Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Иваненко Татьяна Александровна

Познавательно-исследовательская деятельность со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования

скачать документ

Вернуться назад

«Познавательно-исследовательская деятельность со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования»Иваненко Татьяна Александровнамуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Школа №11 города Белогорск» (дошкольное образование)(МАОУ «Школа №11 города Белогорск» ДО)воспитатель «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочекжизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобыребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому,что он узнал»(В. А. Сухомлинский)С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на одно замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем возрасте ребёнок самостоятельно может вывести причинно - следственные связи рассматриваемого явления. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Организация работы по дополнительному образованию идет по трем направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:1)живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;2)неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет;3) человек - функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если соблюдать принципы организации детской деятельности:-будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения;-более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка;-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника;-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.В своей работе я опираюсь на основные формы, методы и приемы, которые способствуют:- поддержанию интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности;- развитию у детей познавательных способностей, мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности, которое выражается в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.Педагогические методы направлены на воспитание у дошкольников стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении; - на формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов и создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.Для проведения экспериментирования в групповой комнате создала развивающую среду – специально оборудованный уголок, оснащённый разнообразными материалами. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в пользование, стал стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. Для успешного экспериментирования необходимо придерживаться структуры детского экспериментирования- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);- формулирование выводов.Работа проводится в подгруппе 12 человек. Это дает возможность мне использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей. Не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь» …) Что даёт экспериментальная деятельность?Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования.В августе было проведено анкетирование среди родителей по выявлению уровня заинтересованности родителей воспитанников кружка «Лаборатория природы» На вопрос «Будет ли посещать ваш ребёнок кружок «Лаборатория природы» в рамках образовательной деятельности - 78% ответили положительно.В ноябре было групповое родительское собрание, на котором родители приняли участие в проведении опытов. Затем совместно с детьми родителям показали фрагмент кружка «Лаборатория природы» Родители увидели, что большое внимание уделяется на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Их это заинтересовало, и они проводили опыты дома со своими детьми. На группу приобрели картотеку опытов. Также в группе есть наглядная информация для родителей: памятка, буклеты, папка- раздвижка по поисково-исследовательской деятельности детей дошкольников.Каждая деятельность преследует определенную цель, в том числе и детское экспериментирование в ДОУ. Результаты должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваются педагоги, проводя такие необычные и интересные занятия в рамках дополнительного образования: - закрепляются у детей умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью системы сенсорных эталонов, - получать информацию о новом объекте в процессе его исследования, определять алгоритм собственной деятельности; - с помощью взрослого составлять модели и использовать их в самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X