Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Милонова Ирина Викторовна

Методический доклад "Работа над музыкальным произведением в классе аккордеона"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение   дополнительного образования Центр Детского Творчества «Вдохновение» го. Самара Методический доклад «Работа над музыкальным образом в классе аккордеона» Выполнил : Педагог дополнительного образования Милонова Ирина Викторовна Самара 2025 СодержаниеВведение - 3Музыкальный образ в произведении - 4Основные этапы работы над музыкальным образом –4-9Заключение – 10Список литературы - 11ВведениеКаждый преподаватель детской музыкальной школы, школы искусств работает с детьми различной степени одаренности и индивидуальности. Поэтому, преподаватель должен обладать знаниями, уметь найти правильный подход к каждому ученику, находить верное решение в различных ситуациях в ограниченное время урока.С первых уроков преподаватель должен обращать внимание ученика на построение произведения, эмоциональное ощущение музыкального материала. Работа над музыкальным произведением представляет собой единый целостный процесс. И чтобы сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям, нужно чтобы работа над музыкальным произведением не была однообразной, а доставляла радость и удовольствие ученику и преподавателю.Таким образом учеников с первых уроков нужно научить правильно разучивать музыкальный материал, работать над музыкальным образом, понимать содержание произведения.Музыкальный образ в произведении.Музыкальное искусство способно создавать и изменять духовные ценности, внутренний мир человека. Поэтому музыкальный образ очень трудно описать, так как он влияет на эмоции и чувства, на психику, фантазию и созерцание. Музыка – это сам человек, его мысли, эмоции, чувства, подсознание. По определению доктора искусствоведения Казанцевой Л.П. музыкальное содержание – это воплощенная в звучании духовная сторона музыки, созданная композитором с помощью жанров, форм, высоты звука, различных техник и сформированная музыкантом-исполнителем в понимании слушателя. Музыкальное содержание, музыкальный образ зависит от композитора, от мастерства исполнителя, т. е. как исполнитель передал слушателю музыкальный образ, авторский замысел.Музыкальное произведение является воплощением внутреннего мира самого композитора. Если исполнитель сумел завлечь музыкой слушателя, то содержание произведения ему понятно. Процесс работы исполнителя над произведением представляет собой постепенное углубление в суть художественных образов музыкального произведения. Осознание содержания музыкального материала помогает исполнителю определить образ, выбрать средства, методы, технологию для дальнейшей работы над произведением. Конечный результат будет зависеть от мастерства музыканта. Во время исполнения произведения на сцене основное внимание обращено на яркое раскрытие художественного и музыкального образа.Основные этапы работы над музыкальным образом.Работа над музыкальным образом, содержанием представляет собой единый целостный процесс, который можно разделить на несколько этапов.1. Знакомство с музыкальным произведением.На первом этапе необходимо рассказать, познакомить ученика с музыкальным произведением. Познакомить его с композитором или народе, особенностях его творчества. Эпохе, в которой композитор жил и творил это произведение. О стиле и манере исполнения; о его содержании, характере, сюжете. Также музыкальное произведение можно воспроизвести преподавателю или прослушать в записи, или посмотреть видео. Задача преподавателя пробудить в ученике желание познакомиться с произведением, научиться мыслить самостоятельно и эмоционально воспринимать музыку. 2. Анализ, разбор произведения.После того как ученик познакомился с произведением, он приступает к разбору. Начальный этап работы над произведением не должен быть неряшливым, небрежным. Правильный разбор является очень важным этапом в работе над музыкальным произведением. Знакомство с текстом начинается со зрительного охвата нотной строки. Можно предложить ученику назвать длительности, темп, знаки, какие ритмические рисунки он видит, ноты, динамику, есть ли повторения и т. д., а также дать прохлопать ритмический рисунок. Т. е. в беседе провести максимальный анализ текста: - охватить общее строение и характер;- основные моменты трактовки;- характерные технические приемы;- обратить внимание на темп, тональность (знаки при ключе), размер.Таким образом создаётся связь: слышу, вижу, ощущаю, передаю.Затем ученик, глядя в ноты, проигрывает музыкальное произведение в медленном темпе.3. Выбор аппликатурыУдобная аппликатура помогает беглости пальцев, снижает утомляемость рук. Рациональный выбор аппликатуры является ответственным моментом на начальном этапе работы над произведением.Могут быть несколько вариантов аппликатурных решений, это зависит от размера и особенности руки, а также от технической подготовки конкретного ученика.Удачно подобранная аппликатура помогает быстрому запоминанию музыкального материала, технической уверенности. Удобной может считаться та аппликатура, с помощью которой лучше всего можно выразить авторскую мысль. 4. Работа над интонацией.Основой любого музыкального произведения является отражение внутреннего мира человека, его переживания, чувства, его состояние. Интонация уточняет звук в мелодии. При заучивании правильной аппликатуры огромное значение имеет работа над интонацией. В этой связи очень полезно использование сольфеджирование. Необходимо определить с учеником интонационные (смысловые) акценты. 5. Ритмический контроль.Контроль над ритмом развивает  чувство единого дыхания, понимание целостности формы музыкального произведения.Нужно, чтобы ученик считал вслух уже в начальном периоде разбора, и при исполнении готового, выученного произведения. Причем, в медленном темпе следует считать мелкими долями, а в подвижном темпе переходить на крупные доли. Поэтому  преподаватель должен заставлять учащегося в классе играть нотный материал считая, и требовать, чтобы то же самое он делал дома. 6. Фразировка и звукоизвлечение в музыкальном материале.Фразировка – это художественно-смысловое расчленение музыкальной речи. Работа фразировкой – это значит научить ребенка придавать фразе определенную выпуклость, сделать фразу более ярче и гибче.Поэтому приступая к работе над образом, необходимо понять его структуру, отношение одной фразы к другой, так как фразировка всегда индивидуальна, она зависит от музыкального ощущения исполнителя. Значительная роль в работе над фразировкой по классу баяна и аккордеона принадлежит меху, т. е. ведение меха. Работая над произведением, необходимо прививать ученику навык определения точки изменения направления движения меха. В основном, это окончание фраз, предложений, периодов.Особое внимание уделяется кульминации. Ученик должен научиться ощущать динамическую шкалу за счет постепнного крещендо и диминуэндо. В работе над музыкальным образом и содержанием произведения, кульминацию всегда изображают ярко и убедительно. Если ученик усвоит это условие на раннем этапе работы над произведением, то, в дальнейшем, сможет развивать самостоятельно музыкальную мысль, выражать свои чувства музыкой.Работа над звукоизвлечением должна быть тесно связана с развитием слуховых способностей учащихся. Слуховой контроль должен быть строгим и организованным.Преподаватель обязан научить ученика замечать неточности в своем исполнении, правильно реагировать на плохое звучание и настойчиво добиваться хороших результатов. 7. Выразительность исполнения. Динамический план произведения.Выразительное исполнение - это донесение до слушателя основной идеи произведения в образной, яркой и убедительной форме.Важная сторона выразительного исполнения – это точность воспроизведения нотной записи. То есть, если произведение грустное, то играть нужно грустно, веселая – живо и радостно, лирическая – напевно и задушевно, торжественная – величественно. Одним из важных моментов при работе над произведением является – динамика. Учащийся должен учиться выстраивать динамический план таким образом, чтобы кульминация соответствовала их значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. С их помощью ученик добьется плавного нарастания эмоционального напряжения на пути к центральной кульминационной точке и без резких переходов осуществит спад. Баян и аккордеон обладают особыми возможностями постепенного усиления и ослабления звучания. Благодаря такой динамической гибкости исполнение даже отдельных звуков может быть живым, выразительным. Соблюдение указанных в нотах динамических оттенков, умение наметить их самостоятельно и точно реализовать, имеет важное для ученика значение при выразительном раскрытии музыкального содержания пьес. Начальный этап работы над музыкальным образом опирается на знание основных динамических оттенков, терминов и навыки их воспроизведения.8. Техническое овладение произведением.Одна из основных сторон работы на начальном этапе разучивания произведения касается технического овладения произведения.При работе над технически сложными местами особая роль должна отводиться игре в медленном темпе. Ритмическая сторона, фразировка, нюансировка должны вырабатываться с самого начального периода, начиная с медленного темпа, постоянно доводя до нужного темпа. Необходимо чередовать медленные  темпы с быстрыми и умеренными. Для более прочного закрепления трудной фигурации полезно поиграть ее различными ритмическими фигурами, в том числе пунктирными.9. Игра на память.Для достижения свободы исполнения при выступлениях на экзаменах, вечерах и концертах необходима игра на память.Для того, чтобы более быстрее и точнее выучить произведение на память, необходимо проанализировать текст. Т. е. как строится мелодия – поступенно или скачкообразно, куда она идет – вверх или вниз, почему, по каким интервалам; какой ритмический рисунок; есть ли повторяющиеся места, в чем разница. Подобный подробный анализ способствует более быстрому запоминанию нотного текста, включает в работу не только слухомоторный вид памяти, но и аналитическую, зрительную, эмоциональную память.Также можно применить метод запоминания И.Гофмана. Он выделил четыре способа разучивания произведения, которые помогают охватить все произведение:– за инструментом  с нотами,– без инструмента с нотами,– за инструментом без нот.– без инструмента и без нот.Очень полезно играть произведение на память «с конца» то есть сначала с последнего опорного пункта, затем, с предпоследнего и т.д.Результатом работы должно быть свободное и уверенное владение учащимся всеми средствами выражения художественного содержания произведения.10. Исполнение на эстраде.Чтобы играть хорошо и свободно, необходимо слушать в уме ту музыку, которую надо исполнить, представлять выразительнее и точнее то звучание, которое нужно добыть в процессе исполнения. Каждое выступление сопровождается волнением. Но бывает волнение, которое уничтожает всю работу. Преподаватель должен рассказать ученику, что при игре не нужно думать о технической стороне, это вызывает страх и скованность мышц. Уверенность достигается через внутреннее спокойствие. Чувство страха часто возникает в результате завышенного темпа. Нужно окончательно уточнить темп исполнения. Учащийся должен хорошо «выграться», для этого подготовленное произведение следует больше играть целиком и в требуемом темпе. Особую роль играет репертуар, его сложность. Если ученику технически трудно исполнять текст, то на сцене он будет ошибаться. Публичные выступления раскрывают все слабые стороны исполнительства. В день концерта можно играть по нотам в умеренном темпе отдельные сложные эпизоды.Врожденная исполнительская яркость - признак несомненной артистической одаренности. Она свойственна не каждому обучающемуся, но в ее развитии преподаватель может добиться положительных результатов. Состояние внутренней раскрепощенности, творческой свободы, особого сближения с миром образов изучаемых произведений, является необходимым условием для полноценной игры учащегося. В эстрадном исполнении активизируется внимание на художественное воплощение музыкального содержания произведения, на раскрытие музыкального образа.ЗаключениеТехнические и выразительные возможности современного баяна и аккордеона так велики и разнообразны, что позволяют без существенных изменений исполнять произведения, написанные для других инструментов. Научить ученика пользовать возможностями современного инструмента, значит подготовить его к творческой работе над созданием музыкального образа.Вся работа направлена на то, чтобы произведение звучало в концертном исполнении ярко, выразительно, эмоционально. Удачное, наполненное и глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над музыкальным произведением, всегда имеет важное значение для ученика.Список литературыА. Басурманов. «Трехгодичный курс обучения игре на баяне», ч. 3 – М.1977г. А. Варфоломос. «Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов», изд. 2 – Л. 1969 г.Л. Гинзбург. «Работа над музыкальным произведением. Методические очерки».-М.1961г.Л. Горенко «Работа баяниста над музыкальным произведением», Киев «Музична Украина», 1982 г.Н. Любомудрова. «Методика обучения игре на фортепиано».-М.1982г.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X