Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мухина Светлана Александровна

«Технологии овладения учащимися исследовательскими умениями и навыками»

скачать документ

Вернуться назад
«Технологии овладения учащимися
исследовательскими умениями и навыками»
Мухина Светлана Александровна
учитель
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
« Основная общеобразовательная школа №13» г. Старый Оскол
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.
М. Монтень
Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, внеурочную работу, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Исследователь не может стать высококлассным исследователем без прикладного исследования, также как летчик не может стать высококлассным пилотом без реальных полетов в небе. Когда, в каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ этот вопрос прост: чем раньше - тем лучше. Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую деятельность, чтобы ее результаты были практически значимы?
Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательной деятельности две мотивации: по результату и процессу деятельности. Научно-исследовательская работа позволяет открыть способности к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Научно-исследовательская деятельность, не возникает в школе сама по себе. В результате многолетней работы над этой проблемой,  нами выявлены необходимые условия для осуществления научно-исследовательской деятельности:
 - готовность к этому виду работы;
 - желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Сложнее всего выявить у учащихся готовность к данному виду деятельности. Для того, чтобы найти именно того ребенка, которому это интересно,  и который не сойдет с дистанции (доведет работу до конца) мы используем диагностику  и на уроке и во внеурочное время.
Это прежде всего практические виды деятельности – выполнение практических и лабораторных работ, составление проектов, презентаций. При проверке таких заданий обращается внимание на научность данной работы, на творческий подход к выполнению заданий, если это проект или презентация, то на использование дополнительной литературы. Во время демонстрации данной работы предлагаются слушателям подискутировать на тему, что понравилось в данной работе и что можно порекомендовать. По окончанию дискуссии проводится  диагностика, предлагается ответить на несколько вопросов направленных на выявление отношения к данному виду деятельности. Например, вопросы могут быть такими:
1. Интересна ли тебе была данная работа?
2. Если да, то чем, если нет то почему?
3. Хотелось бы расширить представление по данной теме? – этот вопрос дает возможность выявить интерес к определенной теме.
При анализе таких анкет обращается особое внимание на тех учащихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем именно этим детям предлагается участие в научно исследовательской работе. Во внеурочное время рассказываем о научно - исследовательских проектах, об их значении для каждого ученика, о различных уровнях защиты проектов. Помогаем определиться с выбором темы. Для этого предлагаем ответить на вопросы: (например на уроке природоведения)
1.Подумай, какие объекты живой и неживой природы тебя привлекают больше всего?
2.Почему и чем интересен именно этот объект?
3.Что бы хотелось узнать об этом объекте нового?
4.Чем обусловлен данный интерес? (Выход на актуальность.)
 На начальном этапе создания системы организации научно-исследовательской деятельности в нашей школе разработана технология овладения учащимися исследовательскими умениями и навыками. Она, во-первых, характеризуется тем, что учащиеся со 2 по 9 класс принимают участие в ней, во-вторых, охватывает не отдельные предметы, а практически все, которые входят в учебный план школы, следовательно, эта технология носит системный подход, как по форме её построения, так и по содержанию. Практическая реализация этой технологии нам виделась в проведении интеллектуальных марафонов «Самый умный», «Весь мир открытий полон», «Что, где, когда?» и многие  другие.  Любое исследование предполагает получение новых знаний. Выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу. Кроме того, осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение попугая потому, что в его доме появился волнистый попугайчик. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку. Например, при изучении на окружающем мире темы “Спутник Земли” один ребенок задался вопросом “А почему Луна постоянно меняет свою форму?”. Это стало предметом его исследования. Наблюдая за осенним листопадом, другой второклассник заметил, что листья на разных деревьях меняют окраску листьев не в одно время. Он провел наблюдения, изучил с помощью родителей литературу и ответил на волнующий его вопрос. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на наш взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.
С целью формирования навыков исследовательской деятельности разработан метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований. Особенностью предлагаемой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Объект исследования - это объект текущего познавательного интереса учащегося, который и становится темой его исследования.
В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.
Таким образом, учащиеся, делая свой вклад в общий банк знаний человечества, приобщается к высокому творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволят учащимся иметь возможность и способность работать с неизвестными ранее объектами. В связи с тем, что диапазон интересов школьников достаточно широк и исследуются разные объекты, то каждая исследовательская тема - это шаг по пути расширения кругозора учащихся, педагогов, родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1.    Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986.
2.    Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Новосибирск: Наука, 1986.
3.    Верткин И.М. Бороться и искать: О качествах творческой личности //Нить в лабиринте /Сост. А.Б. Селюцкий. – Новосибирск: Наука, 1986.
4.    Гафитулин М.С. Адаптивная Теория Решения Изобретательских Задач (АТРИЗ) //Технологии творчества. -1998. -№2. - С.40-43.
5.    Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т1.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X