Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Шамсутдинова Алсу Мисбаховна

Проект «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с обучением и воспитанием на татарском языке»

скачать документ

Вернуться назад

Проект «Моделирование развивающей предметно-пространственной средыв ДОО с обучением и воспитанием на татарском языке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 93 общеразвивающего вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г. КазаниВыполнила воспитатель по обучению детей татарскому языку Шамсутдинова Алсу МисбаховнаАктуальность проекта. В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды: - обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; - высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества на татарском языке;- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам. В условиях новой языковой ситуации в Республике Татарстан формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций. Уровень использования родного языка зависит от разнообразия, глубины и правильности речевых впечатлений, которые ребенок получает с раннего детства. Поэтому так важно дать малышу полноценное языковое развитие в том возрасте, когда формируются основы личности, пробуждается интеллект. Проблема: Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействуя с ребенком, обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Одним из необходимых условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении с обучением и воспитанием на татарском языке. Согласно пункту 3.3. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала группы, а также территории, прилегающей к Организации. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Анализ среды, с целью выявления проблемных зон группового помещения, проведённый мною совместно с творческой группой показал неравномерное распределение центров активности детей. Были составлены списки, имеющихся материалов и оборудования для выявления дефицитарных областей и пополнения их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой). Некоторые виды активности, несмотря на высокое процентное содержание, например, игры: дидактические, настольные, сюжетно - ролевые, носили явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек. Для ролевой игры мальчиков материалы либо отсутствовали, либо их было небольшое количество. Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями. Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были. Поликультурная предметно-пространственная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах. Большое внимание необходимо уделить развитию предметно-развивающей среды, вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс. Именно семья играет важную роль в обучении детей татарской разговорной речи. От отношения родителей к родному языку зависит обучение и воспитание детей на родном языке. В настоящее время проблема сохранения традиционных ценностей осуществляется всё более остро. Интерес к культуре, быту, языку татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.Глубокое и систематическое изучение духовной культуры татарского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.. Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, развивая ребенка в поликультурной среде, педагоги делают акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызвать чувство гордости, уважения и любви к своему народу. Приобщение к национальной культуре – это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа, сказками, детскими играми и фольклором. Исходя из этого разработан проект «Моделирование развивающей предметно- пространственной среды в ДОО с обучением и воспитанием на татарском языке».Краткая аннотация проектаВид проекта: долгосрочный Тип проекта: практико – ориентированный По характеру контактов (степени охвата): в рамках образовательного учреждения.Условия реализации проекта: Дошкольная организацияВремя реализации: 3 года Участники проекта:- администрация ДОО- педагогический коллектив ДОО- обслуживающий персонал ДОО. Принципы разработки проекта:-Принцип многофункциональности и разнообразия-Принцип безопасности-Принцип мобильности-Принцип доступностиЦель проекта: Разработка модели развивающей предметно - пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием на татарском языке.1. Создание комфортного пребывания детей в детском саду таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка. 2. Создание модели развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом региональных особенностей.3. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса по выполнению Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.4. Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.Задачи проекта:Приобщение детей к татарскому языку и национальной культуре, может осуществляться через выполнение следующих задач:1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное обучение и воспитание дошкольников на татарском языке.2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей на татарском языке с учетом их потребностей и интересов;3. Организовать мобильную полифункциональную развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом специфики статуса ДОО(обучение и воспитание на татарском языке);5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ с обучением и воспитанием на татарском языке.Ожидаемые результаты реализации проекта:1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное обучение и воспитание дошкольников на татарском языке.2. Организована РППС согласно требованиям СанПиН и ФГОС ДО3. Организована мобильная полифункциональная развивающаяся предметно-пространственная среда, которая способствует полноценному обучению и воспитанию детей на татарском языке с учетом их возрастных потребностей и интересов.4. Созданы условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом специфики статуса Дошкольной Образовательной Организации.5.У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с обучением и воспитанием на татарском языке.Объект: развивающая предметно-пространственная среда групп, кабинетов специалистов, прогулочных участков.План1. Изучение нормативных документов.2. Мониторинг РППС (карты самооценки)3. Результат мониторинга. Выявление проблемы.4. Разработка проекта «Модель современной РППС в ДО в соответствии с ФГОС»5. Внедрение проекта, создание условий.6. РезультатНормативно-правовой и организационной основой проекта является:Конституция Российской̆ Федерации;Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (25.10.1991).Закон «Об образовании» Республики Татарстан (22.07.2013).Государственная программа по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы.Концепция развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года.Программа развития образования г.Казани на 2015-2017 годы.Муниципальная программа по укреплению гражданского согласия в г.Казани на 2014-2018 годы.Этапы реализации проекта.1 ОрганизационныйИзучение аспекта проблемы, разработка основных  теоретических положений.Пути реализации:1.Изучение нормативно-правовой основы принципов построения мобильности предметной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.2.Изучение проблем и постановка цели, определение задач.3. Изучение санитарно-технических норм и требований.4.Изучение литературы5. Разработка модели внедрения модернизации.6. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в детском саду с обучением и воспитанием на татарском языке». 2. Реализация проекта.Внедрение модели развивающей среды с учётом мобильности, трансформируемости.Пути реализации:1. Изучение опыта работы по модернизации РППС в других ДОУ посредством интернет-ресурсов.2. Внедрение модели.3.Сотрудничество с родителями4.Модернизация среды.3.Завершающий.Анализ, обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.Пути реализации:1.Завершение создания мобильной, трансформируемой среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО.2. Проведение оценки качества реализации проекта в каждой группе.3.Подведение итогов.4.Презентация проекта.Этапы и мероприятия реализации проектаПодготовительный этап Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.Защита педагогами проектов организации группового пространства.Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.Разработка плана проекта.Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.№МероприятияСрокОтветственный 1Разработать концепцию развития предметно- развивающей средыиюнь старший воспитатель, творческая группа2Проведение семинаров по теме.август-октябрьстарший воспитатель3Анкетирование педагогов, родителейсентябрьстарший воспитатель, воспитатели4Планирование.сентябрьстарший воспитатель5Оказание помощи в определении продукта проектной деятельности.август-сентябрьстарший воспитатель, творческая группа6Теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства групп, кабинетов, прогулочных участков на плане.июль-сентябрьстарший воспитатель, творческая группа7Подготовить презентацию по РППСсентябрьстарший воспитатель, воспитатели, специалисты8Формирование у детей представления о человеке в истории и культурев течение учебного годавоспитатели, специалисты9Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Изучение нормативных документов, регламентирующих их выбор оборудования, учебно - методических и игровых материалов. сентябрь-октябрьстарший воспитатель, воспитатели, специалисты10Составить список оборудования, игрового материала по центрам развития в соответствии со статусом ДОУ.август-сентябрьстарший воспитатель, воспитатели, специалисты -Разработать анкеты для родителей по изучению их отношения к необходимости изменений в построении РППС, в соответствии с ФГОС ДО. -Анкетирование родителей. -Определить отношение родителей к необходимости изменений в построении РППС, в соответствии с ФГОС ДО. -Аналитическая справка по результатам анкетирования. -Разработать паспорт организации группового пространства группы, кабинета специалистов, этнографического музея в соответствии с ФГОС ДО, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.-Подготовка материалов для создания паспорта группового пространства для детей всех возрастных групп, кабинетов специалистов, этнографического музея соответствующего условиям ФГОС ДО. Анализ РППС в группах ДОУ.1. Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста. 2. Разработать карты обследования РППС (по центрам) и материально-технической базы 3. Изучение современных научных разработок в области РППС для детей дошкольного возраста и мониторинг РППС материально-технической базы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 4. Участие в семинаре ДОУ по вопросам формирования РППС в группах. Анализ РППС в группе ДОУ. 5. Проведение мониторинга РППС, материально-технической базы ДОУ в соответствии с условиями ФГОС ДО. Этап реализация проекта.№МероприятияСрокОтветственный 1Практическая работа по зонированию групп на основе теоретически или экспериментально созданной модели.сентябрь-октябрьвоспитатели2Создание этнографический музей, пополнение экспонатамив течение учебного годастарший воспитатель сотрудники ДОО3Создание мини-музей «Игрушки народов Поволжья»; создание коллекции кукол в народных костюмах;октябрьстарший воспитатель, воспитатели4Проведение недели традиционных игр народов Поволжья (сопровождая их музыкальными произведениями этих народов);ноябрьстарший воспитатель, творческая группа5Организация подборки открыток, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом татарского народа;декабрьстарший воспитатель, творческая группа6Организация подборки книг (художественная литература: сказки, легенды, стихи и т.д.) на татарском языке, создание в детском саду библиотеки для использования педагогами, детьми и родителями.в течение учебного годастарший воспитатель, творческая группа7Создать картотеку пословиц, поговорокмартстарший воспитатель, 8Организация регулярных выставок народного творчества и творчества художников РТв течение учебного годастарший воспитатель, творческая группа9Подборка сценарии праздников, досуговв начале учебного годаМузыкальные руководители, воспитатель татарского языка10Пополнение национальных уголков «Туган җирем - Татарстан”.в течение учебного годавоспитатели11Обеспечение укомплектованности библиотеки ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами  в течение годастарший воспитатель,воспитатели12Приобретение методической литературы, пособий на татарском языкев течение годаЗаведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ-Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающие возрастным нормам развития детей дошкольного возраста, СанПиН 2.4.1.3049-13 -Приобрести игровое оборудование, отвечающее возрастным нормам развития детей дошкольного возраста, СанПиН 2.4.1.3049-13 Создать развивающие центры в группах. Планирование группового пространства согласно рекомендациям и принципам построения РППС. Спланировать групповое пространство с учетом развивающих видов детской деятельности, согласно условиям ФГОС ДО. В группе создать центры развития с учетом схем-модулей РППС. Провести работу по привлечению родителей к оформлению группового пространства ДОУ. Провести мастер - класс для родителей «Дидактические игры для детей дошкольного возраста своими руками». Разработать ситуативные беседы, игры, с детьми в созданной РППС. Для этого в группах созданы уголки родного края, с куклами в национальных костюмах, утварью, дидактическими играми, национальными костюмами. Дети, в процессе игры, с большим удовольствие могут прочувствовать все тонкости татарской культуры.Заключительный этап.1Приведена в соответствие развивающая предметно-пространственная среда в татарских группах и в ДОУмайстарший воспитатель, воспитатели, специалисты2Презентация проекта. Оформление проект. майСтарший воспитатель, заведующий3Написание методических рекомендаций для воспитателей по вопросам организации РППС. Методические рекомендации «Моделирование образовательных областей для создания педагогами РППС в группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» (методический кабинет).майСтарший воспитатель, заведующий4Обмен опытом.май-июньОжидаемые результаты нашей работы:Повышение профессионального мастерства педагогов в умении использовать исследовательскую и проектную деятельность в воспитательно-образовательном процессе.Ожидается, что в проекте примут участие все сотрудники ДОУ. В ходе его реализации заметно повысится  уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды могут быть привлечены не менее 50% родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними.Целостность педагогического процесса и создание пространства,удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.Дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства МАДОУСоздание продукта, который можно предъявить социуму.Возрастёт уровень профессионализма и мастерства, отработанных в ходе проектной и исследовательской деятельности, что способствует более успешному позиционированию МАДОУ.Обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении  на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной образовательной деятельности.ЗаключениеВ связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Развитие ребенка в дошкольный период - это сложный и многогранный процесс. Огромная жажда познания заставляет ребенка всем интересоваться и во всем принимать активное участие, пропуская через себя – давать свою оценку понятого, изобретать, творить, а главное развиваться дальше, поднимаясь, каждый день на новую ступень развития.Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; - двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;- различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.Создавая предметно-развивающую среду, мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу..Важно отметить, что образовательная среда группы должна постоянно находиться в динамичном состоянии, так как, по нашему мнению, идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям и дополнениям.Список литературы:В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989Закон Российской Федерации « Об образовании»Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»ФГОС ДОСанитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008. – № 5. Полякова М. Н. Особенности организации предметно-пространственной среды. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 23 ноября 2009 года приказом № 655.Министерства образования и науки Российской Федерации, вступили в силу с марта 2010 года).

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X