Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Павлова Елена Юрьевна

Проект "Скоро в школу"

скачать документ

Вернуться назад
Скоро в школу”
Павлова Елена Юрьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №210» (МДОУ «Детский сад №210») г. Ярославль
Должность автора – старший воспитатель
Актуальность Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:
смена режима сна и питания;
увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом;
смена стиля общения с взрослыми;
необходимость выполнения школьных правил;
необходимость установления контактов со сверстниками;
увеличение объема интеллектуальной нагрузки, полный самоконтроль и многое другое.
Алгоритм решения перечисленных проблем представлен в данном проекте.
Вид проекта: комплексный, групповой.
Сроки реализации: в течение года.
Участники: воспитатели, учителя, дети подготовительной к школе группы, родители, педагог-психолог, старший воспитатель.
Взаимодействие педагогов: воспитатели групп, учителя, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, родители, инструктор по физкультуре.
Продукт детской деятельности:
- совместный досуг с родителями “Скоро в школу”,
- выставка детских работ “Скоро в школу”,
- литературно-музыкальная композиция “Выпускной бал”,
- кукольный театр “Лесная школа”,
- создание альбомов “Школьники”, “Скоро в школу”,
- оформление в группе уголка будущего школьника;
- занятие-практикум с родителями “Учиться с удовольствием ”.
Цель: создание условий для общего психического развития детей и формирования у них психологической готовности к современному, развивающему школьному обучению. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы.
Цель психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников: развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.
Цель для педагогов: формирование у педагогов детского сада необходимых ключевых компетенций по обеспечению преемственности со школой в условиях внедрения стандартов второго поколения.
Конкретная цель: повышение качества образования через создание нового механизма взаимодействия в системе ДОУ – семья – школа.
Задачи:
Развивать у детей желание и умение учиться, способность к овладению УУД.
Формировать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, используя навыки исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.
Развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности через включение дошкольников в особые формы совместной деятельности с взрослыми и друг с другом, специфичные для ситуации учения, и формирование на этой основе базиса социальной компетентности.
Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развивать его положительное мировосприятие.
Разработать и реализовать механизмы взаимодействия в системе ДОУ - семья – школа.
Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей путем вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка - позиции школьника.
Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению.
Оказать помощь родителям в решении психологических и педагогических проблемных ситуаций, связанных с подготовкой и обучением детей в школе.
Ожидаемый результат:
Сформированность УУД, обеспечивающие преемственность перехода от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения ребенка в начальной школе;
Согласованность позиций родителей, детского сада и школы по готовности к обучению в школе;
Сформированность у большей части детей навыков исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности;
Программа реальных действий партнеров по обеспечению перехода ребенка из ДОУ в школу;
Сформированность у педагогов детского сада необходимых ключевых компетенций по обеспечению преемственности со школой в условиях реализации ФГОС.
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность

в детском саду
с родителями


Занятие “ Беседы о школе”;
Чтение художественной литературы о школе;
Рассматривание картин и составление рассказов о школе;
Развлечение “Скоро в школу”;
Выпускной бал;
Экскурсии в школу;
Изготовление поделок для выставок;
Совместная игровая деятельность.
Чтение художественной литературы о школе;
Посещение школы;
Просмотр телепередач, фильмов;
Изготовление поделок для выставок;
Выполнение заданий воспитателей;
Совместная игровая деятельность;
Дни открытых дверей;
Посещение школьной библиотеки.
Сюжетно-ролевая игра “Школа”;
Рассматривание иллюстраций, чтение книг о школе; Изготовление детских работ школьной тематики;
Игры, моделирующие школьную жизнь.

Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей к школе
Методическая работа
Работа с детьми
Работа с родителями

встречи педагогов детского сада и учителей начальных классов;
консультации-практикумы;
совместные педсоветы;
взаимопосещения уроков и занятий учителями и воспитателями
экскурсии детей в школу;
дни открытых дверей в детском саду и школе;
совместные праздники и развлечения;
совместная игровая деятельность старших дошкольников и учеников первого класса;
выставки детских рисунков;
проведение диагностики
анкетирование;
родительские собрания;
консультации-практикумы;
дни открытых дверей в детском саду и школе;
совместные занятия с детьми и родителями;
наглядная информация

Этапы.
Подготовительный этап:
изучение нормативной и методической литературы, опыта работы других педагогов;
анализ диагностики развития детей;
подбор игр, пособий, иллюстративного материала школьной тематики;
разработка перспективного плана, включающего работу с детьми, родителями, воспитателями, учителями.
Основной этап:
Работа с детьми
Анкетирование.
Комплексные занятия, посвященные школьной теме. Беседы о школе.
Сюжетно-ролевые игры “Школа”.
Экскурсии в школу.
Участие в школьных выставках.
Дидактические игры и подвижные игры школьной тематики.
Организация в группе уголка будущего школьника.
Работа с родителями
Анкетирование.
Родительское собрание.
Круглый стол.
Семинары.
Консультации.
Оформление информационного стенда
Совместные занятия с детьми и родителями.
Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.
Заключительный этап:
Презентация опыта работы по теме: “Скоро в школу”.


Система педагогической работы с детьми подготовительной к школе группы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению.
Первое направление - формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и обучению.

Задачи
Формы организации работы
Результат

1.
Сформировать у детей первоначальные знания о школе, создать положительную психологическую установку на школу
Рассказ воспитателя о своем первом дне в школе. Рассматривание старого букваря, школьных тетрадей, грамот, фотографий, иллюстраций в журналах и т.д.
Расширение знаний детей о мире школьников

2.
Обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором, спортивной площадкой
Прогулка к школе. Рассматривание картины “Школа”. Рисование на тему: “Здание школы”
Зарождение чувства доверия к школе

3.
Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу
Рассматривание картин о школьной жизни. Посещение линейки, посвященной Дню знаний.
Пробуждение интереса к разным сторонам школьной жизни.

4.
Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни
Коллективное создание альбома о школе. Чтение стихов о школе (А. Барто “Мама или я? ”, М. Бородицкая “Первоклассник”, М. Садовский “Первое сентября ” и др.)
Пробуждение интереса к школьной жизни.

Второе направление - формирование интереса к новому, школьному содержанию занятий.

Задачи
Формы организации работы
Результат

1
Вызвать положительное эмоциональное переживание, познакомить с кабинетом первоклассников, школьной библиотекой
Экскурсия в школу. Выставка детских работ после посещения школы.
Желание прийти в школу еще раз. Возникновение эмоционально-положительного отношения к школе.

2
Показать важность и значимость школьных знаний
Посещение уроков
Желание пойти в школу

3
Закрепить знания о школьных атрибутах
Игра “Первоклассник ”
Желание учиться в школе

4
Определить уровень информированности о школьной жизни
Рисование на тему: “Что я знаю о школе? ”
Желание пойти в школу

5
Закрепить полученные знания и представления о школе
Создание уголка первоклассника. Рассматривание школьных принадлежностей, загадки о них.
Интерес к школе, школьным атрибутам

6
Выявить особенности внутренней позиции у детей 6-7 лет
Сюжетно-ролевая игра “Школа ”. Чтение стихов и рассказов о школе (М. Яснов “Подходящий угол”, В. Орлов “Что написано в тетрадке ”,
В. Голявкин “Не везет” и др.). Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
Новый уровень самосознания

Третье направление - ориентация дошкольников на “школьную” организацию деятельности и поведение.

Задачи
Формы организации работы
Результат

1.
Познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена)
Экскурсия в школу во время перемены. Детское творчество на тему: “В какой школе я хочу учиться?
Желание быть школьником

2
Показать детям образ “хорошего ” и “плохого” ученика
Кукольный театр “Как Незнайка в школу ходил ”
Знакомство со школьными правилами

3
Закрепить знания о правилах поведения в школе, на уроке
Игры “Лесная школа ”, “Сосед подними руку” и др.
Желание выполнять установленные правила

4
Развивать школьные навыки
Игра, моделирующая школьные ситуации: “Школа наоборот”
Принятие решения

5
Уточнить знания детей о школьной организации
Беседы “ Что можно сделать за перемену? ”, “Школа и ее правила ”
Усвоение школьных правил поведения

6
Формировать знания о школьной дружбе
Чтение рассказов К.Д. Ушинского
Желание иметь друга

7
Помочь лучше подготовиться к школе
Совместные с первоклассниками праздники, выставки
Возникновение содержательных контактов между детьми

Четвертое направление – признание роли и авторитета учителя.

Задачи
Формы организации работы
Результат

1
Создать образ доброго учителя
Беседа об учителе после посещения школы
Чувство радости от общения с учителем

2
Возбудить чувство доверия к учителю
Встреча учителя с дошкольниками в детском саду
Растущий интерес к учителю

Практическая значимость проекта.
Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей, воспитателей и учителей.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе должен принадлежать общему развитию. Это означает, что педагоги и родители должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у детей были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для них деятельности – учебной.
Среди главных составляющих понятия “готовность к школе” – развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений, навыков, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении - развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому знания, которые получает ребенок в детском саду, должны быть востребованы в его жизнедеятельности сегодня и сейчас, а их отбор осуществляться в первую очередь с позиции будущего.
В последнее время отмечается тенденция увеличения числа детей, которые не хотят идти в школу, успеваемость школьников падает, отсутствует положительная мотивация к занятиям; в школе все больше интеллектуально пассивных детей, которые избегают мыслительной деятельности. Одна из причин – отсутствие познавательного интереса, который должен быть сформирован в дошкольные годы.
Одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.
Следует помнить, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию “внутренней позиции школьника”. Однако одним из основных условий успешного обучения является необходимость воспитания положительного отношения к школе.
Воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта “Скоро в школу”.
Создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности.
Понимание воспитателем значимости проблемы и проявление его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности к школьному обучению.
Осуществление связи ДОУ со школой в вопросах преемственности в условиях внедрения ФГОС.
Таким образом, проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы является залогом успеха адаптации первоклассника к условиям школьного обучения.
Перспективный план реализации проекта
Направление работы
Формы сотрудничества и их содержание
Сроки
Ответственные
Ресурсы

Работа с детьми
Экскурсия детей подготовительной к школе группы в школу
Октябрь,
ноябрь
Учителя начальных классов, воспитатели
Дети, родители


Проведение диагностических методик по формированию мотивационной готовности к школе
Сентябрь, май
Старший воспитатель, педагог-психолог
Дети


Совместное участие в конкурсах, выставках
В течение года
Воспитатели, учителя
Дети, родители


Школа будущего первоклассника. Занятие для детей подготовительной к школе группы с учителем начальных классов
Март
Завуч школы, заведующая детского сада, старший воспитатель
Дети, учителя, воспитатели


Театрализованное представление в детском саду “В гостях у сказки”
В течение года
Воспитатели
Дети


Совместная игровая деятельность старших дошкольников и учеников первых классов
В течение года
Учителя начальных классов, воспитатели
Дети


Участие детей в выпускных утренниках в детском саду
Май
Учителя, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре
Дети, учителя, воспитатели


Дни открытых дверей
Апрель
Заведующая, старший воспитатель, воспитатели
Дети, воспитатели, специалисты

Работа с родителями
Анкетирование родителей будущих первоклассников
Сентябрь-октябрь

Старший воспитатель, воспитатели
Родители


Родительское собрание в подготовительной к школе группе: “Психофизические особенности детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения. Подготовка к школе”
Октябрь
Воспитатели, учителя начальных классов, педагог-психолог
Родители


Встречи с учителями “Дни открытых дверей в детском саду”
Октябрь, январь, апрель
Завуч школы, заведующая детского сада, старший воспитатель, учителя
Дети, родители, воспитатели


Открытое занятие для родителей будущих первоклассников: “Учиться с удовольствием ”
В течение года
Старший воспитатель, воспитатели
Родители, дети


Совместный досуг “Скоро в школу ”
Март
Заведующая детского сада, старший воспитатель, воспитатели, специалисты
Родители, дети, воспитатели


Консультация: “Ребенок пошел в школу ”
Ноябрь
Воспитатели, учителя, педагог-психолог
Родители


Тематическая выставка: “Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка”
Январь
Педагог-психолог, воспитатели,
Родители


Консультационный пункт для родителей будущих первоклассников
Февраль-май
Педагог-психолог, специалисты, воспитатели, учителя
Родители


Практикум “Семья на пороге школьной жизни ”
Март
Воспитатели, учителя
Родители


Родительское собрание:
“Как готовы к школе наши выпускники ”
Апрель-май
Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели
Родители


Совместные ПМПк с родителями
Октябрь, май
Воспитатели, специалисты
Родители


Наглядная информация в родительском уголке “Скоро в школу”
В течение года
Воспитатели, специалисты
Родители


Выпускной бал
Июнь
Старший воспитатель,
воспитатели, специалисты
Родители, дети


Семинарское занятие ЦИОМСИ “Школа для родителей, имеющих проблемных детей”
Октябрь
Старший воспитатель,
воспитатели
Родители


Выпуск журнала для родителей –рубрика “Скоро в школу”
В течение года
Старший воспитатель,
воспитатели
Родители


vђ Заголовок 2

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X