Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Хамидуллина Ильзия Маславиевна

План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через творческих способностей через нетрадиционные техники рисования"

скачать документ

Вернуться назад

2024-2025 учебный годСамообразование в средней группе “Теремок” по теме «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования» ВОСПИТАТЕЛИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ “ТЕРЕМОК”: КИСЕЛЕВА Н..А., ХАМИДУЛЛИНА И.М.«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. СухомлинскийЦель самообразования по теме:1.Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.2. Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.3. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.4. Разработать перспективней план работы с детьми.Задачи самообразования:Образовательные: Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.Воспитательные: Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать внимание, аккуратность целеустремленность, творческую самореализацию.Развивающие: Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение. Развивать желание экспериментировать с разным материалом.Формы работы с детьми:- совместная работа с детьми, индивидуальная работа, свободная самостоятельная деятельность самих детей.Форма подведения итогов: Выставки детских работ, презентация отчет по проделанной работе.Показ презентации.Актуальность: Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше.Наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка, развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. В работе по использованию нетрадиционных техник рисования в средней группе использую такие виды техники:Рисование пальчиками: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается гуашь разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.Рисование ладошкой: - ребенок опускает гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает и на бумаге отпечаток. Рисуют и правой и левой руками.После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.Рисование ватными палочками: Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом.Рисование Свеча + акварель: Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.Рисование в технике Монотипия: это один отпечаток. Для ее изготовления нужно стекло или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов, затем сверху на рисунок накладываем чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который можно дорисовать. Вариант № 2 Другой вариант рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно дорисовать или украсить.Рисование оттиск смятой бумагой:Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.Рисование в технике Кляксография: На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.Рисование сухой кистью:Самый удобный прием для изображения травы, меха животных, пушистых поверхностей и т.д. Рисуют на гуашевом фоне и никогда на чистом листе.Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кист набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали изображать большой кистью, а мелкие – меленькой. Траву изображают мазками снизу вверх, цветы и ветви дерева сверху вниз. Рисование штампами: губкой, пробкой, мятой бумагой, крышками, листиками, фруктами. Краска должна быть густой.  Краску брать лучше  с палитры. На ней  удобно смешивать цвета. Штампы, измазанные двумя красками, оставляют двухцветные оттиски.Рисование мыльными пузырями: Приготовить раствор 1: 1 шампунь, гуашь, вода, можно воду не добавлять. Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток. Можно отпустить трубочку в мыльные пузыри и выдувать их непосредственно на бумагу. В этом варианте получаются аккуратные отдельные пузыри на бумаге, затем их дорисовать. Это технику можно использовать как фон для других творческих работ.Перспективный план на 2024-2025 учебный годТеоретический этапИзучение учебно-методической литературы.1. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий2. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. Акулёнок Т.С.3. Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009.4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Никитина А.В., 2008г.5. Изобразительная деятельность. Дошкольное воспитание. Комарова Т.С., 1991г.6. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. -М.: Педагогическое общество России, 2005.Практический этапСоздание картотеки нетрадиционных техник рисования.Оформление папки передвижки «Эти удивительные ладошки»Подбор и разработка консультации для родителей и педагогов.Выставки детских работ.Заключительный этап.Анализ работы по теме самообразования.Совместное творчество родителей и детей; участие в конкурсеПоказ презентации для родителей «Нетрадиционные техники рисования»Перспективный план работы с детьми средней группы№Тема занятияКоличество занятийНетрадиционная техника рисованияПрограммное содержаниеСентябрь1«Осеннее дерево, листопад»1 занятиеРисование ладошкойребенок окрашивает ладонь с помощью кисточки и делает на бумаге отпечаток. Познакомить детей с нетрадиционной техникой  «рисование ладошкой».2«Осенний лес»1занятиеРисование пальчикамиРебенок макает в краску пальчик и делает на бумаге отпечатокРазвивать интерес к нетрадиционным методам рисования - пальчиками.3На яблоне поспели яблочки1 занятиеОттиск печатанием из фруктов (яблоки)Яблоко разрезаем на пополам, макаем в краску и печатаем. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (оттиск печатками из яблок).4Рисование«Яблоко»1 занятиеРисование ватными палочкамиОпускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками.Октябрь1Рисование «Огурчики»1занятиеРисование ребром ладониребенок окрашивает ребро ладони с помощью кисточки и делает на бумаге отпечаток. Продолжать учить детей рисовать методом прикладывания. Закреплять умение правильно наносить краску на бок руки.2Рисование «Осенняя веточка»1занятиеРисование в технике Кляксография, и ватные палочкиНа листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу. Познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования «кляксография», закреплять навыки рисования ватными палочками.3Рисование «Ладошки-цветочки»1занятиеРисование ладошкойребенок окрашивает ладонь с помощью кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы ( стебель, листья). Закреплять знания цвета (зеленого, желтого, красного, синего) и используя ладошки рук.4Декоративное рисование «Дымковские игрушки»1занятиеРисование ватными палочкамиОпускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Знакомство дымковской игрушкой.Ноябрь1« Осенний букет»1занятиеРисование в технике печатания листьямиучить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге;2«Яблоко-спелое, красное,сладкое»1занятиеРисование в технике МонотипияРисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно дорисовать или украсить. Учить детей рисовать с натуры и по представлению образ спелого, красного яблока нетрадиционным способом – монотипия.3«Волшебная страна подводного царства»1занятиеТехника рисования по мокрому листуформировать умения детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.4«Рисование рыбки»1занятиеРисование ладошкойребенок окрашивает ладонь с помощью кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы ( глазки, хвост) . Продолжать знакомить  с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета, закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточкиДекабрь1«Бабочка»1занятиеРисование в технике Монотипияна той стороне где нарисована половинка бабочки наносим сначала чистую воду, потом краску разного цвета, затем прижимаем другую сторону и разглаживаем ее ладонью. На второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно дорисовать или украсить.2«Ежик»1занятие«Тычок жесткой полусухой кистью»Дорисуем колючки ежику жесткой полусухой кистью. Тренировать  рисовать животных методом тычка.3«Воздушные шарики»1занятиеРисование сухой кистью и мыльными пузырямиПриготовить раствор 1: 1 шампунь, гуашь, вода. Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток. Затем дорисовать ниточки для воздушных шариков, используя сухую кисть4«Елочка»1занятиеРисование зубной щеткойНеобходима зубная щётка с жесткой щетиной. На сухую щётку набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Учить рисовать ель, украшая её новогодними игрушками, развивать способность самостоятельно рисовать елку, используя  нетрадиционные формы (щеткой), закрепить работы ватной палочкой.Январь1«Красивая птичка»1занятиеРисование ладошкой, пальчикамиребенок окрашивает ладонь с помощью кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы украшения на хвосте пальчиками.2«Зимний лес»1занятиеРисование ватными палочкамиОпускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу, изображая снег3«Снежинки за окном»1занятиеРисование в технике Свеча + акварельРебенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью. Рисунок свечой остается белым4«Пушистый котёнок »1 занятиеРисование в технике«Тычок жесткой полусухой кистью»На сухую кисть набирается немного густой краски, дополняют изображение дополнительными деталями. Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистиФевраль1«Варежки»1занятиеРисование в техникеМонотипияположить свою ладошку на лист бумаги и обвести её карандашом по контуру. А после этого закрасить краской и накрыть второй половинкой листа. Получится отпечаток.2«Морозный узор»1занятиеРисование в технике Свеча + акварельРебенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в голубой или фиолетовый цвета. Рисунок свечой остается белым3«Снегири»1занятиеРисование методом печатания картофелемГолову и грудку мы печатаем картофелем, хвост и туловище рисуем кисточкой.4«Снежная баба»1занятиеОттиск скомканной бумагой.Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить отпечаток шара. Затем таким же образом изобразить шар поменьше и совсем маленький.Март1«Букет роз»1занятиеРисование полиэтиленовым пакетомБерем обыкновенный полиэтиленовый пакет немного надуваем и завязываем на узелок или затягиваем резинкой, главное, чтобы он не пропускал воздух. Для рисования нам понадобится один из уголков пакета. Этот уголок окунаем в разведённую гуашь и ставим отпечатки на лист. Самый кончик уголка пакета – это середина отпечатка. А можно сразу окрашивать уголок пакета широкой кистью.2«Крошки-осьминожки»1 занятиепечатание ладошкамисначала окунаем ладошку в тарелочку с разведенной краской;- затем ставим перевернутый отпечаток – так, чтобы растопыренные пальцы были направлены вниз и дали отпечатки щупалец; и кисточкой дорисовываем щупальца3«Одуванчик»1занятиеРисование ватными палочкамис помощью ватной палочки изображаем одуванчики.4«Весёлые кляксы»1занятиеКляксографиясложить лист пополам по длинной стороне и тщательно прогладить линию сгиба, раскрыть лист. Набрать на кисточку по больше краски любого цвета и капнуть на одну половину листа. Сложить лист пополам и хорошенько разгладить. Раскрыть лист, посмотреть, что получилось.Апрель1«Ваза для мамы»1занятиепечать поролоном с трафаретомБерем губку, обмакиваем в краску и закрашиваем форму внутри трафарета постукивающими движениями.2«Весенний пейзаж»1занятиеМонотипия пейзажнаяНужно сложить лист бумаги пополам: вертикально или горизонтально, на верхней половине листа краской нарисовать рисунок, толстой кисточкой смочить вторую половину листа, сложить лист бумаги пополам по линии сгиба, прижать ладошкой и аккуратно развернуть лист.3«Подснежники»1занятиеРисование пальцами и ребром ладонейсначала надо нарисовать стебельки цветов пальчиками зелёным цветом, жёлтой краской поставить точки сверху над стебельками, белой краской прорисовать бутон вокруг жёлтой точки. Ребром ладони зелёной краской нарисовать листья4«Курочка с цыплятами»1занятиеРисование ладошками и пальчикамиобмакиваем ладошку в жёлтую краску и прикладываем её аккуратно к листу бумаги. Получаем отпечаток. Дорисовываем кисточкой клюв, гребешок, глазки, ножки. Цыплят рисуем пальчиком.1Май1занятиеРисование любой техникойДети выбирают технику, в которой будут выполнять рисунок: полусухая кисть, фон тонировать акварелью«Салют»2«Праздничная гвоздика»1занятиеРисование тычкомнабираю тушь и начинаю прижимать тычок по контуру цветка и убирать, прижимать и убирать. Таким образом, закрашиваю все лепестки у гвоздики.3«Весна пришла»1занятиеРисование ватными палочками и пальцамиокунуть пальчик или палочку в краску и, примакивая, поставить узоры на крылья бабочки.4«У кого что?”1занятиеРисование мыльными пузырямиРаздувание мыльных пузырей.Прикладывание альбомного листа к пене из воздушных пузырей. Дорисовать элементыЗаключительный этапНаша работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в средней группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X