Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мезенцева Александра Ивановна

Освоение "Кляксографии" на уроках изобразительного искусства

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Александра Семеновича Розанова»Методическая разработка " Освоение техники "Кляксография" на уроках изобразительного искусства"Преподаватель «ДШИ им. А.С. Розанова»Мезенцева Александра Ивановна.г. Кировск 2018г.Пояснительная запискаВ данной методической разработке представлено планирование занятия "Кляксография", которое предназначено для детей первого года обучения и рассчитано на два академических часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть с выполнением творческой работы.Актуальность выбранной темы: обучение детей необычным способам рисования активизирует познавательный интерес, раскрывает творческие способности ребёнка,стимулирует воображение.Экспериментируя с красками,дети учатся находить в различных сочетаниях пятен и линий образы.Кляксография воспитывает потребность искать, думать, принимать самостоятельное решение. Такое занятие не только интересное. но и полезное в качестве артикуляционной гимнастики. Цели урока:Обучающая: знакомить обучающихся с необычной техникой рисования "Кляксография". Формировать умения выполнения рисунка с помощью кляксографии.Развивать фантазию и мышление.Сформировать навык работы в технике "кляксография". Научить использовать различные способы выполнения кляксографии. Превращать пятна и линии в образы, придавая им неповторимую оригинальность. Уметь находить способ их превращения в осмысленную композицию. Использование учащимися на практике новой графической техники. Развивающая: знакомство с историей появления этой техники. Знакомство с работами художников, которые использовали эту технику в своих работах. Формирование художественного вкуса при выполнении кляксографии. Развивать у детей графические умения и навыки, творческое воображение. Воспитательная: воспитание интереса к творчеству,к изобразительному искусству. Формирование творческой активности учащихся. Умение внимательно слушать и выполнять задание педагога. Задачи урока: Познакомить детей со способом изображения "Кляксография". Показать её выразительные возможности; Знакомство с картинами художников, выполненными в технике "Кляксография";Способствовать освоению техники "от пятна";Вызвать интерес к оживлению необычных форм пятен, учить дорисовывать кляксы для придания им сходства с реальными образами;Побуждать детей к творческим поискам и решениям;Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности;Воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.Форма проведения занятийЗанятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.Продолжительность урока – 40 минут. Методы обученияДля достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:словесный (объяснение,беседа,рассказ); наглядный (демонстрация приемов работы, образцов готовых работ); практический;эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);коммуникативные (уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях);личностные (проявлять уважительное отношение к своему и других людей творчеству).Тип урока: комбинированный (теоретический и практический).Структура занятия:- организационный момент;- теоретическая часть;- самостоятельная работа;- итог занятия.Оборудование для учителя:- готовые работы по кляксографии для образца;- кисти (щетинная,белка №1,2 для детальной проработки); - акварельные краски, тушь;- белая бумага формата А4.Оборудование для учащихся:- акварель, тушь;- кисти (щетинная,белка №1,2 для детальной проработки);- белая бумага формата А3,А4;- баночка с водой;- коктейльная трубочка;- тканевые или бумажные салфетки.Практическая значимость урокаКомпозицию можно использовать в качестве украшения интерьера и как конкурсную работу. Такую технику можно использовать при выполнении поздравительных открыток. Кляксография пригодится при выполнении композиции на тему иллюстрирования художественных произведений.Отражение в работе своего опытаПозволить детям как можно больше делать собственными руками, проявлять выдумку, фантазию.Ход урокаОрганизационный моментПодготовка материалов и принадлежностей для работы в технике кляксография. Расставить и разложить в определённом порядке бумагу, кисти, баночку с водой, тушь, акарельные краски.Теоретическая часть. Сообщение темы и целей урока.- Ребята вы уже знаете, что такое клякса и как она получается? Как вы думаете, можно ли с помощью кляксы получить какое-нибудь изображение? Сегодня я познакомлю вас с новой необычной техникой "Кляксография", которая поможет нам выполнять свои картины. Показываю детям иллюстрации Эрика Булатова и Олега Васильева, которые использовали эту технику в своих работах. Предлагаю детям рассмотреть и определить,как кляксы помогли этим художникам создавать определённые образы. Предлагаю вниманию детей несколько готовых работ учащихся, выполненных приёмом "Кляксография".Показываю технику выполнения "Кляксографии". Рисунок создаётся путём нанесения клякс на лист бумаги. Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами:- капельный метод (окунуть кисть в акварель или тушь и разбрызгать краску над листком бумаги); - метод растекания ( на лист наносят большую каплю с помощью кисти. Затем раздувают краску с помощью трубочки по поверхности бумаги, поворачивая лист в различных направлениях).Самостоятельная работа.Предлагаю детям потренироваться на дополнительном листе бумаги А(4). Можно начать с произвольного разбрызгивания акварели или туши. Наносить кляксы желательно щетинной кистью. Необходимо обратить внимание детей на то, что работать с тушью надо аккуратно. Получится много различных клякс, которые потом можно будет дорисовать для того, чтобы получить сходство с предполагаемыми образами. Но для этого нужно внимательно рассмотреть получившееся изображение, поворачивая лист в различных направлениях. Постараться увидеть в нем что-то интересное, пофантазировать Кляксы интересно рассматривать, сочиняя необыкновенные истории. Для дорисовывания можно использовать тонкую кисть, фломастеры, маркеры. Потом в качестве упражнения предложить детям выполнить рисунок "Дерево" на формате листа бумаги А4 в технике кляксография. Продемонстрировать процесс рисования, сделать небольшое пятно (кляксу) на листе бумаги. Затем трубочкой выдуваем каплю в разные направления. Веточки выдуваем по отдельности в заданном направлении. В ходе работы процедуру выдувания можно будет повторить, капнув ещё капельку краски в нужное место и раздуть. Предложить детям придумать что-нибудь своё, новое при выполнении этого задания.Во время работы детей делаю целевые обходы:контроль организации рабочего места;контроль правильности выполнения приёмов работы;оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;контроль объёма и качества выполнения работы. В конце урока напомнить детям, чтобы они привели в порядок свои инструменты. Подведение итогов работы:Итогом урока является выставка детских работ в классе. Сделать небольшую выставку, разложив работы на полу. Каждый может полюбоваться ею.Идёт обсуждение готовых работ. Во время этих обсуждений формируется опыт творческого общения и чувство коллективизма. Попросить детей рассказывать о том, что же получилось на бумаге в результате рисования.Можно придумать фантастическую или какую-нибудь другую историю. Каждый ребёнок может дать название своему рисунку. Спросить детей, чему мы научились? Что больше всего им понравилось в этих работах? Попросить детей рассказать,с какими трудностями они столкнулись при выполнении кляксографии. С каким новым приёмом вы сегодня познакомились? Какие материалы мы использовали для этого? Похвалить ребят за интересные работы.Источники eq информации (литература):1. Выготский Л.С., "Воображение и творчество в детском возрасте", Спб, СОЮЗ, 1997 г.2. Т.В.Калинина. - Альбом с кляксами. Основы языка., Спб,2009 г.3.Ю.Полуянов,"Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам",Москва,2000 г.4.О.Никологорская,"Волшебные краски",г.Москва,"АСТ- ПРЕСС", 1997 г.Упражнения и итоговые работы учащихся 1класса по восьмилетнему обучению, ДПОП "Живопись"на занятиях по " Кляксографии".

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X