Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Захарова Людмила Викторовна

Модели духовно- нравственного развития и воспитания подрастающего поколения

скачать документ

Вернуться назад







Модели духовно- нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.



Модели духовно- нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.
Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек.
В. Белинский
Современное образование сегодня находится в процессе модернизации.

Один из этапов модернизации современного образования – это внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое местo поставлены те черты, котoрые в российском сознании всегда почитались как главные.
Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  Поэтому актуальность модели духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире  ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна.
Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития. Уроки по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек.
На уроках ОРКСЭ я провожу целенаправленную работу над формированием моральных мотивов и их дальнейшим развитием. Ведь именно моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять о соответствующем поведении в обществе. Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала.
Поэтому я предполагаю использовать различные приемы и методы учебной деятельности: чтение и анализ притч, басен, этические беседы, разъяснения, диспуты, игровые формы, презентации, ИКТ, творческая мастерская (составление рассказов и притч, советов, стихов; интервью со сверстниками), урок-экскурсия, викторины и конкурсные мероприятия, проектная деятельность. Думаю, что такие методы и приемы помогут «раскрыться» моральным мотивам. К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, встреч с интересными людьми, выпуски стенгазет, конкурс плакатов и другое.
Очень часто в своих уроках использую притчи. Они играют особую рoль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших спoсобов передачи мысли и обучения молодежи.
Применяя диалоговые технологии, я использовала тексты российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Савина) «Маленькие притчи для детей и взрослых». По объему они очень короткие и на уроке удавалось обсудить, сравнить 2-3 притчи. Такие уроки способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности ребёнка. Дети учатся уважать не только своё, но и чужое мнение.
Культурологический подход на уроках был использован при изучении православных храмов, их устройства и убранства. Во время виртуальных экскурсий внимание учеников обращалось не только на то, из чего состоит православный храм, но и как надо вести себя в нём, чтобы не обидеть верующих, пришедших туда для своих целей. Ребятам было очень интересно, почему в православных храмах женщины должны быть в платках, а мужчины, наоборот, без головного убора.
Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. Очень любят дети смотреть мультипликационные фильмы сборника «Гора самоцветов». После просмотра очень оживлённо обсуждаем сюжет, говорим о культуре и традициях того или иного народа. Приведу примеры выводов и открытий ребят на уроках ОРКСЭ: «Как, оказывается, важно уметь правильно слушать и понимать, тогда все воспринимается по-другому»; «У каждого человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но людям это нужно»; «Уроки меня учат, что надо выбирать свой путь в жизни»; «Я понял, кто такой эгоист и постараюсь им не быть».
Мною подобраны музыкальные произведения для прослушивания на уроках ОРКСЭ.
Я считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ по духовно нравственному воспитанию сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации можно предложить детям обратиться к членам своей семьи. За небольшой период преподавания «Основы православной культуры» мои ученики делились своими впечатлениями о более тесном общении с родными, некоторым открылись семейные тайны, а кто-то узнал о героическом прошлом своих предков. Совместные праздники сплачивают родителей, детей и учителей.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально- исторический опыт, получает представления одругом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться, разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание, продумать презентацию.
 Практически каждая тема решает определённые воспитательные задачи: укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;( формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к( истории. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе( представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания( и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных( социальных ситуациях; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к( материальным и духовным ценностям.
В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагались для решения ребусы, кроссворды и раскраски на православную тему. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Безоценочная система курса ОРКСЭ не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать, доказывать, не бояться ошибиться. На проблемных уроках часто приходилось направлять беседу. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы. Я всегда радовалась, когда на уроках возникала дискуссия. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме.
Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.
Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.

Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8 г. Ессентуки
Захарова Людмила Викторовна





Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X