Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Смолева Наталья Сергеевна

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества дошкольников

скачать документ

Вернуться назад
Нетрадиционные техники рисования как средство
развития творчества дошкольников
Смолева Наталья Сергеевна
воспитатель «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»,
г. о. Новокуйбышевск

Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Это было всегда одной из актуальных тем. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является благоприятным для развития и формирования творческой личности. В решении задач, связанных с развитием творчества ребенка дошкольника, особая роль принадлежит изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных техник на занятиях изобразительной деятельностью способствует решению творческих задач.
Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike-искусная и techne- искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение.
Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста будет протекать успешнее, если:
- создаётся предметно-развивающая среда в группе, подлинно творческая атмосфера в ходе непосредственно – образовательной деятельности, способствующая свободному проявлению творческого воображения и мышления ребенка; - продумана технология применения системы занятий с использованием нетрадиционных техник; - используются возможности средств интеграция видов изобразительной деятельности дошкольников (лепка, рисование, аппликация).
Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у детей, во многом зависит от педагога, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.
Одно из условий проявления творчества ребенка: 1) организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания; 2) формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления.
Для создания художественно - выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.


Важным условием развития креативных способностей у детей является использование в обучении опережающего метода через создание предметно - развивающей среды. Необходимо как можно раньше окружать ребенка такой средой и системой отношений, которые способствуют активизации его творческой деятельности.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.)! Сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений!
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий  с  использованием  нетрадиционных  техник способствует: снятию  детских  страхов;  развивает  пространственное мышление; формирует  умение  детей  свободно  выражать  свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; развивает мелкую моторику рук; способствует получению эстетического удовольствия.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография; 
пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.
Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали. Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли, салют и др.

В заключении хочется сказать: как говорил Василий Александрович Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Список литературы:

1. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2014.
2. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». –
М.: Академия. – 2015.
3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2015.
4. Ендовицкая Т. «О развитии творческих способностей». - Дошкольное воспитание. – 2014.
5. Иванова. О.Л. Васильева. И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка».- СПб.: Речь; М.: Сфера,2014.
6. Колдина Д.Н «Рисование с детьми 6-7лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2014.
7. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОО. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2014 г.















HYPER13PAGE
















Заголовок 1 Заголовок 2

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X