Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Безручкина Татьяна Витальевна

Консультация для воспитателей "Несколько советов по организации интересных прогулок"

скачать документ

Вернуться назад

Консультация для воспитателей на тему:«Несколько советов по организации прогулок с детьми»Прогулка – важный режимный момент. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:1. Оздоровление детей.2. Физическое развитие.3. Развитие самостоятельности.4. Расширение кругозора.5. Ознакомление с окружающим миром.6. Воспитание эстетических чувств, культуры поведенияВ целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное планирование прогулки. Воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.Успешность прогулки зависит от воспитателя, от того, как грамотно он организует все её компоненты. Педагог должен обеспечить эмоциональный настрой ребёнку ещё до прогулки, во время одевания. Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий,  не успел вспотеть. В этом случае можно использовать соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка о каком- либо предмете одежды, и те дети, кто отгадал, должны начать одевать его. (можно предложить делать это молча, не называть вслух отгадку). Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию. Однако не все дети в старшей группе могут одеться быстро и самостоятельно. Детей, которые хорошо овладели этим навыком, поощряем и приучаем оказывать посильную помощь товарищам (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, шарф). Такими нехитрыми приемами воспитываем у детей доброжелательность, чуткое отношение к окружающим взаимопомощь.Затем педагогу нужно организовать выход на участок. Здесь тоже можно предложить детям встать в пары, используя разные варианты: мальчики с девочками, кто оделись первыми, кто всех тише ведёт себя в раздевалке, по своему желанию. Хотя в этом случае могут возникнуть разногласия между детьми, так как многие дети могут захотеть встать в пару с одним и тем же товарищем. Можно предложить детям выбрать перевёрнутые картинки. Те, у кого картинки совпадут, образуют пару. (вариант: у одного половина картинки: найти товарища, у которого вторая половинка картинки). Или заранее положить детям в карман геометрические фигуры разного наименования и цвета. Воспитатель предлагает детям отыскать в кармане фигуры и найти товарища, у кого такая же фигура, так образуется пара.Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:— наблюдение, рассматривание;— подвижные игры;— трудовая деятельность детей;— индивидуальная работа детьми;— самостоятельная деятельность детей;В зависимости от предыдущего вида деятельности, структурные элементы прогулки могут варьироваться. Если для детей до начала прогулки организовывалась образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности. Выбор игры также зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. При проведении игр необходимо постараться показать детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения. Каждый раз перед игрой важно проговаривать эти правила.Дети должны научиться: начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя; быстро и четко занимать места для начала игры; играть честно без обмана: если был пойман или осален во время игры – быстро выходить на определенное место; во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой; не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться; не убегать за границы площадки; не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот,подбежать и помочь товарищу подняться; играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша; выбирать ведущего с помощью считалки.Наиболее активные дети всегда хотят быть в роли водящего. Поэтому важно объяснить детям, что водящего нужно выбирать. Назначение на главную роль – водящего может исходить от самого воспитателя. Это довольно распространенный прием. Выбор педагога должен быть обязательно мотивирован. Например: «Ваня первый услышал зазывалочку (речевое побуждение на игру) и быстро прибежал. Он будет водящим. Выбирать водящего можно с помощью считалок (кстати, учитывая лексические темы, некоторые пальчиковые игры можно использовать в качестве считалок),с помощью жеребьёвки (например, 2 зубочистки или палочки, одна из которых короткая, а другая длинная; угадать, в какой руке монета, бросить кубик (определить порядковый номер или раздать количество кружочков желающим быть водящими детям, ведь не все дети желают быть в этой роли.)Такие дети чаще всего хорошо справляются с ролью водящего в таких играх «Хитрая лиса», «Ловишки», «Весёлые ребята», «Догонялки», «Раз, два, три, мяч скорей бери», «Охотники и зайцы».Более робкие дети обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, где результат зависит не столько от скорости, как от аккуратности движений , от сосредоточенности и ловкости. Обязательно привлекать таких детей к участию в малоподвижных играх «Кто позвал?», «Водяной», «Найди предмет», «Жмурки», «Ровным кругом», «Шёпот чей, ты угадай» и др. Для таких детей целесообразно устраивать небольшие игры соревновательного характера «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Помоги белочке собрать грибы?», «Уборка урожая (кто быстрее уберёт всё с грядки)», «Догони свой мяч» (в этой игре можно ребёнку малоподвижному поставить в пару или тройку детей с разным уровнем двигательной активности. Почему? (потому что каждый ребёнок ударит свой мяч в силу своих возможностей и тогда ребёнок менее активный может догнать свой мяч быстрее). В такие игры, как «Мышеловка», «Бездомный заяц», «Краски», «Садовник», играют чаще большинство детей, так как есть возможность менее активным детям больше отдыхать, с интересом наблюдать за действиями других детей.Важно помнить, что активное участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес.Воспитатель должен учитывать ещё такой момент: если игра соревновательного характера между командами или парами (тройками), то неактивных, малоподвижных детей следует распределять в разных командах таким образом, чтобы по очерёдности в команде они были на одном и том же порядковом месте. Чтобы во время преодоления препятствий или выполнения заданий силы команд были более или менее равными. Активное участие в игре педагога помогает детям. Погодные условия не всегда позволяют проводить игры с детьми непосредственно на участке. В случае ненастной погоды  можно организовать их на веранде или под навесом. На веранде можно проводить игры-аттракционы, когда одновременно соревнуются 2 – 4  ребенка, остальные с интересом; наблюдают, болеют за своих товарищей, а потом зрители участники меняются местами. Игры малой подвижности на прогулке можно проводить в заключительной части. В этом случае они и могут организовать детей, упокоить их перед уходом в группу.Следующим важным компонентом прогулки является наблюдение. Наблюдения  — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения   на  прогулке по дням недели. В старшей группе дети ведут дневник наблюдений за погодой. Каждый раз, выходя на прогулку, наблюдают за состоянием погоды, характеризуют словами наличие или отсутствие осадков, какое сегодня небо, есть ли ветер и т.д. Нужно проговорить с детьми, какими определёнными условными обозначениями они будут сегодня пользоваться для обозначения состояния погоды в дневнике.   Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. Для поддержания у детей интереса во время наблюдения можно использовать стихи, загадки, приметы, пословицы. Все эти приёмы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, заинтересовать детей объектом наблюдения. Наиболее трудно воспитателям организовать трудовую деятельность на прогулке.  Детей  нужно привлекать к сбору семян с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, помощи по уборке овощей с огорода, пересаживанию цветов с клумбы в горшки для уголка природы или просто заготовке земли в горшки, поддержанию порядка на прогулочном участке и веранде, очистке участка от снега, строительству горки и других построек из снега. Большое внимание следует уделять подбору необходимого инвентаря, предлагаемого детям для работы (грабли, совки, венички, ведёрки, тележка, лопатки). Он должен быть удобен в использовании, лёгок, соответствовать по размеру, безопасен, эстетично оформлен. Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определённых трудовых умений. Не менее важно создать правильную   мотивацию,   объяснить, почему необходимо сделать эту работу  именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразнымиСамостоятельная  деятельность  детей на прогулке также нуждается  в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую   или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль  за самостоятельной деятельностью детей. Также на прогулке тщательно планируется индивидуальная работа с детьми. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендациям специалистов (логопеда или психолога). Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.   Прогулки должны быть радостными, интересными, познавательными для детей и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется   вместе   с   ними,  учит не только смотреть, но и видеть,  дети  захотят узнать больше.Желаю успехов в организации и проведении прогулок с детьми!Материал подготовила:Воспитатель: Безручкина Т. В.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X