Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Алимова Светлана Александровна

Проектная деятельность по формированию навыков безопасного поведения на дороге "Зеленый огонек"

скачать документ

Вернуться назад

Проектная деятельность по формированию навыков безопасного поведения на дороге «Зеленый огонек»Алимова Светлана АлександровнаФилиал «Солнышко» МБДОУ д/с №4 г. Пензы «Мозаика» воспитатель Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Дорожно – транспортный травматизм остается проблемой общества, требующей решения. Одной из важных сторон в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо обучать детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Поэтому главная задача воспитателей не только доступно разъяснить правила ребенку, донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, но и формировать у них навыки безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте. Мы решили использовать в работе с воспитанниками проектный метод. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.Использование проектного метода в старшем дошкольном возрасте позволяет решать следующие задачи развития детей:формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Преимущества проектного метода.Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (практическая направленность, включение ребёнка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребёнка с социальной городской среды).Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников. Проект позволяет решать задачи не только обогащения и расширения представлений детей о правилах дорожного движения, но и формировать навыки безопасного поведения, развивать такие интегративные качества как самостоятельность, активность, инициативность, то есть ребенок учится осуществлять выбор конкретных действий, своего стиля поведения на основе прогнозирования его последствий. В проектной деятельности дети сами, с большим интересом, добывают знания, и эти знания по качеству более глубокие и прочные.Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице. Задачи: Расширять и уточнять знания воспитанников:О профессиях людей, которые управляют транспортомО правилах дорожного движенияОб обязанностях пешеходов; Формировать навыки:Остановки перед переходом улицы;Движения по правой стороне тротуара;Безопасного поведения в общественном транспорте.Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, задавать вопросы.Развивать логическое, наглядно-образное мышление, зрительную память и восприятие. Активизировать и обогатить словарь детей по теме «Транспорт».Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителейОжидаемый результат: Воспитанник, имеющий знания о правилах дорожного движения, об обязанностях пешеходов и пассажиров, о правилах поведения в общественном и личном транспорте, в соответствии с образовательной программой, применяющий их в игровой деятельности, умеющий координировать свои движения в соответствии с ситуацией, имеющий навыки осознанного безопасного поведения на улице.Родитель, заинтересованный в формировании у своего ребенка знаний о правилах дорожного движения, активно участвующий в реализации задач по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге.Этапы реализации проектаПодготовительный этап.1.Создание предметно-развивающей среды в группе для мотивационной заинтересованности воспитанников в изучении ПДД.Подобрать художественную литературу для чтения и заучивания с детьми.Подобрать предметные и сюжетные картинки для рассматривания.Подготовить материал для художественно-продуктивной деятельности.2.Проведение дидактических игр «Что означает знак?», «Раздели транспорт на группы», «Назови профессию» с целью выявления уровня знаний воспитанников о ПДД.3.Проведение беседы «Что мы знаем о ПДД?» с целью составления модели трех вопросов.Внедренческий этап.Вид деятельностиМероприятияОбразовательная областьПознавательная Познавательные занятия:Какая она улица?Дорога в городе.Городской транспортМой друг надежный - знак дорожныйБеседы: По картине «Машины бывают разные».Проезжая часть для машин, тротуар для пешеходаПосмотри налево, посмотри направо О полосатой «зебре» и ступеньках под землюЧеловек с жезломЦелевые прогулки, экскурсии:Знакомство с улицейДорога в городеПассажирский транспортПешеходы и пассажирыПерекрестокМинутки познания «Знаете ли вы…»«Каким был первый светофор?»«Для чего нужна дорожная разметка?»«Тротуар-дорога для пешеходов»Социально- коммуникативное развитие,Познавательное развитие ,Физическое развитие .Художественно-эстетическаяЧтение художественной литературы:Сказка «Жила-была Зебра»- Правила дорожного движения, сост. Поддубнова, стр. 10-12Сказка «Приключения Белоснежки и ее друзей» - Правила дорожного движения, сост. Поддубнова, стр. 32И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок» - Правила дорожного движения, сост. Поддубнова, стр. 78,80Н.Кончаловская «Самокат» - ПДД для детей дошкольного возраста, стр. 54Н. Носов Автомобиль А.Гангов «Гололед»С.Михалков Дядя Степа - милиционерСоциально- коммуникативное развитие,Познавательное развитие ,Физическое развитие,Речевое развитие .Художественно-продуктивнаяКонструирование «Машины для разных грузов»Рисование «Улица моего города»Аппликация коллективная «Перекресток»Лепка «Транспорт»Конструирование из бросового материала «Дома на нашей улице»Социально- коммуникативное развитие,Физическое развитие,Художественно– эстетическое развитие,ИгроваяПодвижные игры: «Будь внимательным»«Веселый трамвайчик»«Гараж»«Иду по дорожке»«Регулировщик»Дидактические игры:Домино «Дорожные знаки»«Подбери знак»«Азбука безопасности»«Лото пешехода»«Транспорт»«Заправочная станция»«Внимание! Дорога!»«Что изменилось?»«Что я видел»Словесные игры:«Опасно-неопасно»«Ты так поступаешь?»«Раз, два, три – что опасно, назови»«Хлопни в ладоши»Игры-тренинги:«В автобусе»«Идем, едем, играем»«Мчатся машины»«Переход»«Стой, дорога!»Алгоритмические игры:«Поездка в общественном транспорте»«Поездка в автомобиле»«Переход улицы со светофором»«Переход улицы без светофора» Сюжетно-ролевые игры:«Водители»«Путешествие по городу»«Автозаправочная станция»Режиссерские игры: С макетом «Улицы города» С конструктором «Городок» С макетом «Перекресток»Социально- коммуникативное развитие,Познавательное развитие, Физическое развитие,Речевое развитие.Театрализованная«Теремок на новый лад для примерных дошколят» Песенка «Веселые путешественники», «Правила движения», Художественно – эстетическое развитие,Социально- коммуникативное развитие.Работа с родителямиАнкетирование родителей на тему «Ребенок и дорога»Привлечение к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм (знаки, накидки, макеты зданий)Составление маршрута «Дорога в детский сад»Участие в выставке рисунков «Дети. Дорога. Безопасность»Совместно с ребенком придумать и нарисовать новый дорожный знак. Предложить памятки «Родителям о правилах дорожного движения»Сообщение на родительском собрании «Семь правил для пешеходов»Заключительный этап. Презентация проекта: Игра-викторина «Грамотный пешеход» с участием родителей.Отчет о реализации проекта.Механизм реализации проекта включает в себя интеграцию всех образовательных областей. Работу по реализации проекта я начала с создания предметно-развивающей среды в группе с целью повышения мотивационной заинтересованности детей, «погружения» в тему. В группу внесла плакаты, художественную литературу, дидактические игры, иллюстрации по теме проекта. В начале работы над проектом в группе появился Лунтик (игрушка), который ничего не знал о правилах дорожного движения. Дети его постепенно учили правильному поведению на улице, отвечали на его вопросы, исправляли его ошибки. Воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения осуществлялось: во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдали движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.; во-вторых, в процессе специально организованной развивающей и обучающей НОД и игр по данной теме. Познавательная деятельность включала в себя проведение непосредственно-образовательной деятельности, беседы, целевые прогулки, познавательные минутки, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы.В рамках проекта организовала с воспитанниками познавательную непосредственно-образовательную деятельность: «Какая она улица», «Дорога в городе», «Городской транспорт», «Мой друг надежный - знак дорожный»; беседы «Машины бывают разные» «Проезжая часть для машин, тротуар для пешехода», «Красный, желтый, зеленый», «Посмотри налево, посмотри направо», « О полосатой «зебре» и ступеньках под землю», «Человек с жезлом». Это позволило сформировать знания воспитанников об улице, о разнообразии транспортных средств, их назначении, об элементах дороги, о правилах дорожного движения для пешеходов, водителей, пассажиров, о работе регулировщика, значении его сигналов.Организовала с детьми целевые прогулки, экскурсии: «Знакомство с улицей», «Дорога в городе», «Пассажирский транспорт», «Пешеходы и пассажиры», «Перекресток». Они помогли сформировать у детей представление об улице, о разнообразии транспортных средств, о назначении городского транспорта, развивать умение ориентироваться на улице, развивать наблюдательность, внимательность, закрепить правила дорожного движения для пешеходов и водителей. Уточнила и расширила представления детей о труде водителя, воспитывала уважение к работе людей, связанной с транспортом, к правилам поведения в транспорте и около него. Во время целевых прогулок обращала внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Объясняла, что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который может ехать очень быстро и наехать на пешеходов, если они не соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Дети наблюдали за правильными и неправильными действиями пешеходов, а затем анализировали, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны. Экскурсии позволили познакомить воспитанников с дорожными знаками на близлежащих улицах, определить их назначение, закрепить знания о дорожных знаках, сформировать представление о труде инспектора дорожного движения и регулировщика, воспитывать уважение к правилам дорожного движения, развивать память, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, способность к ориентировке в окружающей обстановке.Организованные минутки познания «Знаете ли вы…»: «Каким был первый светофор?», «Для чего нужна дорожная разметка?», «Тротуар-дорога для пешеходов» способствовали формированию представлений воспитанников о понятиях, связанных с дорожным движением, об истории возникновения светофора, разметки, расширению кругозора. Были не только расширены представления о ПДД, но и произошло обогащение словаря воспитанников новыми словами: бордюр, газон, проезжая часть, тротуар, разметка, пешеход, пассажир и т. д.Чтение художественной литературы «Жила-была Зебра», «Приключения Белоснежки и ее друзей», «Улица, где все спешат», «Ученый Машина, которую рисовать научили», заучивание стихов «Пешеходный светофор» И. Серякова, «Постовой» Я. Пишумова позволили поддерживать интерес детей к теме, еще раз подтверждали на примере персонажей, что правила дорожного движения обязан знать и выполнять каждый.Игра — это одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее ярких, эмоционально окрашенных форм детской деятельности по усвоению правил дорожной безопасности. Игровая деятельность включала в себя дидактические, сюжетно - ролевые и режиссерские игры на расширение представлений о правилах дорожного движения, дидактические игры на развитие внимания, наблюдательности, игры - тренинги на обыгрывание проблемных ситуаций на дороге. Если игра шла по инициативе детей, то она являлась формой их самовыражения. Если игра проходила по моей инициативе, то в ней происходило усвоение новых, специально подобранных, педагогически целесообразных умений и навыков - действий, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице.В процессе игры обогащала опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствовало развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращала внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.Дидактические игры: домино «Дорожные знаки», «Лото пешехода», «Транспорт», «Заправочная станция», «Что изменилось?», «Что я видел» и др. позволили закрепить у детей понимание значений дорожных знаков, где они устанавливаются, умение классифицировать транспорт, замечать изменения в дорожной обстановке, развивать наблюдательность, воспитывать навык безопасного поведения.Словесные игры «Опасно-неопасно», «Ты так поступаешь?», «Раз, два, три – что опасно, назови», «Хлопни в ладоши», «Спроси, чтобы узнать больше» помогли развивать связную речь, умение задавать вопросы, мышление, закрепить правила безопасного поведения в общественном транспорте, на проезжей части, формулировать правильный полный ответ на вопрос. Сюжетно-ролевые игры «Водители», «Путешествие по городу», «Автозаправочная станция»; режиссерские игры, игры-моделирования «Улицы города», «Городок», «Перекресток» - позволили научить воспитанников применять полученные знания о ПДД в практической деятельности, формировать навык безопасного поведения на улице, умение конструктивно взаимодействовать со сверстниками, способность организации действия, воспитывали взаимовыручку, дружелюбие.Чтобы разнообразить работу по данной теме, использовала инновационные методы. Так в группе появились новые игры – алгоритмические.Важной отличительной особенностью дошкольного возраста является то, что многое ребенок познает впервые, его собственный субъектный опыт очень незначителен и ограничен, чтобы служить отправным пунктом в обучении. Следовательно, овладение на первых ступенях обучения простейшими алгоритмами, как обобщенными способами действий является необходимым условием успешного освоения соответствующей деятельности. Психологи и педагоги указывают на необходимость освоения детьми определенного алгоритма действий, так как всякая деятельность требует сначала определенных технических умений и навыков, только после освоения, которых и можно достичь оригинального результата. Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, Е.В. Бондаревская. отмечает, что жизнеспособность личности в современных условиях складывается из двух блоков: усвоенных алгоритмов и готовности к их преобразованию, то есть к творчеству. С позиций личностно ориентированного подхода многие авторы усматривают значимость алгоритмических способностей в том, что они позволяют ребенку успешно решать познавательные задачи, используя освоенные обобщенные способы действия (алгоритмы); творчески преобразовывать усвоенные алгоритмы в соответствии с индивидуальными особенностями, склонностями и интересами, выбирать свой индивидуальный путь познания; осуществлять выбор способа решения задачи с точки зрения эффективности и рациональности и почувствовать уверенность в своих силах, в победе. Особая важность придается алгоритмическим способностям в плане повышения развивающего эффекта обучения: формирования умений расчленять сложные действия на элементарные составляющие и представлять их в виде организованной совокупности последних, умения планировать свою деятельность, строго придерживаться определенных правил, выражать свои действия адекватными языковыми средствами и творчески преобразовывать знакомые алгоритмы выполнения деятельности в соответствии с индивидуальными наклонностями и интересами.В алгоритмических играх задача детей заключается либо в выполнении, либо в выборе наиболее продуктивного алгоритма действий в условиях дорожного движения. В алгоритмических играх формировала умение у детей размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Каждая игра представляет собой набор картинок с разнообразными действиями участника дорожного движения. В ходе игр дети должны разложить последовательность действий в правильном порядке и составить связный рассказ. Целью алгоритмических игр было не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления, также по этим алгоритмам учим составлять рассказ, тем самым развивая связную речь. В работе с детьми использую такие алгоритмические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», «Поездка в автобусе», «Поездка в автомобиле». Цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, соблюдению правил безопасного поведения в транспорте. Так, например, игра «Поездка в автомобиле» содержит набор таких картинок: ребенок и взрослый подходят к автомобилю, взрослый усаживает ребенка в детское автомобильное кресло и пристегивает ребенка, взрослый садится сам и пристегивается, пристегнутые пассажиры едут в автомобиле. Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, часто встречаемся со словом «навык». Навык – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Навык останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.Проведение игр-тренингов «В автобусе», «Переход», «Мчатся машины», «Идем, едем, играем», «Стой, дорога!» способствовало формированию у наших воспитанников навыков остановки пред переходом проезжей части, движения по тротуару с правой стороны, культуры поведения в общественном транспорте, умения правильно действовать в различных дорожных ситуациях, заботиться о своей безопасности. Тренинги помогли научить детей решать проблемные ситуации в транспорте, на улице. Творческая деятельность включала в себя художественно - продуктивную деятельность: конструирование «Машины для разных грузов», рисование «Улица моего города», аппликация коллективная «Перекресток», конструирование из бросового материала «Дом».В ходе организованной творческой деятельности воспитанники не только развивали свои творческие способности, но также закрепляли полученные знания о правилах дорожного движения, транспортных средствах. Игровая деятельность способствовала также формированию навыков безопасного поведения, обогащению социального опыта.Двигательная деятельность включала в себя физкультурные досуги, подвижные игры: «Будь внимательным», «Веселый трамвайчик», «Гараж», «Иду по дорожке», «Регулировщик». Эта деятельность способствовала развитию у детей внимания, координации движений, ориентировки в пространстве, умения быстро реагировать в непрерывно изменяющихся условиях, воспитанию умения подчинять свои интересы интересам сверстников, бережного отношения к своему здоровью.Решающим фактором формирования привычки безопасного поведения на дороге является личный пример родителей, людей, которые окружают его постоянно. Один факт неправильного поведения родителя может перечеркнуть все теоретические знания ребенка. Поэтому я обозначили еще одну задачу: активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.Анкетирование родителей дало следующие результаты:100% родителей убеждены, что только совместными усилиями семьи и детского сада можно научить детей ПДД;большинство родителей, 61%, считает: обучать детей правилам дорожного движения нужно с 5-6 лет;наиболее распространенными причинами ДТП родители считают:переход через проезжую часть в неустановленном месте - 44%;неожиданный выход на проезжую часть – 50%;неподчинение сигналам светофора – 38%;игры на проезжей части - 38%;лишь несколько родителей, 22%, ставят во главу угла отсутствие у детей навыков безопасного поведения;о правилах движения пешеходов по тротуару многие родители, 38%, напоминают своим детям лишь время от времени;о необходимости остановиться перед переходом дороги, быть внимательным, не торопиться регулярно говорит с детьми 55% родителей;о правилах безопасного поведения в общественном транспорте 72% родителей говорят с детьми время от времени; 100% родителей считают необходимым обучать детей ПДД.Результаты анкетирования побудили меня организовать ряд консультаций, бесед с родителями, разработать памятки, оформить папки-передвижки. Мной были даны рекомендации родителям неукоснительно соблюдать все правила дорожного движения (во время пути не должно быть никакой спешки, никакого бега ни через дорогу, ни к автобусу, никаких разговоров при переходе через проезжую часть) и использовать каждый случай пребывания с ребенком на улице, чтобы учить его наблюдать. Дети должны знать о возможных опасностях на дороге, но в то же время не испытывать боязни на улице и чувства страха, растерянности в момент опасности, иначе это парализует их способность правильно ориентироваться в обстановке.Поэтому они стали активными участниками проекта: активно помогали создать предметно - развивающую среду в группе, оказали помощь в изготовлении атрибутов для игр. Совместно с детьми они приняли участие в выставке рисунков на тему «Дорога, дети, безопасность». Вместе со своим ребенком каждый родитель создал маршрут «Мой путь в детский сад». Я рекомендовали родителям поработать с детьми над маршрутом, отметить опасные места, объяснить ребенку, в чем заключается опасность, как действовать, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь.Родители группы постоянно обучают детей правилам поведения, которые должны знать и выполнять неукоснительно все участники дорожного движения, т.к. от этого зависит его здоровье и безопасность человека. Они формируют у детей навыки безопасного поведения в различных дорожных ситуациях, которые могут возникнуть на улице, так как только знание правил не может обеспечить безопасности ребенка — дошкольника.Итак, я могу сказать, что проект «Зеленый огонек» в моей группе успешно реализован. Моя методическая копилка пополнилась новыми конспектами занятий, бесед и развлечений, оформлен информационный стенд для родителей, в группе оформлены новые дидактические игры, алгоритмические игры, были оформлены две выставки творческих работ, оформлен фотоальбом, собрана библиотека художественных произведений по данной теме.Расшила и уточнила знания воспитанников о разнообразии видов транспорта, о профессиях людей, которые управляют транспортом (водитель, пилот, капитан, мотоциклист и т. д.) о правилах дорожного движения, об обязанностях пешеходов, попутно расширили словарный запас детей. Сформировала навыки остановки перед переходом улицы, движения по правой стороне тротуара, безопасного поведения в общественном транспорте. Поскольку формирование навыка процесс длительный, я продолжаю систематическую работу в этом направлении.Развивала у моих воспитанников умение анализировать, сравнивать, делать выводы, задавать вопросы, развивали логическое, наглядно-образное мышление, зрительную память и восприятие через различные виды игр, решение проблемных ситуаций, посредством наблюдений на прогулках и экскурсиях.Привлекая родителей к реализации проекта, активизировала работу с ними по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.Дети из моей группы уже много знают, успешно применяют полученные знания в игровой и практической деятельности, и родители осознают важность поставленных задач и помогают в их решении. Дети замечают нарушения правил безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте, пешеходов на улицах города. Каждое такое сообщение мы обсуждаем на утренних пятиминутках безопасности. Надеюсь, мой опыт работы в проектной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте будет полезен педагогам дошкольных учреждений.   Используемая литература:Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно- методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста), Санкт- Петербург: «Детство- Пресс», 2002.Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице», Санкт- Петербург: «Детство- Пресс» 2008. Компьютерная развивающая игра для дошкольников «По дороге со Смешариками», презентации по ПДД.О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения», Москва 2007.Т.А. Шорыгина «Беседы о ПДД с детьми 5- 6 лет» ТЦ «Сфера» МоскваПравила дорожного движения, сост. Поддубнова, Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X