Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Вахлова Елена Валерьевна
Развитие социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра
скачать документВернуться назад
Развитие социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра Вахлова Е.В.,Учитель-дефектолог, учитель-логопедМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №16 «Колобок» (МБДОУ №16 «Колобок») г. Ульяновск Ребенок, страдающий синдромом раннего детского аутизма (РДА), развивается иначе, нежели обычный ребенок. Развитие ребенка, во-первых задерживается, во-вторых искажается, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции, даже имеющиеся у них способности не реализуются в жизни. У детей наблюдается нарушение внимания, восприятия, мышления, памяти и речи. Присутствуют проблемы ориентировки в пространстве и времени, форме, величине, цвете предметов. Детям свойственна конкретность мышления и затрудненность переноса сформированного навыка из одной ситуации в другую. Умственное развитие часто ограничено «коридорами» стереотипов и не направлено на понимание причинно-следственных связей. Характерными признаками интеллектуального развития при аутизме можно считать: ограниченность, узость понимания, жесткость и механичность в восприятии, буквальность мышления, затрудненность символизации в игре и в быту.[1, с.17] Он устанавливает максимальную дистанцию в контактах с ними, стремится удержать отношения в рамках стереотипов, используя близкого лишь как условие жизни, средство аутостимуляции. Связь ребенка с близкими проявляется прежде всего как страх их потерять. Фиксируется симбиотическая связь, но не развивается настоящая эмоциональная привязанность. Столь тяжелые нарушения в аффективной сфере влекут за собой изменения в направлении развития высших психических функций ребенка. Они также становятся не столько средством активной адаптации к миру, сколько инструментом, применяемым для защиты и получения необходимых для аутостимуляции впечатлений. В результате особенности аутизма таковы, что аутичного ребенка нужно учить всему. Спонтанно овладение навыками если и происходит, то с большим опозданием и искаженно, что часто вызывает невротические расстройства. Опыт показывает абсолютную необходимость возможно более раннего начала интенсивной индивидуальной работы с постепенным введением групповых форм.[2, с. 31] Установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие представляет главную задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме. Через сопереживание мы будем стараться постепенно ввести в его жизнь смыслы, которые в дальнейшем позволят и ему самому мобилизоваться и организовать себя. При этом прослеживается основной принцип обучения детей с аутизмом – постепенное усложнение деятельности с обязательной опорой на наглядность, задания просты, повторяются многократно в неизмененном виде. Для коррекции психического развития ребенка с аутизмом стремятся вовлекать его в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, обязательно учитывая интересы и ориентируясь на его любимые виды деятельности. В играх применяют четкие правила, определенную строгую последовательность событий и действий, постепенно стремясь к переносу усвоенного в реальную действительность, развивая тем самым у детей мышление, память, внимание, восприятие и речь.[3, с. 10] Возможность взаимодействия со взрослыми позволяет обогатить формирование эмоционально положительного отношения к окружающему, знания ребенка об окружающем мире, умение активно ориентироваться в нем.Параллельно нужно проводить совместную деятельность с широким сочетанием тактильно – мышечных и зрительных форм познания. Так, возможно сочетание пальчиковой гимнастики и упражнений по развитию речи – «стишки с движениями», сочетание пальчиковой гимнастики и упражнений по формированию элементарных математических представлений – «математика с руками», использование наглядного материала, выполненного из шероховатой бумаги, для обводки рукой ребенка, разнообразные игры и упражнения с пальчиками и т.п. Необходимо организовать совместное активное обследование привычных предметов обихода, любимых игрушек. При этом задачей является не столько обогащение сенсорного опыта, сколько соединение внутренних впечатлений с функциями реального предмета исследования, его значением в жизни ребенка, закрепление этих связей в жизни. Необходимо, хотя это, вероятно, труднее всего, знакомить аутичного ребенка с жизнью других детей. Для того чтобы обогатить эмоциональный опыт аутичного ребенка, целесообразно приобщение его к детским праздникам, походам в зоопарк, цирк, на просмотр мультфильма. Все эти упражнения и мероприятия, помогают аутичному ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире, эмоционально тонизируют его, формируют разнообразные связи, социальные интересы, помогают постепенно преодолевать его аутистическую изоляцию, позволяют включить его в процесс дальнейшего школьного обучения, что создает основу для формирования индивидуального жизненного опыта. Таким образом, мы видим, что аутичный ребенок проходит сложный путь искаженного развития. Однако в общей картине мы должны научиться видеть не только его проблемы, но и возможности, потенциальные достижения и способности. Они могут предстать перед нами в патологической форме, но, тем не менее, мы должны распознать их и использовать в коррекционной работе. Список литературы:1.Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова.-М.:ВЛАДОС, 1997.2.Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.-3-е изд..- М.: Теревинф, 2005.3.Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Кн. Для педагогов-дефектологов/И. Питерс.-М.:ВЛАДОС,2003.