Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сварич Елена Ивановна

Роль мастера группы при адаптации обучающихся в колледже

скачать документ

Вернуться назад
Статья: «Роль мастера группы при адаптации обучающихся в колледже».
Автор: Сварич Елена Ивановна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский государственный политехнический колледж» (ГБПОУ СГПК).
Мастер производственного обучения.

Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива обучающихся, которые приезжают из школ Ставропольского края и становятся обучающимися нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки родных и близких может приспособиться к новым, важным для него условиям жизни: самостоятельной организации быта, учебы, свободного времени. Освоится в новом коллективе, завоевать авторитет и уважение. Поступившие методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями.
Адаптация обучающихся самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и желательно, с положительным исходом.
В процессе адаптации обучающийся оказавшийся в новой социальной ситуации, сталкивается с рядом проблем,  которые самостоятельно решить не может. Эти проблемы обусловлены следующими противоречиями:
- между сложившимися формами учебной деятельности предъявляемыми  системой учебного заведения, ориентированными на самостоятельность, инициативность, ответственность;
- между желанием быть взрослым и неспособностью решать возникающие проблемы, отвечать за свои поступки;
- между неопределенностью выбора профессии, недостаточной психологической готовностью к ней (пошел учиться вместе с другом, отправили родители, просто захотелось)
- между поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях.
Нарушение механизмов адаптации связано, в первую очередь, с  психофизиологическим развитием обучающихся, что выражается свойственной им в этом возрасте повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, непредсказуемостью в поведении.  Отсутствие трудолюбия, сдержанности, способности к самопознанию и т.п. тормозят социальное развитие.
Анализ исследований по проблемам адаптации позволили выделить и определить основные характеристики, которые можно наблюдать, у обучающихся только что поступивших в учебное заведение: - не реалистичность в оценках своей ситуации ( выражается в противоречии между слишком высокими требованиями и ожиданиями в отношении будущего); - непринятие собственной ответственности за ситуации (выражается в поисках виноватого, перекладывании ответственности за создавшуюся ситуацию и выход из нее, все это сопровождается завышенными жертвенной или обвинительной позицией), - общий эмоциональный дискомфорт (выражается в состоянии подавленности, тревоги, фрустрации, сопровождается жалобами на «нервы», плохой сон, здоровье, повышенную ранимость), - неадекватная самооценка - неуверенности в своих силах. Иногда она выглядит сильно завышенной, подросток демонстрирует своеобразный «гонор».
В преодолении этих проблем большая ответственность возлагается на мастера группы. Если раньше авторитет педагога был незыблем, то в настоящее время авторитет завоевывается всей деятельностью и личностными качествами педагога. Чтобы совершенствовать личность обучающегося, мастер должен быть профессионалом своего дела, быть коммуникабельным человеком. Сложность работы мастера в учебном заведении заключается в том, что обучающиеся приходят уже сформировавшимися личностями и мастер должен строить свою работу исходя из данного обстоятельства. Круг его обязанностей достаточно широк. это:
- исследование психологического состояние обучающихся в процессе адаптации;
- знать особенности состояния здоровья обучающихся, бытовых и семейных условий их жизнедеятельности;
- постоянно участвовать в жизни группы, обеспечивая защищенность интересов каждого;
- работать над созданием благоприятной атмосферы в группе;
- способствовать формированию у обучающихся позитивного отношения к окружающей действительности; повышению уверенности в себе;
- оказывать помощь в вопросах, связанных с организацией учебной деятельности;
- организовать индивидуальную работу с обучающимися, у которых возникают проблемы с адаптацией, и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин;
- на основе сделанных выводов предложить рекомендации преподавателям и родителям.
С этой целью в августе  проводится анализ вновь принятого контингента,чтобы знать индивидуальные особенности каждого ребенка, для составления психологического портрета обучающегося, что помогает определить круг  возможных проблем их незамедлительного решения. ( если поступает такой ребенок, от которого исходит угроза, то необходимо получение объективной первичной информации о ребенке с дальнейшей проверкой ее на всех уровнях и   провести организационную работу с обучающимися по предупреждению потенциальных опасностей от вновь поступившего ребенка)
Перед мастером стоит сложная задача - сделать так, чтобы каждый обучающийся чувствовал свою нужность, значимость в соответствии с реальными возможностями. Таким образом, при всем многообразии задач его главной целью является помочь обучающимся правильно организовать свою деятельность, найти свое место в жизни учебной группы. На первое место среди целей своей деятельности мастер ставит именно формирование благоприятных отношений и сплочение коллектива, потому что только в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи можно достичь самораскрытия каждого члена коллектива. Состояние дискомфорта и высокого нервно-психического напряжения мешает свободной реализации творческого потенциала личности и формированию важных личностных качеств. При общении с обучающимися, мастер рассказывает, что они пришли в новое учебное заведение, поэтому у них есть возможность начать с «чистого листа». Здесь не будет того стереотипного отношения к ним, которое, возможно, закрепилось в школе. Здесь все будет зависеть от их желания учиться и получать профессиональные знания. Каждый член группы принимает участие в формировании характеристики данной группы
В первые месяцы адаптации перед мастером стоят задачи:
- наблюдение за вновь прибывшими детьми (посещение уроков и внеклассных мероприятий)
-изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода "вмешательств"
- выбор педагогических средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
- консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим;
- социально-психологическая поддержка ребёнка;
- определение состояния психо - эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов, учащихся);
- индивидуальные и групповые беседы с учащимися об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите;
- обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
-обучение доступным знаниям по специальным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям учащихся.
Формой работы с обучающимися может быть выбран: классный час, беседа, обсуждение, презентации, индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Мастер производственного обучения несет ответственность за обучение, общественную работу и моральный климат в коллективе. Мастер не несет прямой ответственности за взаимные симпатии или антипатии обучающихся, вместе с тем, нельзя не согласиться, что личные взаимоотношения – очень важный момент жизни коллектива: они оказывают достаточно сильное влияние на результаты его работы. Психологический климат, в характеристику которого входят личные взаимоотношения членов коллектива и связанные с ними нормы и ценностные ориентации регулируется мастером как в общих интересах, так и в интересах каждого обучающегося.
Работа мастера группы по адаптации обучающихся продолжается весь год обучения, при этом проводится ряд мероприятий, которых условно можно разделить на 2 этапа по семестрам: 1 этап-1 семестр 2 этап-2 семестр Использование полученной информации для проведения внеклассных мероприятий, которые помогли бы предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе. Информирование об условиях организации и содержании учебной деятельности в колледже. Выработка рекомендаций и разработка индивидуальных программ для адаптации обучающихся в новой образовательной среде.
На первом этапе работа проводится с обучающимися и их родителями. С обучающимися проводятся: беседы, лекции знакомства с целью скорейшего формирования сплочения учебной группы, упражнения, игры с целью сплочения коллектива группы; посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации к учебному процессу.
Для родителей проводятся общеколледжные и групповые родительские собрания.
На втором этапе осуществляется выявление удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя: особенности взаимоотношения с преподавателями, удовлетворенность работой учебных кабинетов, библиотеки, столовой; удовлетворенность организацией досуга; удовлетворенность отношениями с группой. При этом определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки..
Если адаптация проходит успешно, то это залог положительного отношения к дальнейшему обучению, в результате чего обучающиеся стараются:
- в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля, обретают веру в самого себя-- дисциплинированность, психическое здоровье (отсутствие признаков невротизации), способность к самостоятельному принятию решений,
- сформировать сплоченный коллектив в группе, на основе доверительных отношений друг другу. и удовлетворенность результатами своей деятельности, учебой и положением в группе, удовлетворенность собой и своей жизнью в целом.
- становятся более ответственными в своих действиях и поступках, стараются понять свои ошибки, увидеть свои сильные стороны и увидеть пути своего дальнейшего роста.








Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X