Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Морозова Татьяна Васильевна

Методическая разработка

скачать документ

Вернуться назад

-857250-534035 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»Г. СЫКТЫВКАРГендерное воспитание детей раннего возраста средствами фольклорных жанров(методическая разработка)Сыктывкар, 2018Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №4 общеразвивающего вида»г.СыктывкарГендерное воспитание детей раннего возраста средствами фольклорных жанровметодическая разработкавоспитателя МАДОУ «Детский сад №4»Морозовой Т.В.2018Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами фльклорных жанров: методическая разработка. – МАДОУ «Детский сад №4», 2018 г.Автор-разработчик:Морозова Т.В., воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 общеразвивающего вида» г.СыктывкарПредназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми раннего возраста. В методической разработке представлена модель гендерного воспитания детей раннего возраста с использованием фольклора.Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc511387068 \h 5Гендерное воспитание детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров PAGEREF _Toc511387069 \h 6Используемая литература: PAGEREF _Toc511387070 \h 12ВведениеВ свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается, как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возможностями и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром».Гендерная идентификация – это процесс формирования самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и построение поведения в соответствии с полоролевыми «образцами». Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей призвано помочь ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость «Я»:- Я - девочка и буду ей постоянно;- я - мальчик и всегда буду им.Ранний возраст – совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. Выдающие педагоги Н.М.Аскарина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека.Ранний возраст считается наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания.К 2-м годам ребенок узнает, что существует 2 пола, и начинает понимать кто он - мальчик или девочка.Ребенок начинает играть с себе подобными, отдавая предпочтение играм и игрушкам в соответствии с полом.Дети начинают изучать себя, сравнивать с другими людьми и начинают осознавать свою половую принадлежность. Задача взрослых – направить ребенка на полоролевое поведение, используя различные приемы и методы.Изучение методической литературы и собственный многолетний опыт работы с детьми показали, что наиболее доступным и понятным методом воспитания детей раннего возраста с учётом их гендерных особенностей, является народны фольклор. С давних времён народная культура с самого рождения ребёнка последовательно развивала способность ребёнка определять свою половую принадлежность и позитивно воспринимать себя как мальчика или девочку.Гендерное воспитание детей раннего возраста с использованием фольклорных жанровИсходя из всего вышесказанного, основными задачами работы педагога с целью формирования гендерной идентификации детей раннего возраста являются: Способствование благоприятному протеканию процесса половой идентификации мальчиков и девочек раннего возраста.Формирование начал мужественности и женственности у детей по средствам народных игр, потешек, прибауток.Формирование первоначальных представлений детей о различиях полов: физических, поведенческих и нравственно ценных (внешность, имя, образ «я»).Овладение первоначальными способами внешнего освоения моделей мужского, женского гендерного поведения.К.Д.Ушинский считал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Поэтому малые фольклорные жанры могут оказать неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом гендерных особенностей:- они формируют модель поведения для мальчиков и девочек. (потешки, пеструшки, прибаутки, величания, колыбельные песни);- в этих произведениях отражаются те или иные качества (внешние особенности девочек и мальчиков, что так необходимо именно в раннем возрасте);- они способствует овладению половым опытом, ценностями, смыслом, способом, поведением.Рекомендуем использовать следующую модель гендерного воспитания детей раннего возраста с использованием фольклорных жанров:Формы организацииВзаимодействие с родителямиГендерный подход при организации совместной деятельностиГендерный подход в режимных процессахКонсультацииИгровая деятельностьОрганизация приемаБеседыОрганизация питанияЭлементы трудовой деятельностиФормирование культурно-гигиенических навыковПапки - передвижкиОрганизация прогулкиФото-выставкиПоскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, во время расставания с родителями умело используем малые фольклорные жанры для мальчиков и девочек (здороваемся с ними и приглашаем пройти в группу, используя короткие фольклорные тексты):- Доброе утро, зайка мой!Доброе утро, Глеб, дорогой!Я Глеба люблю,ему песенку спою!Мальчики и девочки по-разному адаптируются к детскому саду. Мальчики, обычно, привыкают труднее, поэтому в течение дня воспитатель к каждому мальчику проявляет ласковое, доброе отношение:- Кто у нас хороший?Кто у нас пригожий?Ванечка хороший!Ванечка пригожий!Утренний отрезок времени очень подходящее время формирования образа «я», представлений о своем имени. Развиваем умение ребенка отзываться на свое имя, а также запоминать имена сверстников. Можно использовать следующие величания для мальчиков и девочек:- Храбрый, добрый богатырь Ты добро приносишь в мир!Молодец да удалецВ волосах твоих венец!- Моя девочка – прелестницаМастерица и кудесница.Зорькой алой умываетсяИ с рассветом просыпается!Маме с солнцем улыбнулась –Лучики лица коснулись!Ввиду того, что у детей раннего возраста слабо сформированы навыки одевания, мы так же активно используем потешки, стараемся обращаться к каждому ребенку индивидуально:- Раз, два, три, четыре, пять,Собираемся гулять.Завязали Катеньке шарфик полосатенький.Наденем на ножки валенки-сапожки,И пойдем скорей гулятьПрыгать, бегать и скакать.В колыбельных песнях, потешках, пестушках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам:- Спи, Ванюшка, спи, родной,Спи, Ванюшка, спи, усни,Не вздымай головы,Бай да люли.-Ты, котик, не шуми,Мою Свету не буди!Русские народные песенки после сна:- Петушок, петушок, золотой гребешок,Масляна головушка, шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?- Вот проснулся петушок, Встала курочка.Поднимайся мой дружок, Вставай, мой Юрочка!Около 2 лет у ребёнка возникает новая, очень важная сфера межличностных отношений ребенка – со сверстниками. В первых контактах со сверстниками, в отношении к ним отражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребенком. В изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, а в реальных контактах с ним воспроизводят его движения, фразы, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нем. Потребность в общении со сверстником в раннем возрасте занимает далеко не главное место и не рассматривается как новообразование этого возраста, но эмоционально-практическое взаимодействие малышей играет исключительно важную роль в развитии нравственного отношения к другим людям. В таком общении возникает чувство непосредственной общности и связи с другими. В раннем возрасте эта общность имеет чисто внешний, ситуативный характер: малыши даже не запоминают имени своего партнера, быстро забывают его, им в принципе все равно, с кем бегать и дурачиться. Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания: на фоне сходства для каждого ребенка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность. «Смотрясь в сверстника», ребенок как бы объективирует себя и выделяет в себе самом конкретные свойства и качества. Это подготавливает дальнейший ход развития межличностных отношений.Играя с подгруппой детей или индивидуально, можно использовать следующие потешки:- Маленькие гномикиЛовко строят домики!- Ты, собачка, не лай!Дай мне лапку, дай, дай.Ты, собачка, не лайЛучше хвостиком виляй!- Я вам куклу покажу, и про куклу расскажу.Вот у куклы голова, а вот глазки - их два.Вот у куклы носик, ушки, щечки, ротик.Вот у куклы ручки, вот у куклы брючки,Вот у куклы ножки, а на них сапожки!Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно - гигиенических навыков детей раннего возраста. При умывании к девочкам и мальчикам обращаются:- Теплая водичкаУмоет Кире личико,Пальчики – Антошке,Сашеньке – ладошки!Расчёсывая девочкам волосы, приговаривают:- Расти, коса, не путайся,Маму, Катя, слушайся.Расти, коса, до пояса,Не вырони ни волоса.При организации питания также целесообразно использовать потешки, прибаутки:- Умница, Валенька,Кушай кашу сладеньку.Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую.Для воспитания аккуратности у девочек используют такую прибаутку:- В руки мыло мы возьмемИ водичкою польем.Моем руки чисто, чисто.А потом лицо умыли,Носик тоже мы промыли.Полотенцем вытирались,На Ирочку любовались.Для установления контакта воспитателя с ребенком являются пестушки и потешки, которые сопровождают игровые действия. Мальчики чаще всего плохо говорят и не могут рассказать взрослому о своих переживаниях. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Именно с эмоционального общения начинается становление речевого общения:- Пальчики, пальчики,Вот какие мальчики.Дружно пальчики живут,Их по имени зовут:Этот пальчик Гришенька,Этот пальчик Сашенька,По середочке Сергей,А за ними Алексей,Ну а этот Мишка,Мишка – шалунишка.Целесообразно использовать народный фольклор и при организации подвижных игр:- Бежала лесочкомЛиса с кузовочком.А что в кузовочке?Лесные грибочки?Грибочки-груздочкиДля сына, для дочки!- У медведя во боруГрибы, ягоды беру,А медведь не спит,И на нас рычит!При формировании трудовых навыков используются такие прибаутки:- Надо стульчик смастерить,Чтоб гостей посадить,Надо столик смастерить, чтоб гостей угостить!- Лейка, лейка, воду лей-ка! - Сбил, сколотил – вот колесо!Сел да поехал – ах, хорошо!Оглянулся назад – одни спицы лежат!Народные фольклорные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации.Многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами наших знаний родителей, а потому не используется в полной мере. При взаимодействии с родителями, одной из задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народный фольклор.С целью ознакомления родителей с народным фольклором у нас в группе завели папку-передвижку «Учите вместе с нами», в которую записывали потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли использовать этот материал при общении со своим ребенком. Нашу группу посещают дети разных национальностей: коми, русские, таджики, молдаване. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, мы давали родителям творческие задания: «Пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками своего народа». Таким образом, у нас появились новые игры, потешки, пословицы и поговорки разных народов. ЗаключениеТаким образом, народный фольклор является одним из средств гендерного воспитания детей раннего возраста. Мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи посредством использования народного фольклора.Опыт использования фольклора в гендерном воспитании мальчиков и девочек показал, что процесса половой идентификации мальчиков и девочек раннего возраста проходит более благоприятно; у детей формируются начала мужественности и женственности; первоначальные представления о различиях полов: физических, поведенческих и нравственно ценных. Дети овладевают первоначальными способами внешнего освоения моделей мужского, женского гендерного поведения.Используемая литература:1. Алёшина В.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ГЦЛ, 2004. – 112 с.2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста/ Н.Ф.Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128 с.3. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В.Гербова и др. – М.: ОНИКС 21 век, 2005. – 272 с.4. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практическое пособие / Л. Н. Павлова. - 2-е изд. - Москва: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 202 с.5. Печора К.Л. развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье / К.Л. Печора. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.6. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 219 с.7. Степаненко Э.Ю. Сборник подвижных игр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с..

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X