Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Новицкая Людмила Филипповна

Взаимодействия специалистов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

скачать документ

Вернуться назад

Новицкая Людмила Филипповна,Учитель-логопедпервой квалификационной категорииМБДОУ «ДС № 335 г. Челябинска» Взаимодействия специалистов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речиСитуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с особыми образовательными потребностями, отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие отклонениями в развитии многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.Исправление или другими словами коррекция отклонений в развитии и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении МБДОУ ДС №335 г. Челябинска открыто две группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, на базе разновозрастной и смешанной группах.Успех коррекционно-воспитательной работы в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется строго продуманной моделью, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности воспитанников.Логопедизации в образовательного процесса определяется взаимодействием учителя-логопеда и специалистов (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Педагоги комбинированных групп строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Модель совместной коррекционно-педагогической работы, намеченной специалистами, направлена на формирование и развитие двигательных и речевых сфер, по средствам интеграции образовательных областей. Содержание непосредственно образовательной деятельности, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР в специально организованной предметно – пространственной речевой среде.Для создания модели взаимодействия специалистов нами была создана творческая группа, в которую вошли все специалисты учреждения и педагоги групп комбинированной направленности для детей с ТНР. Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной деятельности воспитанников ДОУ.Так, учитель – логопед:- обязательно выполняет требования адаптированной образовательной программы;- способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ, что требует взаимодействия в работе педагогических работников, законных представителей с целью организации целенаправленной работы по максимально возможной социализации детей с особенностями психофизического развития;- несет ответственность за правильную организацию и содержание учебно-воспитательной работы и работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей с ОВЗ;- организует и проводит непосредственно образовательную деятельность с детьми группы комбинированной направленности с ТНР;- создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья воспитанников;- консультирует педагогических работников группы по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ.Как правило, у детей с ТНР кроме специфических речевых расстройств отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.Психическое состояние данной категории дошкольников неустойчиво, в связи с чем, их работоспособность резко меняется.Таким образом, деятельность педагога – психолога направлена на содержание психического здоровья каждого воспитанника логопедической группы:-психологическое обследование воспитанников;- участие в составлении индивидуальных планов развития воспитанника;-проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;- консультирование персонала группы;- заполнение отчетной документации.У части детей с ТНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в условиях групп комбинированной направленности для детей с ТНР представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.Взаимодействие логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре осуществляется по трем направлениям:диагностическое; коррекционно-развивающее;информационно-консультативное.При этом каждый из специалистов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:Учитель-логопед:постановка диафрагмально-речевого дыхания;укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;совершенствование лексико-грамматической стороны речи;обучение умению связно выражать свои мысли;обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;развитие психологической базы речи;совершенствование мелкой моторики;участие учителя-логопеда в режимных моментах.Музыкальный руководитель, развитие и формирование:слухового внимания и слуховой памяти;оптико-пространственных представлений;зрительной ориентировки на собеседника;координации движений;умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.темпа и ритма дыхания и речи;орального праксиса;просодики;фонематического слуха.Инструктор по физической культуре, развитие и формирование:слухового, зрительного, пространственного восприятия;координации движений;общей и мелкой моторики;закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;речевого и физиологического дыхания;формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;работа над мимикой лица.В задачу воспитателя группы комбинированной направленности для детей с ТНР входит обязательное выполнение требований основной образовательной программы, а также решение коррекционных задач в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей групп комбинированной направленности для детей с ТНР, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.Работа воспитателя по развитию речи теснейшим образом коррелирует с деятельностью логопеда и педагога-психолога. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется первичное представление о названиях основных цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными.Таким образом, вся коррекционно – развивающая деятельность строится на интеграции образовательных областей Воспитатели групп комбинированной направленности для детей с ТНР:- организуют учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития детей с ОВЗ;- согласовывают свою образовательную деятельность в отношении детей с ОВЗ с учителем-логопедом и педагогом-психологом;-соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с ОВЗ;- создают атмосферу эмоционального комфорта на занятиях и другой деятельности c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей.Все специалисты ДОУ предъявляют единые требования к проведению интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ТНР, руководствуясь следующими принципами:- Непосредственно образовательная деятельность строится на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.- Непосредственно образовательная деятельность проводится систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.- Принцип всестороннего воздействия- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.-Принцип наглядности.- Принцип постепенного усложнения предлагаемого материала.Эффективность коррекционо - образовательной работы с детьми ОВЗ (ТНР) определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов дошкольного образовательного учреждения.Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре и воспитателя дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.Таким образом, успех коррекционно-образовательной работы в группах комбинированной направленности для детей с ТНР определяется последовательностью и систематичностью взаимосвязи всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. Учитывая особенности речевого развития, а также развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников с особыми образовательными потребностями, в руках педагогов будущее дошкольников, поэтому необходимо создать наиболее оптимальные условия для преодоления всех имеющихся нарушений.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X