Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Мурка Елена Николаевна
«Правовое просвещение родителей (законных представителей) как профилактика жестокого обращения с ребенком в дошкольном образовательном учреждении»
скачать документВернуться назад
«Правовое просвещение родителей (законных представителей)как профилактика жестокого обращения с ребенком в дошкольном образовательном учреждении»Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка.На сегодняшний день Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет главной миссией дошкольного учреждения формирование базового доверия ребенка к миру и создание условий для позитивной социализации ребенка в обществе, т.к. образовательная организация является вторым по значимости после семьи социальным институтом и участвует в формировании личности ребенка. Поэтому, в условиях реализации ФГОС, на сегодняшний день усиление профилактики защиты детей от жестокого обращения становится особенно актуальным. Таким образом, проблема жестокого обращения с детьми, должна ужерешаться на дошкольной ступени образования ребенка.Деятельность дошкольного образовательного учреждения в данном направлении строится на едином комплексном подходе к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми, а также созданию условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с ребенком.Основные задачи, которые ставит перед собой дошкольное образовательное учреждение, это:выявление и сопровождение детей из семей «группы риска»;вовлечение и активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в деятельность по предотвращению жестокого обращения;осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей (законных представителей) и педагогических работников по повышению уровня компетентности в правовой сфере по защите прав ребенка;формирование культуры ненасильственного отношения в семье и обществе, пропаганда семейных ценностей и традиций; повышение ответственности педагогов и родителей за противоправные действия, направленные против детей;разработка и внедрение эффективных технологий и методик работы с семьёй по предотвращению жестокого обращения с детьми.Работа по правовому просвещению родителей (законных представителей) по профилактике жестокого обращения с детьми в дошкольном учреждении ведется в трех направлениях: работа с родителями, работа с педагогами и воспитанниками детского сада.Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим педагогам необходимо ориентироваться в проблеме.По вопросам профилактике жестокого обращения с детьми работа с педагогами заключает в следующих мероприятиях:анкетирование по проблемам насилия над детьми и степени их осведомленности в вопросах злоупотреблений в отношении детей;индивидуальные и групповые консультации на темы ««Проблемы жестокого обращения с детьми в законодательных актах», «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Формы жестокого обращения с детьми», «Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми» и т.д.; педагогические советы, семинары-практикумы и мастер-классы на темы «О профилактике жестокого обращения с детьми», «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры», «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми»;ежегодный инструктаж по профилактике жестокого обращения с детьми. Целенаправленная работа с педагогами ДОУ по профилактике жестокого обращения с детьми позволит вооружить педагогов необходимыми теоретическими и практическими знаниями по выявлению детей, подвергшихся жестокому обращению, по работе с родителями в этом направлении.Профилактическая работа с родителями (законными представителями) строиться на дифференцированном подходе, т.е. учитывается социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышение культуры педагогической и правовой грамотности семьи.При работе с родителями (законными представителями) используются следующие формы работы: анкетирование родителей (детско-родительские отношения в семье, диагностика стилей воспитания и т.п.);наблюдение за общением родителей (законных представителей) с детьми;индивидуальные беседы; индивидуальные, групповые консультации;видеоконсультации размещенные на официальном сайте детского сада; родительские собрания, круглые столы, семинары-практикумы, деловая игра;досуговые мероприятия на темы «Мама, папа, Я – спортивная семья», «Всей семьей на старт» и т.п.тренинговые игровые упражнения;квест-игра на тему «Мы против насилия и жестокости»;участие в семейных конкурсах различных направленностей;фотовыставки на темы «Моя дружная семья», «Мама, папа, я – счастливые мгновения» и т.п.;работа Совета профилактики ДОУ;акция «Семья без страха – общество без насилия»;родительская почта;папки-передвижки, информационные листки на темы «Права ребенка», «Семейные традиции», «Воспитательная миссия родителей» и т.п.Использование разнообразных форм работы с родителями (законными представителями) дает определённые результаты: родители больше доверяют педагогам, чаще обращаются к ним за консультациями, являются активными участниками встреч и помощниками, создается атмосфера взаимоуважения и понимания, что определенно помогает выстраивать систему профилактики жестокого обращения с детьми.Не менее важна работа по профилактике жестокого поведения с воспитанниками детского сада. Педагогам детского сада необходимо дать детям знания о способах поведения в опасных, сложных ситуациях, научить справляться с агрессией, воспитывать дружелюбные отношения к окружающим людям, воспитывать любовь, уважение к членам своей семьи.Формы работы с детьми: интервьюирование на тему «За что меня хвалят и наказывают родители»;проективные методики «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и т.п.проведение занятий «Я – гражданин», «Изучаем права»;интерактивная викторина на тему «Сказки учат многому…»;проекты на темы «Я и моя семья», «Давайте жить дружно!», «Добрые дела и добрые слова» и т.п.сюжетно-ролевые игры на тему «Путешествие в страну Дружелюбию», «Что такое Доброта» и т.п. дидактические игры по правовому воспитанию.Такая целенаправленная работа с воспитанниками детского сада позволяет своевременно выявить проблемы в развитии ребенка, в его поведении, создать эмоционально комфортные условия пребывания ребенка в детском саду, а так же способствует развитию умения общаться с окружающими и умению преодолевать конфликтные ситуации. Организация работы дошкольного образовательного учреждения по правовому просвещению родителей (законных представителей) по профилактике жестокого обращения с ребенком, будет эффективна при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса в ДОУ, а также при своевременном реагировании на проблемы, возникающие в детско-родительских отношениях.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.