Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Замиралова Мария Викторовна
Притчи в работе психолога
скачать документВернуться назад
Использование притчи в работе школьного психолога с учащимися, находящимися в тяжелой жизненной ситуации.
Замиралова Мария Викторовна
МБО «СОШ № 51 г.Челябинска»
Педагог-психолог.
Достаточно часто приходится слышать строки из стихотворения Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Действительно, слово обладает невероятным могуществом. Когда кого-то просят «подать признаки жизни», от него ждут, чтобы он не только и не столько начал двигаться, сколько заговорил. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - говорил величайший мудрец античности Сократ.
С давних пор для исцеления человеческих душ мудрецы использовали сказки, истории и притчи. Они выполняли роль «психологических помощников» задолго до возникновения психотерапии, как науки. Так как в них скрыто человеческое участие и мудрость. А это то, в чем больше всего нуждается человек. Именно участие другого, так необходимы и ребенку, и подростку и взрослому в тяжелые моменты жизни, в те периоды, когда в жизни все не так как представляется и не так как хочется.
На современном этапе истории, библейские и суфийские притчи составляют важную и неотъемлемую часть нового направления - позитивной психотерапии. Ее основателем является ныне здравствующий Носсорат Пезешкиан. Известная работа автора - психотерапевтическое издание «Торговец и попугай» является сборником восточных мудростей и современных историко-медицинских литературных произведений Запада. Работая в данном направлении, Пезешкиан выделяет четыре основополагающие жизненные сферы, представляющие собой главный источник конфликтов личности:
отношение к телу, к физическому здоровью;
отношение к преуспеванию в деятельности;
отношение к другим людям, семье, родственникам друзьям, коллегам;
отношение к интуиции, фантазии и к будущему
Любой специалист, работающий с клиентами, находящимися в сложной жизненной ситуации, понимает, что каждое изрекаемое им слово становится сродни хирургическому инструменту. И от того, насколько точно и виртуозно этот инструмент используется, зависит здоровье, а возможно и жизнь душевно страдающего человека.
Притчи, мифологические истории и сказки позволяют детям и подросткам осмыслять жизненные уроки, помогают найти аналогию с реальными явлениями. Они формируют «банк» знаний о Мире. Ребенок учится видеть причинно-следственные связи между событиями и действовать обдуманно. Он размышляет о своем предназначении, осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души. Данный психотерапевтический подход способствует процессу «вспоминания» и возвращения клиента в состояние гармоничного мироощущения.
Таким образом, ведущими идеями при работе с притчами, историями и сказками является:
осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
внутреннее ощущение силы и гармонии.
Притчи и истории можно разделить на две группы:
истории, которые утверждают существующие нормы;
истории, которые подвергают сомнению незыблемость существующих норм.
Несмотря на противоположность, эти группы не являются взаимоисключающими. Во-первых, смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.
Во-вторых, когда человек постигает относительный характер отдельных норм, то «смена позиции» происходит не за счет утраты ценностей, а за счет того, что он начинает понимать, что могут быть более предпочтительные ценности. И наоборот, подчеркивание, усиление акцента на существующих общепринятых нормах приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отвергаются.
Притчу можно сравнить с айсбергом, лишь незначительная часть которого находится на поверхности. Рассмотрим пласты притчи («айсберга»):
Функциональный пласт – самый верхний. Это то, что лежит на поверхности, та верхушка, которая видна клиенту. Собственно говоря, это знакомство с притчей (услышал, прочитал и т.п.).
Физиологический пласт. К нему относятся ваши жесты при рассказывании притчи (передвижение в момент рассказа, поза, движение рук и т.п.)
Психологический пласт (целевая диагностика). Здесь подразумевается влияние притчи на психику человека.
Личностный пласт – это то, что относится к отсроченному результату, приводящему к личностному развитию того, кто слушает притчу. Этот результат проявляется значительно позже знакомства с притчей.
Притча хороша тем, что взаимодействует с клиентом, имеющим значительные сложности в личностной сфере бережно и осторожно. Это очень важно, когда психика человека оголена и очень ранима. Притча обращается к абстрактному пространству. Вместе с тем, абстрактное пространство черпает детали из реальной действительности.
В противоположность советам притчи не налагают на клиента обязательств, а дают по-другому увидеть ситуацию.
Истории могут оказывать самое различное воздействие. Заложенная в притчах мудрость учит находить решение проблем, развивает интуицию и воображение.
В притчах, историях и сказках заложена определённая правда, определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Они показывают другие модели мышления, помогают развить собственный репертуар концепций, ценностей и решений конфликтных ситуаций. В такой работе происходит осознание ценности собственного опыта, освобождение от стереотипных знаний, установок и поведенческих программ. При этом происходит процесс разрушения эмоциональных преград и предрассудков, из-за которых чужое воспринимается как нечто агрессивное, угрожающее и порождающее желание защититься.
Обращаясь к притчам человек, претерпевающий внутренний кризис и чувство вины, страха и отчаяния, может получить необходимую поддержку.
Нередко использование заимствованных историй представляется клиенту более безопасной или удобной формой рассказа о себе, нежели создания собственного биографического повествования.
Как строится процесс душевного исцеления? Слушая или читая притчу, размышляя о ней человек на бессознательно-символическом уровне, «запускает» собственные созидательные процессы. По прошествии некоторого времени (у каждого свой срок), начинается положительно меняться сознание, отношение к себе и окружающему миру; актуализируются творческие возможности и силы, конструктивно изменяющие жизнь.
Как работать с притчами
Этот подход может применяться в работе с детьми, подростками и взрослыми людьми. В каждом возрасте своя сказка, миф, притча, басня и т.д.
Использование этого метода не имеет ограничений по шкале «нормальное-отклоняющееся развитие». Его можно использовать при работе с людьми имеющими физические или психические заболевания, в период конфликта, возрастного кризиса, психической травмы, при потере близкого человека и т.д.
Они наиболее полезны, если есть необходимость:
передать клиенту важные знания о порядке вещей и законах окружающего мира в ненавязчивой форме;
посмотреть на сложную ситуацию «со стороны»;
поговорить об «истинной сущности» клиента, его созидательных потенциалах;
поддержать клиента в период переоценки ценностей и переосмысления жизненного опыта.
Функции притч, историй и сказок:
восполняют пробелы индивидуальной истории клиента и дополняют ее общечеловеческой информацией;
позволяют актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории;
позволяют сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, модулируя более конструктивное отношение и поведение;
отображают внутренний конфликт клиента и дают возможность размышлять над ним;
являются символическим «буфером» между клиентом и психологом (благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление);
служат альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций;
формируют Веру в позитивное разрешение проблемы.
На этапе установления контакта с клиентом не всегда целесообразно использование психотерапевтичекских притч и сказок. Потому, что не каждый подросток и взрослый готов к их восприятию на первом этапе работы. Притча будет услышана, если эмоциональный контакт между психологом и клиентом уже установлен.
Их включение уместно в консультировании как бы ненароком, как бы «к слову». Первую психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании «обратной связи» клиенту.
Так как рассказывание психотерапевтичекских притч и сказок - это всегда сокращение «дистанции» с клиентом, то от специалиста требуется проявление открытости и искренности.
В процессе консультирования нельзя «перегружать» клиента сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.
Таким образом, при работе с притчами, сказками и историями следует помнить о трех правилах:
уместности;
искренности;
дозированности.
Еще один важный вопрос в работе с притчами: «Нужно ли по завершении рассказа задавать клиенту вопросы?»
Отвечая на этот вопрос («к слову») расскажу вам такую притчу:
К мудрецу, который очень любил рассказывать притчи, обратились с вопросом:
-Почему, о ты мудрец, рассказываешь нам свои замысловатые истории, но при этом не объясняешь, что они значат?
Мудрец же ответил:
-Когда вы идете на рынок, чтобы купить апельсинов, просите ли вы продавца, чтобы он попробовал их вместо вас, оставляя вам лишь кожуру?
Но, все же, нет однозначного ответа на это вопрос. Одни клиенты с готовностью идут на обсуждение прочитанного, другие предпочитают, чтобы работа проходила только на внутреннем плане. Все зависит от личностных особенностей и эмоционального состояния человека.
Следом возникает другой вопрос: «Если задавать вопросы, то какие?»
Предлагаю вам послушать притчи, подумать в каких проблемных ситуациях их возможно использовать и какие вопросы можно задать клиенту.
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.
Комментарии:
От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной.
Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в любой момент времени у каждого из вас есть выбор – сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их.
Притча «Первый ангел»
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.
Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
Как и когда я должен вернуться к тебе?
Твой ангел скажет тебе всё.
А как зовут моего ангела?
Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его «Мама».
Христианская притча
«Следы на песке»
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну от его ног, другую от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
Господь отвечал:
Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.
Комментарии:
Притча "Следы на песке" рассказывает о том, что человек, который искренне верит в Бога, постоянно находится под опекой свыше.
Суфийская притча. «Вставай!».
Один ученик спросил своего наставника-суфия:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
Вставай!
А на следующий раз?
Снова вставай!
И сколько это может продолжаться все падать и подниматься?
Падай и поднимайся, пока жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
История-напутствие
В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.
В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин.
- О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал? - спросил он.
- Действительно, глупо, - ответил путник, - но я до сих пор их не замечал.
Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение.
Вскоре ему повстречался другой крестьянин:
- Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири? - поинтересовался он.
- Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим.
Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал.
Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника:
- О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой - можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!
- Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути.
С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог.
Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.
Заключение
Какова же основная задача психолога при работе с учащимися находящимися в сложной жизненной ситуации? Конечно же, найти ресурсы, которыми обладает ребенок, подросток или взрослый.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», - писал он.
Замиралова Мария Викторовна
МБО «СОШ № 51 г.Челябинска»
Педагог-психолог.
Достаточно часто приходится слышать строки из стихотворения Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Действительно, слово обладает невероятным могуществом. Когда кого-то просят «подать признаки жизни», от него ждут, чтобы он не только и не столько начал двигаться, сколько заговорил. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - говорил величайший мудрец античности Сократ.
С давних пор для исцеления человеческих душ мудрецы использовали сказки, истории и притчи. Они выполняли роль «психологических помощников» задолго до возникновения психотерапии, как науки. Так как в них скрыто человеческое участие и мудрость. А это то, в чем больше всего нуждается человек. Именно участие другого, так необходимы и ребенку, и подростку и взрослому в тяжелые моменты жизни, в те периоды, когда в жизни все не так как представляется и не так как хочется.
На современном этапе истории, библейские и суфийские притчи составляют важную и неотъемлемую часть нового направления - позитивной психотерапии. Ее основателем является ныне здравствующий Носсорат Пезешкиан. Известная работа автора - психотерапевтическое издание «Торговец и попугай» является сборником восточных мудростей и современных историко-медицинских литературных произведений Запада. Работая в данном направлении, Пезешкиан выделяет четыре основополагающие жизненные сферы, представляющие собой главный источник конфликтов личности:
отношение к телу, к физическому здоровью;
отношение к преуспеванию в деятельности;
отношение к другим людям, семье, родственникам друзьям, коллегам;
отношение к интуиции, фантазии и к будущему
Любой специалист, работающий с клиентами, находящимися в сложной жизненной ситуации, понимает, что каждое изрекаемое им слово становится сродни хирургическому инструменту. И от того, насколько точно и виртуозно этот инструмент используется, зависит здоровье, а возможно и жизнь душевно страдающего человека.
Притчи, мифологические истории и сказки позволяют детям и подросткам осмыслять жизненные уроки, помогают найти аналогию с реальными явлениями. Они формируют «банк» знаний о Мире. Ребенок учится видеть причинно-следственные связи между событиями и действовать обдуманно. Он размышляет о своем предназначении, осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души. Данный психотерапевтический подход способствует процессу «вспоминания» и возвращения клиента в состояние гармоничного мироощущения.
Таким образом, ведущими идеями при работе с притчами, историями и сказками является:
осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
внутреннее ощущение силы и гармонии.
Притчи и истории можно разделить на две группы:
истории, которые утверждают существующие нормы;
истории, которые подвергают сомнению незыблемость существующих норм.
Несмотря на противоположность, эти группы не являются взаимоисключающими. Во-первых, смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.
Во-вторых, когда человек постигает относительный характер отдельных норм, то «смена позиции» происходит не за счет утраты ценностей, а за счет того, что он начинает понимать, что могут быть более предпочтительные ценности. И наоборот, подчеркивание, усиление акцента на существующих общепринятых нормах приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отвергаются.
Притчу можно сравнить с айсбергом, лишь незначительная часть которого находится на поверхности. Рассмотрим пласты притчи («айсберга»):
Функциональный пласт – самый верхний. Это то, что лежит на поверхности, та верхушка, которая видна клиенту. Собственно говоря, это знакомство с притчей (услышал, прочитал и т.п.).
Физиологический пласт. К нему относятся ваши жесты при рассказывании притчи (передвижение в момент рассказа, поза, движение рук и т.п.)
Психологический пласт (целевая диагностика). Здесь подразумевается влияние притчи на психику человека.
Личностный пласт – это то, что относится к отсроченному результату, приводящему к личностному развитию того, кто слушает притчу. Этот результат проявляется значительно позже знакомства с притчей.
Притча хороша тем, что взаимодействует с клиентом, имеющим значительные сложности в личностной сфере бережно и осторожно. Это очень важно, когда психика человека оголена и очень ранима. Притча обращается к абстрактному пространству. Вместе с тем, абстрактное пространство черпает детали из реальной действительности.
В противоположность советам притчи не налагают на клиента обязательств, а дают по-другому увидеть ситуацию.
Истории могут оказывать самое различное воздействие. Заложенная в притчах мудрость учит находить решение проблем, развивает интуицию и воображение.
В притчах, историях и сказках заложена определённая правда, определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Они показывают другие модели мышления, помогают развить собственный репертуар концепций, ценностей и решений конфликтных ситуаций. В такой работе происходит осознание ценности собственного опыта, освобождение от стереотипных знаний, установок и поведенческих программ. При этом происходит процесс разрушения эмоциональных преград и предрассудков, из-за которых чужое воспринимается как нечто агрессивное, угрожающее и порождающее желание защититься.
Обращаясь к притчам человек, претерпевающий внутренний кризис и чувство вины, страха и отчаяния, может получить необходимую поддержку.
Нередко использование заимствованных историй представляется клиенту более безопасной или удобной формой рассказа о себе, нежели создания собственного биографического повествования.
Как строится процесс душевного исцеления? Слушая или читая притчу, размышляя о ней человек на бессознательно-символическом уровне, «запускает» собственные созидательные процессы. По прошествии некоторого времени (у каждого свой срок), начинается положительно меняться сознание, отношение к себе и окружающему миру; актуализируются творческие возможности и силы, конструктивно изменяющие жизнь.
Как работать с притчами
Этот подход может применяться в работе с детьми, подростками и взрослыми людьми. В каждом возрасте своя сказка, миф, притча, басня и т.д.
Использование этого метода не имеет ограничений по шкале «нормальное-отклоняющееся развитие». Его можно использовать при работе с людьми имеющими физические или психические заболевания, в период конфликта, возрастного кризиса, психической травмы, при потере близкого человека и т.д.
Они наиболее полезны, если есть необходимость:
передать клиенту важные знания о порядке вещей и законах окружающего мира в ненавязчивой форме;
посмотреть на сложную ситуацию «со стороны»;
поговорить об «истинной сущности» клиента, его созидательных потенциалах;
поддержать клиента в период переоценки ценностей и переосмысления жизненного опыта.
Функции притч, историй и сказок:
восполняют пробелы индивидуальной истории клиента и дополняют ее общечеловеческой информацией;
позволяют актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории;
позволяют сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, модулируя более конструктивное отношение и поведение;
отображают внутренний конфликт клиента и дают возможность размышлять над ним;
являются символическим «буфером» между клиентом и психологом (благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление);
служат альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций;
формируют Веру в позитивное разрешение проблемы.
На этапе установления контакта с клиентом не всегда целесообразно использование психотерапевтичекских притч и сказок. Потому, что не каждый подросток и взрослый готов к их восприятию на первом этапе работы. Притча будет услышана, если эмоциональный контакт между психологом и клиентом уже установлен.
Их включение уместно в консультировании как бы ненароком, как бы «к слову». Первую психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании «обратной связи» клиенту.
Так как рассказывание психотерапевтичекских притч и сказок - это всегда сокращение «дистанции» с клиентом, то от специалиста требуется проявление открытости и искренности.
В процессе консультирования нельзя «перегружать» клиента сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.
Таким образом, при работе с притчами, сказками и историями следует помнить о трех правилах:
уместности;
искренности;
дозированности.
Еще один важный вопрос в работе с притчами: «Нужно ли по завершении рассказа задавать клиенту вопросы?»
Отвечая на этот вопрос («к слову») расскажу вам такую притчу:
К мудрецу, который очень любил рассказывать притчи, обратились с вопросом:
-Почему, о ты мудрец, рассказываешь нам свои замысловатые истории, но при этом не объясняешь, что они значат?
Мудрец же ответил:
-Когда вы идете на рынок, чтобы купить апельсинов, просите ли вы продавца, чтобы он попробовал их вместо вас, оставляя вам лишь кожуру?
Но, все же, нет однозначного ответа на это вопрос. Одни клиенты с готовностью идут на обсуждение прочитанного, другие предпочитают, чтобы работа проходила только на внутреннем плане. Все зависит от личностных особенностей и эмоционального состояния человека.
Следом возникает другой вопрос: «Если задавать вопросы, то какие?»
Предлагаю вам послушать притчи, подумать в каких проблемных ситуациях их возможно использовать и какие вопросы можно задать клиенту.
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.
Комментарии:
От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной.
Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в любой момент времени у каждого из вас есть выбор – сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их.
Притча «Первый ангел»
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.
Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
Как и когда я должен вернуться к тебе?
Твой ангел скажет тебе всё.
А как зовут моего ангела?
Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его «Мама».
Христианская притча
«Следы на песке»
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну от его ног, другую от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
Господь отвечал:
Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.
Комментарии:
Притча "Следы на песке" рассказывает о том, что человек, который искренне верит в Бога, постоянно находится под опекой свыше.
Суфийская притча. «Вставай!».
Один ученик спросил своего наставника-суфия:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
Вставай!
А на следующий раз?
Снова вставай!
И сколько это может продолжаться все падать и подниматься?
Падай и поднимайся, пока жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
История-напутствие
В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.
В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин.
- О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал? - спросил он.
- Действительно, глупо, - ответил путник, - но я до сих пор их не замечал.
Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение.
Вскоре ему повстречался другой крестьянин:
- Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири? - поинтересовался он.
- Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим.
Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал.
Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника:
- О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой - можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!
- Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути.
С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог.
Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.
Заключение
Какова же основная задача психолога при работе с учащимися находящимися в сложной жизненной ситуации? Конечно же, найти ресурсы, которыми обладает ребенок, подросток или взрослый.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», - писал он.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.