Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Шеменева Елена Николаевна

Сообщение из опыта работы «Творческое развитие дошкольников через работу со сказкой»

скачать документ

Вернуться назад

Сообщение из опыта работы «Творческое развитие дошкольников через работу со сказкой»Шеменева Елена Николаевна, воспитательМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Сказка» (МБДОУ «ДС № 1 «Сказка»), Мурманская обл., г.ПолярныйНекоторые взрослые считают, что:- творческое мышление никакой логике не подчиняется, оно сродни вдохновению, а значит, развивать его бессмысленно; -творческое мышление-удел людей редких, одарённых, а значит, развивать его бессмысленно;-творческое мышление доступно только взрослым, а у малышей развивать его бессмысленно;-творческое мышление у детей и так лучше развито, чем у взрослых, а значит, взрослым развивать его бессмысленно;-творческое мышление не приносит человеку счастья, а, наоборот, может привести к одиночеству, а значит развивать его просто опасно.На самом же деле: 1. Творческое мышление подчиняется логике, но это особая логика-логика творчества (и это показывают исследования изобретений и открытий);2. Творческое мышление проявляется нечасто, но только потому, что образование редко ставит целью его развитие;3. Дети даже успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями. У детей творческого мышления нет, но оно обнаруживается и развивается, если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии;4. Взрослые тоже получают пользу; пока они придумывают проблемные задания для детей, их собственное мышление развивается;5. К одиночеству приводит не творческое мышление, а неспособность применять его в своих отношениях с другими людьми.Именно поэтому Н.Е.Веракса назвал творческое мышление-диалектическим-позволяющим удерживать единство противоположностей.Всё это означает, что можно и нужно развивать мышление дошкольников, а значит-стоит взять в руки эту книгу!Что же такое «логика творчества»?Среди задач, которые нам приходится решать в жизни, есть особый тип-проблемные, противоречивые ситуации, которые требуют совмещения несовместимого. И ситуации такие возникают очень часто. Вот только одна из них.Для того, чтобы ребёнок развивался, ему необходима помощь взрослого, но эта помощь делает самого ребёнка беспомощным. Необходимо найти способ помочь не помогая.«Детская литература» -это не то же самое, что «литература для детей». На самом деле, появившиеся в двадцатом веке литературные сказки-о Винни-Пухе, Алисе или муми-троллях-вовсю читаются и цитируются взрослыми. Все они были написаны именно для детей, но их авторы сумели открыть такое удивительное пространство, где граница между детскими и взрослыми вопросами исчезает.У народных сказок- судьба принципиально иная и всё же похожая. Серьёзные научные тома написаны об их происхождении. Сказки-это бесценное сокровище творческих действий для того, кто умеет читать. Вы спросите: а разве нужно уметь читать сказки? Вот уж чему, кажется, учить не надо!Может возникнуть и такое опасение: не разрушим ли мы непосредственное детское восприятие своим «методическим вмешательством»?Понятно, почему возникает такая тревога: нам кажется, что интеллект и эмоции-нечто совершенно не связанное. Но это не так: удовольствие от художественного произведения может получить только тот, кто способен его понять.Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что «дети учатся жить у жизни», но если чему-то учиться у жизни- то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи! Вот и возникает вопрос: каким образом ребёнок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решённом виде. Тут есть два ответа.1. Воспитатель должен построить работу таким образом, чтобы дети воспринимали сказку как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем или анализировали взаимоотношения персонажей.2. В ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и даже придумыванию своих собственных историй. Таким образом дети учатся у сказки творчеству.Развивающее образование требует от взрослого многого:Умения точно ставить вопрос,Реагировать на детские неожиданные ответы,Раскручивать волчок дискуссии в детской группе,Находить неожиданные аргументы,Придумывать самому и радоваться придумкам детей.Если же взрослый придёт к детям, сосредоточенным на методических приёмах, ничего хорошего не выйдет. Ведь самое главное-дать ребёнку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения неожиданной идеей.Мышление заработает только если на занятии будет создана атмосфера творческого поиска, решения задачи, если дети поймут, что им надо не отгадывать мнение взрослого, а действовать самостоятельно, не боясь ошибиться. Это-цели. Всё остальное-только средства!Творческое мышление ребёнка будет развиваться, если:Взрослый будет слышать детские творческие ответы (даже произнесённые тихо), поддерживать и развивать их;Понимать, что именно мы развиваем в детском мышлении: от чего уводим и к чему хотим привести.Творческое мышление не будет развиваться, если:Взрослый будет пытаться подсказать ему правильные ответы, не давать опыта самостоятельного мышления;Критиковать детские версии, не приводя аргументов;Одинаково поддерживать любые детские ответы, не показывая, чем умный, удачный ответ отличается от неудачного.Основные шаги работы над сказкой:1. Чтение и первое обсуждение сказки.2. Решение диалогической задачи.3. Символическое проживание сказки.Первый шаг-это знакомство со сказкой. Некоторые сказки детям давно уже знакомы («Колобок», «Сестрица Алёнушка» и пр.), однако они с радостью послушают их ещё раз, если взрослый сумеет создать радость встречи со «знакомыми незнакомцами».Итак, сказка прочитана. На первом этапе мы задаём вопросы, чтобы:- восстановить последовательность событий;- установить причинно-следственные связи.Как выбрать картинки.Опорой для выделения основных событий станут иллюстрации к сказке. Их подобрать не так-то просто: ведь нужны именно те картинки, которые отражают основные эпизоды-структуру сказки. В таких сказках, как «Колобок» или «Заюшкина избушка», важен размер картинок, изображающих персонажей, так как к этим иллюстрациям будут строиться модели именно в соответствии с размером персонажей. Можно сказать, что выбор иллюстраций-это уже первый шаг в анализе сказки.Как сочинить вопросы.Взрослому надо продумать вопросы, которые станут «ловушками для мышления». Взрослый и его слова очень авторитетны для дошкольника, поэтому лучше задавать не закрытые, а открытые вопросы. «Закрытые» вопросы-вопросы, на которые можно однозначно ответить «да» или «нет», и обычно по интонации взрослого вполне можно угадать правильный ответ. Такие вопросы не требуют мышления. «Открытые» вопросы предполагают развёрнутый ответ-ребёнку приходится формулировать мысль.Приведу примеры закрытого и открытого вопросов по сказке «Колобок».Кто съел колобка? (закрытый). А колобок знал, что лиса не глухая? (открытый).Итак, основные правила составления вопросов по содержанию сказки:Задаются открытые вопросы обо всех ключевых событиях сказки;Задаются вопросы не только о последовательности событий, но и о причинно-следственных отношениях в сказке;Задаются вопросы о том, как понимают ситуацию разные герои.В сказках «Колобок» и «Заюшкина избушка» каждый следующий герой, пытающийся решить некоторую задачу (съесть колобка или выгнать лису), по размеру больше предыдущего. У ребёнка невольно возникает ожидание, что с ростом увеличиваются шансы на решение. Однако успех достаётся самому храброму или хитрому.«Удачным» можно считать занятие, на котором было событие мышления:- дети обосновывали свои позиции, спорили друг с другом или взрослым;- дети меняли свои позиции на противоположные (под влиянием аргументов взрослого или других детей начинали высказывать другую позицию).Символическое проживание сказки-очень важный этап работы.Во-первых, ребёнок получает возможность выразить через рисунок или актёрское действие своё отношение к героям сказки.Во-вторых, взрослый получает важную обратную связь о том, насколько впечатлили ребёнка именно диалектические моменты сказки.Можно предложить детям сочинить собственную сказку, используя схему только что прочитанной сказки. Сочинение собственной сказки-дело очень сложное для ребёнка, но при помощи взрослого – вполне посильное. Именно взрослый помогает искать новые идеи, выбирать понравившуюся, а главное – выращивать из «зародыша идеи» полноценную сказку.Сказка открывает перед каждым из нас дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестаёт быть «потёмками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства.Литература.1.Алиева Т.И. Книга и творчество ребенка//Дошкольное воспитание. 1990 г. № 10.2.Венгер Л.А. О чём рассказывает сказка//Дошкольное воспитание. 1992г. № 23.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М.: Линка-Пресс, 2003г.4.Кондратьева Н.Н., Сомкова О.Н. Как использовать модель для развития речевого творчества//Дошкольное воспитание. 1991г. № 10.5.Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X