Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Генералова Светлана Владимировна

Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольника

скачать документ

Вернуться назад
Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольника
    
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования у детей основ о здоровом образе жизни  представляется в современном обществе актуальной, своевременной и достаточно сложной.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка, для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.          Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.         Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.            Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.         Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".  Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможности более ранней выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.        Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д.        Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.  Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:  - знание правил личной гигиены, гигиены жилого помещения, одежды, обуви и др.;  - умение правильно строить режим дня и выполнять его;  - умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;  - умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица, дорога, лес) безопасна для жизни; - знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;  - понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;  - умение правильно строить режим дня и выполнять его;  - знание основных правил рационального питания с учетом возраста;   - понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;  - знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;  - знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;  - знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;  - умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;  - знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни. Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:  - положительная динамика физического состояния вашего ребенка;  - уменьшение заболеваемости;  - формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;  - снижение уровня тревожности и агрессивности.            Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы обучения и воспитания в семье основам здорового образа жизни. Уважаемые, родители! Помните, здоровье ребёнка в ваших руках!


Список литературы
Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников/ М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7.- 7с.
Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004.- №4- 15с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X