Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Пархоменко Надежда Сергеевна

"Эмоции в речевом общении ребенка"

скачать документ

Вернуться назад
Эмоции в речевом общении ребенка.
Автор:
Пархоменко Надежда Сергеевна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2» (МАДОУ «Детский сад № 2»)

Эмоциональная сфера человека представляет собой сложное состояние, которое позволяет переживать всё происходящее с ним и вокруг него. 
Функции и виды эмоций
Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:
Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.
Какие бывают эмоции?
Эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния. Среди них выделяется несколько главных:
радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.
Как трудно порой понять, что чувствует ребенок! Обычно детские переживания носят ситуативный характер и быстро меняются, никак не влияя на общее настроение крохи. Эмоции ребенка могут быть положительными и отрицательными. Причиной возникновения негативных эмоций может стать повышенный тон, обвинения и угрозы взрослых, требования, которые ребенок не может выполнить, желание, которое он не может удовлетворить, конфликт, в котором малыш участвует, или даже неприятная ситуация, которую он наблюдает со стороны. По мере взросления ребенка, его родители должны научиться четко понимать, что кроха чувствует в каждой конкретной ситуации, и какие эмоции он испытывает по отношению к людям.
Дети появляются на свет лишь с базовыми эмоциональными реакциями, такими как страх и любовь. Позже дети учатся злиться. Они испытывают яркие негативные эмоции, когда не получают желаемое.
Очень важно познакомить ребенка с разными эмоциями, для того, чтобы малыш не только узнавал те или иные эмоции окружающих, но и сам мог реагировать на ту или иную ситуацию, а иногда – и справляться со своими эмоциями, сохраняя позитивный настрой, поскольку люди, и дети в том числе, хотят общаться с теми, кто настроен положительно. И, если ребенок позитивен, то ему намного легче общаться с другими детьми и взрослыми, заводить новых друзей, договариваться по поводу игры и игрушек, нежели малышу с ярко выраженным негативизмом.
Как помочь ребёнку настроиться на позитивное общение?
Как же быть родителям тех детей, которые не умеют выражать свои эмоции, либо в их общении преобладает негатив?
Уже в старшем дошкольном возрасте родители могут применять специальные упражнения на эмоции для детей. И, прежде всего, они должны научить детей справляться с негативными переживаниями. Для этого нужно с ними чаще разговаривать.
Для того чтобы быстро избавиться от нахлынувших отрицательных эмоций, можно бить руками подушку, кидать в ванну с водой игрушки или становиться перед зеркалом и просто улыбаться. Проделав эти несложные действия, малыш быстро поймет, что неприятные переживания – это временно, и научится переключаться на позитив.
Но это возможно лишь в том случае, если родители тоже умеют контролировать свои эмоции. Поэтому мамы и папы должны максимально сдерживаться в присутствии ребенка, не допуская грубую речь и крики.
Если, все же родитель понимает, что самостоятельно с создавшейся ситуацией справиться не может, ему следует обратиться к психологу за помощью.
Таким образом, взрослый для малыша, особенно родители, – это непререкаемый авторитет. Поэтому ребенок будет неосознанно стремиться стать таким же, использовать те же выражения, те же эмоции в общении с окружающими.
Подводя итог сказанному, хочется дать совет родителям: подумать хорошенько и решить - каким будет ребенок, какой эмоциональный настрой у него будет преобладать при общении с другими людьми, насколько удачно будет складываться его речевое общение со сверстниками и взрослыми, какие эмоции станут для него нормой жизни.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X