Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Осипова Марина Николаевна

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад
Пластилинография как средство
развития мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста.


Осипова Марина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 79
общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара
(МБДОУ «Детский сад № 79)
воспитатель
Введение.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилинография”- основной идей которой является рисования картин – пластилином.
Пластилинография  это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Основной материал  пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка ”Пластилинография” способствует более успешному освоению образовательной программы, к концу которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так же данная образовательная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель и задачи
программы дополнительного образования
«Пластилинография».


Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой происходит на последующих занятиях.
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет).
Данная программа предусматривает два года обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю:
10 минут в 1 младшей группе;
15 минут во 2 младшей группе.
Занятия проходят фронтально в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Учебно-тематический план.

Перечень разделов
Объем учебной нагрузки по программе


1 младшая группа
2 младшая группа


октябрь
кв.
ноябрь
декабрь
кв.январь
январь
февраль
март
апрель
май
Всего занятий в год

октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Всего занятий в год

Рукотвор-ный мир

2
1

2

1
1
7
2
2
1
2
3

2
1
13

Животный мир


1
1
1
2

2
7

1
1
1
1

2

6

Раститель-ный мир
4
2
1
2

1
2
1
13
2
1
2


2

3
10

Природные явления


1

1
1
1

4





2


2

Всего занятий в месяц
4
4
4
3
4
4
4
4

4
4
4
3
4
4
4
4


Всего занятий в год








31








31




Работа с родителями.
В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилинография» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Для родителей проводится ознакомительная беседа (представление программы), ведется табель по данной дополнительной услуге, открытое мероприятие, консультация, организуются фотовыставки.

Взаимодействие с родителями

Тема встречи
Форма проведения встречи
Цель встречи
Время проведения

1
«Пластилиновое чудо»
Ознакомительная беседа
Представить родителям программу «Пластилинография».
сентябрь

2
«Мир на кончиках пальцев»
Консультация для родителей

Рассказать родителям о взаимосвязи развитии мелкой моторики и речи детей.
декабрь

3
«Петушок, петушок золотой гребешок»
Открытое занятие для родителей

Показать навыки и умения детей, способствовать совместному творчеству родителей и детей.
май


Календарно-тематическое планирование (возраст 2-3 года)
Тема встречи
Задачи




Октябрь
№1
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Созрели яблоки в саду»
1. Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 2. Продолжать обучать детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики, на ограниченном пространстве. 3. Закрепить приемом – надавливания. 4.Развивать мелкую моторику пальцев. 5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Речевая задача: Закрепить названия цвета - красный, желтый. Закрепить употребление в речи сущ. с обобщающим значением: фрукты.

Октябрь
№2
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Мухомор»
1. Учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики на ограниченном пространстве. 2.Продолжать обучать приёму – надавливания. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Активизация словаря -грибы, мухомор, белые пятнышки.

Октябрь
№3
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Корзинка с ягодками»
1.Продолжать обучать детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска. 2. Закреплять приемом – надавливания. 3.Координировать работу глаз и рук. 4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Речевая задача: Ввести в словарь сущ. – названия ягод: малина, брусника. Учить повторять за вос. рассказ-описание.

Октябрь
№4
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Арбуз»
1. Учить размазывать “семечки” на ограниченном пространстве - сверху вниз. 2. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. 3 Закрепления названия черного и красного цвета. 4.Координировать движения рук. 5. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Активизация словаря - Сладкий, гладкий, полосатый, круглый.

Ноябрь
№1
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Зернышки для птички»
1. Учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания. 2.Продолжать учить детей занимать определённое пространство (кормушку). 3.Развивать у детей “пинцетный” захват. 4. Воспитывать отзывчивость, доброту (помощь птичкам). Речевая задача: Активизировать речь детей: птичка-невеличка, крошки, лакомство, стая.

Ноябрь
№2
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Колеса для машины»
1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в нужном месте. 2.Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. 3.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”. 4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Речевая задача: активизация речи детей: машина, колеса, шофер.

Ноябрь
№3
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Украсим кукле платье»
1. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. 2.Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов. 3. Продолжать обучать работать на ограниченном пространстве. 4.Развивать мелкую моторику пальцев. 5.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. Речевая задача: Закреплять названия цветов – красный, желтый, зеленый, синий. Закрепить употребление в речи сущ. с обобщающим значением: одежда.

Ноябрь
№4
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Букет для мамы»
1Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт вазона. 2. Закреплять прием – вдавливания. 3. Развивать мелкую моторику пальцев. 4. Воспитывать отзывчивость, доброту. Речевая задача: букет, цветы. Мамин праздник.

Декабрь
№1
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Пятнашки для жирафа»
1. Учить прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность и размазывать её в разные стороны (создания пятнышка). 2.Развивать согласованности в работе обеих рук. 3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажем желание помогать им. Речевая задача: Активизация словаря: жираф, длинная шея.

Декабрь
№2
Раздел «Природные явления»
Тема:
«Выпал беленький снежок»
1. Учить детей размещать “снежок” с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу). 2.Продолжать обучать использовать все пространство работы. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4.Воспитывать у детей умение работать рядом, не мешая друг другу.
Речевая задача: Формировать умения повторять за воспитателем стихотворный текст.

Декабрь
№3
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Пушистая ёлочка»
1. Учить детей через приём размазывания в разные стороны пластилиновых шариков создавать изображения “хвоинок”. 2. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Активизация словаря – зелёная, пушистая, лохматая, колючая.

Декабрь
№4
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Украсим ёлку шариками»
1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. 2.Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. 3.Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина. 4.Согласованность движений правой и левой рук. Речевая задача: Формирование умения повторять за воспитателем стихотворный текст.

Январь
№1
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Как у котика усы удивительной красы»
1. Учить детей размазывать пластилиновые шарики справа налево и слева направо, создавая изображения “усов” у кота. 2. Продолжать обучать детей работать на заданном пространстве. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Вызвать у детей доброе чувство к животным. Речевая задача: Побуждать использовать слова, обозначающие части тела. Употребление уменьшительно-ласкательной формы сущ.

Январь
№2
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Раз горох, два горох»
( по потешке)
1. Учить детей приему - вдавливания. 2. Продолжать учить детей занимать определённое пространство. 3.Развивать у детей “пинцетный” захват. 4.Воспитывать отзывчивость, доброту. Речевая задача: Понимания вопроса: какой? какие? Закрепить в речи предлоги: из, в.


Январь
№3
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Витамины в баночке»
1. Учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики ”в баночку”. 2. Продолжать обучать детей приему – надавливания. 3. Воспитывать у детей отзывчивость, умение сочувствовать персонажу. Речевая задача: Расширить словарный запас: обогащение словаря: разноцветные горошки. Активизация словаря: мишка- мишутка, витаминки, врач, лекарство.

Февраль
№1
Раздел «Природные явления”
Тема:
«Звездное небо»
1.Учить детей размазывать пластилиновый шарик в виде звездочки. 2.Закреплять умение детей отщипывать маленькие комочки пластилина от основного куска пластилина. 3.Развивать чувство ритма и умение располагать “звезды” по всей основе. 4.Развивать согласованности в работе обеих рук. 5. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности. Речевая работа: Активизация словаря: ночь, звездочки, сияют, яркие, небо, месяц.

Февраль
№2
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Мячики для котенка»

1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. 2.Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. 3.Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина. 4. Развивать мелкую моторику пальцев. 5. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. Речевая задача: Активизация речи детей: разноцветные мячи, коготки, цап-царап.

Февраль
№3
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Салют»
1.Учить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета. 2.Продолжать учить использовать несколько цветов пластилина. 3. Развивать глазомер, координацию в системе “глаз-рука”. Речевая задача: Активизация словаря - праздничный салют, разноцветные, праздник, солдат, Родина.

Февраль
№4
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Ёжик»
1. Учить размазывать “иголочки” на определённом пространстве - снизу вверх. 2. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. 3.Развивать мелкую моторику пальцев. 4.Воспитывать у детей отзывчивость. Речевая задача: Расширить словарный запас: колючие иголки, топочут ножки, дремучий лес, круглый, колючий, черные иголки.

Март
№1
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Ветка мимозы»

1.Учить располагать пластилиновые шарики по схеме. 2.Закреплять умение детей отщипывать маленькие комочки пластилина от основного куска. 3. Продолжать обучать скатывать его кругообразными движениями между пальчиками. 4.Закреплять прием – надавливания. 5. Развивать мелкую моторику пальцев. 6. Воспитывать отзывчивость, доброту. Речевая задача: Заучивание стихов о маме. Различение слов-синонимов; веселая - печальная, добрая - сердитая.

Март
№2
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Лошадка»
1. Учить детей самостоятельно приемом размазывания завершать рисунок. 2.Закреплять умение размазывать в разных направлениях линии. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Речевая задача: Знакомство с новыми словами: грива, морда, копыта, блестящая шерсть.

Март
№3
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Подводное царство»
1. Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. 2.Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4.Учить доводить дело до конца. Речевая задача: Аквариум, круглый, квадратный, водоросли, зеленые, прямые.

Март
№4
Раздел «Природные явления”
Тема:
«В гости к солнышку»
1. Совершенствовать умения детей скатывать кусочек пластилина круговыми движениями ладоней, придавая ему шарообразную форму. 2. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. 3. Закрепить умение детей отделять от большого куска пластилина небольшие комочки и раскатывать их между ладонями прямыми движениями обеих рук. 4. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. 5. Развивать мелкую моторику. 6. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. Речевая задача: солнышко, яркое, круглое, греет.

Апрель
№1
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Колечки для клоуна»
1.Учить детей прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы. 2.Закреплять умение детей соединять концы столбика в виде кольца. 3. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов. 4.Развивать согласованности в работе обеих рук. 5. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. Речевая задача: красный, желтый, зеленый, синий, колечко, круглый, клоун.

Апрель
№2
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Орешки для белочки»

1. Учить детей создавать композицию по мотивам знакомой потешки. 2.Закреплять умение “раскладывать орешки” в определённое место: корзиночку. 3.Продолжать закреплять умение детей отщипывать маленькие комочки пластилина от основного куска и скатывать его кругообразными движениями между пальчиками. 4.Развивать согласованности в работе обеих рук. Речевая задача: Формировать умения повторять за воспитателем стихотворный текст.

Апрель
№3
Раздел «Природные явления»
Тема:
«Дождик»
1.Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска. 2. Закреплять прием размазывания. 3.Согласованность движений правой и левой рук. Речевая задача: Активизация словаря – кап-кап, капай, тучи дождевые.

Апрель
№4
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Божья коровка»
1.Учить детей надавливать указательным пальцем на заранее разложенные пластилиновые шарики, прикрепляя их к основе. 2. Развивать мелкую моторику пальцев. 3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. Речевая задача: Знакомство с новыми словами: насекомые, божья коровка.

Май
№1
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать»
1. Учить детей приему – размазывания, т. е. надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки. 2. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска . 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Активизировать речь детей: ко-ко-ко, пи-пи-пи. курочка, цыплята. Закреплять названия цвета – зеленый.

Май
№2
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Гусеница на листочке»
1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом). 2. Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Речевая задача: Активизация речи детей: гусеница, ножки трусятся.

Май
№3
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Вот поезд наш едет, колеса стучат»
1.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии с цветом (красный вагончик - красные колеса). 2.Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. 3.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”.
4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Речевая задача: Активизация речи детей: паровоз, мчится, блестящий.

Май
№4
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Листочки для березки»
1.Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях. 2. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. 3.Развивать мелкую моторику пальцев. 4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином Речевая задача: Активизация словаря: зелёный, листья.


Календарно-тематическое планирование (возраст 3-4 года)
Тема встречи
Задачи




Октябрь
№1
Раздел «Растительный мир»
Тема
«Ягодка за ягодкой»
1. Познакомить детей с приемом надавливания, прикреплять пластилиновые шарики поверх зеленых. 2. Развивать чувства ритма. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке. Речевая задача: Активизация словаря: названия и цвет ягод.

Октябрь
№2
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Цветочная клумба»
1. Развивать умение детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка. 2.Продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Речевая задача: Активизация словаря – цветочная клумба, разноцветные цветы.

Октябрь
№3
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Консервирование овощей»
1.Закрепить умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы (круг и овал). 2.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте. 3.Обобщать представления детей об овощах, их характерных особенностях. 4. Приучать детей к усидчивости и аккуратности. Речевая задача: Активизация словаря: овощи, консервирование

Октябрь
№4
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Пуговицы для пальто»


1.Вызвать желание у детей самостоятельно выбрать цвет пальто, использовать пластилин для пуговиц под цвет пальто. 2. Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг за другом (снизу вверх), у линии. 3.Закреплять прием – надавливания. 4. Развивать чувства ритма. 5.Развивать согласованности в работе обеих рук. 6. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Активизация словаря: 1.Называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий). 2. Учить называть части одежды (рукава, воротник)

Ноябрь
№1
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Подружки для Золотой рыбки»
1. Показать детям как надавливать “чешуйки” рядом друг с другом. 2. Показать детям как приемом размазывания закрашивать рыбку. 3. Продолжать обучать скатывать кус. пластилина кругообразными движениями между пальчиками. 4.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”. 5. Приучать детей к усидчивости и аккуратности. Речевая задача: Активизация словаря: Золотая рыбка, названия частей тела рыбки.

Ноябрь
№2
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Светофор»
1. Вызвать желание у детей создавать изображения светофора, используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый). 2.Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. 3.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”. 4. Приучать детей к усидчивости и аккуратности.
Речевая задача: Активизация словаря: светофор, красный цвет горит - идти нельзя, пешеход.

Ноябрь
№3
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Узор для рукавички»
1.Учить детей использовать в своей работе два приема - размазывания основы и вдавливания. 2. Продолжать обучать детей не выходить за контур. 3.Развивать координацию в системе “глаз-рука”. 4.Воспитывать желание работать самостоятельно.
Речевая задача: Активизация словаря: рукавичка, узор.

Ноябрь
№4
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Тюльпан»
1. Развивать умение детей самостоятельно рисовать стебель и листья цветка. 2.Продолжаем учить детей пользоваться предметами заместителями. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать отзывчивость, доброту. Речевая задача: Тюльпан. Учить называть части цветка. Учить отвечать полным ответом на вопрос: Какой? Расширять словарь детей через речевые игры.

Декабрь
№1
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Тигрёнок»
1.Учить детей через прием - размазывания сверху вниз от линии спины, создавать изображения полосок у тигра. 2. Продолжать обучать детей, работать на заданном пространстве. 3. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска. 4.Развивать мелкую моторику пальцев. 5. Воспитывать у детей желание помогать животным. Речевая задача: Активизация словаря - желтый, чёрные полоски, тигр.

Декабрь
№2
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Зимний лес»
1. Показать детям прием - размазывания из столбика. 2. Закрепить прием прямого раскатывания. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца. Речевая задача: Активизация словаря: Зима, снежные сугробы, береза, ель. Закрепить сущ. с обобщающим значением - деревья.

Декабрь
№3
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Праздничная ёлочка»
1. Показать детям как использовать в своей работе два приема- размазывания основы и вдавливания. 2. Продолжать обучать детей не выходить за контур. 3.Развивать координацию в системе “глаз-рука”. 4. Приучать детей к усидчивости и аккуратности. Речевая задача: Активизация словаря – колкие иголочки, Елочка – короткая иголочка.

Декабрь
№4
Раздел
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Бусы»
1. Познакомить детей с тем, как прикреплять бусинки на “веревочку” конкретного цвета. 2. Закреплять приём надавливания на веревочку 3. Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Активизация словаря Бусы, бусинка, Закрепление знания основных цветов.

Январь
№1
Раздел
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Мячики для Тани»
1. Закреплять у детей умение способом размазывания закрашивать мячик.
2. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 3. Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается Речевая задача: Активизация словаря: мячик, разноцветные, много.

Январь
№2
Раздел
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Шубка для зайчика»


1. Закреплять у детей умение способом размазывания видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю. 2. Использовать стеку для создания пушистости зайцу. 3. Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Речевая задача: Активизация словаря: зайчик – зайчонок, белая шубка. Учить называть части тела зайца. Построение ответа на вопрос: Чьи это ушки, хвостик?

Январь
№3
Раздел
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Тили - бом, тили - бом загорелся Кошкин дом»
1. Заинтересовать детей создавать изображения
предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков). 2.Продолжать учить детей работать на заданном пространстве. 3. Продолжать учить детей использовать - стеку. 4. Развивать согласованности в работе обеих рук. 5. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Речевая задача: Активизация словаря: пожарная машина, Кошкин дом.

Февраль
№1
Раздел
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Кудряшки для овечки»
1. Заинтересовать детей для передачи выразительного образа кудряшек пользоваться дополнительным орудием. 2.Развивать согласованности в работе обеих рук. 3. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.
Речевая задача: овечка, белые кудряшки.

Февраль
№2
Раздел
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Воздушные шарики»

1. Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме. 2. Продолжать учить детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. 3.Учить детей в своей работе использовать несколько цветов пластилина. 4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. 5. Развивать согласованности в работе обеих рук. Речевая задача: Активизация словаря: формировать умения повторять за воспитателем стихотворный текст.

Февраль
№3
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Быстрокрылые самолеты»
1.Показать детям как создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. 2.Дополнять изображение характерными деталями (окошками). 3. Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Воспитывать желание работать самостоятельно. Речевая задача: Рассказывания наизусть стихотворения А.Барто «Самолет».

Февраль
№4
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Клубочки для котенка»

1.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. 2.Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. 3.Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. 4.Развивать мелкую моторику рук. Речевая задача: разноцветные клубочки, круглый.

Март
№1
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Ромашки для мамы»
1. Помочь создать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг середки цветка. 2. Закреплять прием вдавливания. 3. Развивать мелкую моторику пальцев. 4. Воспитывать отзывчивость, доброту. Речевая задача: букет, цветы, ромашки, белые лепестки, желтая серединка, Мамин праздник.

Март
№ 2
Раздел
«Природные явления”
Тема:
«Солнышко»
( по сказке “Краденое солнце”)
1.Показать детям как использовать в своей работе два приема: сплющивание шарика и палочек на горизонтальной поверхности. 2. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги. 3.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”. 4.Воспитывать доброту, сочувствие. Речевая задача: Закреплять знания цветов.


Март
№3
Раздел
«Природные явления»
Тема:
«Сосульки-воображульки»

1. Учить детей лепить предметы в форме конуса. 2. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. 3. Побуждать самостоятельно сочетать разные предметы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать. 4. Учить смешивать в одном комке пластилина 2 цвета (синий и белый). 5. Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности. Речевая задача: сосульки, капель.

Март
№4
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Баранки-калачи»
1.Обучать детей способам скатывания из пластилина столбика и свертывания его в кольцо. 2.Развивать игровой замысел. 3.Воспитывать аккуратность, чувство взаимопомощи, коллективизма. Речевая задача: Активизация словаря: баранки, круглый.

Апрель
№1
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Петушок, петушок золотой гребешок»
1.Покать детям как выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки. 2. Закреплять умение детей раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями. 3. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. 4. Развитие мелкой моторики рук. 5. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. Речевая задача: Формировать умения повторять за воспитателем стихотворный текст.

Апрель
№2
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Машины»
1. Закреплять умение покрывать пластилином сложное по форме изображение. 2.Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. 3.Учить доводить работу до конца. 4. Развивать мелкую моторику рук. Речевая задача: Учить называть части машины. Познакомиться с обобщениями: грузовые, легковые.

Апрель
№3
Раздел «Животный мир»
Тема:
«Морские обитатели»

1. Развивать наглядно – образное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию, эстетическое восприятие окружающего мира. 2. Закрепить приёмы рисования пластилином (надавливания, вдавливания, размазывания пластилина кончиками пальцев) 3. Закреплять умение работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка. 4. Пополнять и расширять знания детей о подводном мире, его обитателях. 5. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином, желание доводить начатое дело до конца. Речевая задача: море, названия морских обитателей.

Апрель
№4
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Юла»
1. Показать детям как в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина. 2.Продолжать обучать работать на ограниченном пространстве, не выходя за контур. 3.Развивать мелкую моторику пальцев. 4.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. Речевая задача: Чтение стихов из цикла “Игрушки” наизусть. Закрепить употребление в речи сущ. с обобщающим значением – игрушки.

Май
№1
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Цветик семицветик»
1. Развивать умение детей создавать красивый образ цветка. 2.Продолжать обучать детей размазывать пластилин по сложной фигуре, не выходя за контур. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4.Учить доводить работу до конца.
Речевая задача: Знакомства с новыми словами: бутон, лепестки, аромат. Умение отвечать полным ответом на вопрос: какой?

Май
№2
Раздел «Растительный мир»
Тема: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты»
1. Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивание, размазывания) для усиления выразительности образа. 2.Продолжать развивать у детей умение изображать предметы на пространстве листа. 3.Развивать согласованности в работе обеих рук. 4. Продолжать учить детей работать рядом. Речевая задача: Активизация словаря - желтый одуванчик, лучик золотой. Учить отвечать полным ответом на вопрос: какой?

Май
№3
Раздел «Рукотворный мир»
Тема:
«Кукла-неваляшка»
1. Показать как прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы. 2.Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4.Учить доводить работу до конца. Речевая задача: кукла- неваляшка. Чтение стихов из цикла “Игрушки” наизусть. Уточнение слова- неваляшка.

Май
№4
Раздел «Растительный мир»
Тема:
«Золотые подсолнухи»
1.Закреплять детей способом размазывания пластилиновых шариков заполнять сердцевину подсолнуха ”семечками” не выходя за контур. 2.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”. 3. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Речевая задача: Активизация словаря: черная макушка, желтая опушка.


Методическое обеспечение
к программе дополнительного образования «Пластилинография».

1. Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2003.
2. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004.
3. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004.
4. Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:АСТ: Астрель, 2006.
5. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009.
6. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
7. Курнышева Л.Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца»).
8. Куровский Дмитрий. Божий дизайн: Кисть человека - Статья из газеты “Разумный замысел “№5 - www.origins.org.ua
9.Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М.:Теревинф, 2006.
10.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М.: Цветной мир, 2015
11.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст – М.: Цветной мир, 2015.
12.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.
13.Под редакцией Серебрякова Н.В.Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.:КАРО,2008
14.“Рука и разум” Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и  Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru
15.Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» - www. maminsite.ru
16.Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.
17. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007.
18.Янушко Е.А.Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.:Мозаик – Синтез,2006.




























hђ Заголовок 1hђ Заголовок 3

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X