отличников». И чтобы эти самые отличники не зазнались, а исполнители не засиделись, я использую такой приём: детям предлагается поздороваться за руку только с одним одноклассником, те ребята, с кем никто не поздоровался назначаются помогаторами и формируют себе группу. Результат иногда превосходит все ожидания.5) по выбору педагога - используются различные способы дифференциации. Опыт показывает, что продуктивно работают группы, сформированные из учеников с одинаковыми учебными возможностями, так называемые гомогенные группы. И всё же оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта является использование гетерогенных групп. Обладая разной обучаемостью и работоспособностью, ученики дополняют друг друга. Тем самым выбор способа формирования групп зависит от поставленной педагогической задачи. Пока дети привыкают к новым формам работы лучше не создавать постоянных групп. Они должны быть постоянными только в рамках работы над одним заданием, проектом, темой. Состав некоторых групп придется изменять, и может быть не один раз, чтобы добиться активной работы всех членов группы. Если работа в группе идет слаженно, можно оставить состав группы прежним и для другого задания. Учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками. Под учебным сотрудничеством, подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач. Многие исследователи (А.И. Божович, В.Я. Ляудис, А. А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) склоняются к тому, что от особенностей сотрудничества учителя и учащихся зависит характер учебных мотивов и эффективность обучения. Определяя целесообразность использования на уроке групповой работы, на разных уровнях можно использовать и разные методы обучения. Например, исследовательский, проблемный, эвристический методы оправдывают свое применение в коллективных формах обучения.По Выготскому, сам смысл работы учителя по организации учебного сотрудничества заключается в том, чтобы направлять и регулировать работу учеников через коллективную деятельность, через организацию сотрудничества ученика друг с другом и ученика с учителем. Вот тогда в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновении мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи.Список литературыПримерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993.-№3 -25с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X