Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Никифорова Ольга Михайловна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вышивка лентами"

скачать документ

Вернуться назад

Управление образования администрации г. Чебоксары Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской РеспубликиПринятоРешением научно-методического совета МАОУДО «ДДЮТ» г. ЧебоксарыПротокол №____________От _______ _______________________2019 г.УтверждаюДиректор МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары____________________Е.В. Воробьева«____»_________________________2019 г.Приказ № _____ от______________2019 г.СогласованоСтарший методист комплекса прикладного творчества и натуралистической работы МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары________________________О.В. ВолковаОт ____________________________2019 г.СогласованоЗаместитель директора МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары________________________Н.М. МясниковаОт _____________________________2019 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕНТА»Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-17 летСрок реализации программы: 1 годАвтор-составитель: педагог дополнительного образованияНикифорова Ольга Михайловна г. Чебоксары 2019 годСодержаниеРаздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»Пояснительная записка3Цель и задачи программы4Учебный план5Содержание программы5Планируемые результаты7Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»Календарный учебный график 8Условия реализации программы9Формы аттестации10Оценочные материалы 10Методические материалы10Список литературы11Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»Пояснительная запискаДанная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базы для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на 2019-2020 уч. год:•Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;•Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;•Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики (принято решением педсовета от 25.05.18г.);•Устав МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары.Настоящая программа предназначена для образовательных учреждений дополнительного образования. Она определяет содержание учебно-воспитательной работы детского объединения «Волшебная лента». Настоящая программа носит художественную направленность и ориентирована на работу с детьми 7-17 лет. Срок реализации - 1 год. Образовательная программа учебного объединения «Волшебная лента» разработана на основе требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.Программа направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.Образовательная программа учебного объединения «Волшебная лента» направлена на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание гармоничной личности посредством декоративно-прикладного творчества.Основные направления - обучение детей различным приёмам вышивки лентами; изготовление аксессуаров, сувениров из фетра бисера и лент, обучение навыкам рукоделия. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.Актуальность: Занятия рукоделием помогают развивать мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное.Рукоделие развивает наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, умение сосредоточиться, настойчивость в достижении цели, наконец, чувство вкуса и гармонии в изделиях. Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье. Получают базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышают практические знания и умения.Новизна: В современном мире, где больше обращаются к компьютеру и многое автоматизировано, как никогда хочется сделать что- то своими руками, будь, то игрушка из лоскутков ткани или сувенир. Искусство рукоделия обретает новую жизнь. Каждый обучающийся пройдя определенный курс занятий, разрабатывает свой эскиз изделия и воплощает его в жизнь. Занятия направлены на то, чтобы привить обучающемуся свой взгляд и эстетический вкус, что поспособствует дальнейшему выбору профессии. Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время. Помогают детям освоить не только тайны мастерства рукоделия, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современном пластическом решении образа, отвечающим эстетике наших дней. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой личности.Адресат программы: программа рассчитана на детей 7-17 лет. Программа составлена так, что на каждом занятии, можно вышить или изготовить различные изделия из лент, ткани, фетра и бусин такие как картины и панно из лент, сувениры из фетра и различные приятные мелочи(шкатулки, рамки, бусы, кошельки- украшенные вышивкой лентами).  В данном возрасте обучающиеся проявляют интерес к творчеству, у них развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Обучающиеся этого возраста способны на достаточно высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах, приемах и техниках декоративно-прикладного искусства.Форма обучения: очная.Объем и сроки освоения программы: 1 год Обучение в учебном объединении включают теоретическую и практическую часть занятий.Количество учебного времени, требуемое для реализации программы, следующее: 1 час в неделю обучения - 36 часов в годОсобенности организации учебного процесса: Программа предусматривает постепенное усложнение творческих заданий от занятия к занятию, от года к году. Степень сложности заданий на занятиях определяется с учетом индивидуальных особенностей личности. Кроме аудиторных занятий по усмотрению преподавателя могут быть использованы такие формы работы, как экскурсии в музей, встречи с интересными людьми, выставки, вернисажи. В конце изучения определенной темы педагог предлагает обучающимся самостоятельную работу по индивидуальному творческому плану. Педагог выступает в роли консультанта.Хорошей традицией в коллективе могут стать праздники, конкурсы, вручение подарков. В конце учебного года проводится выставка работ обучающихся с их обсуждением. Итоговые работы могут выполняться индивидуально или коллективом авторов.1.2. Цель и задачи программыЦель программы – формирование навыков в художественной деятельности на основе рукоделия. Данная цель реализуется через решение системы воспитательно-образовательных задач:Образовательные:- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;- формирование навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;- обучить технологиям разных видов рукоделия;- научить создавать изделия, как по образцам, так и самостоятельно, проявляя собственную фантазию и выдумку;Личностные:- формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость;- формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности;- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию. Метапредметные:- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус;- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;- развивать моторику рук, глазомер.Учебный план36 часов в год, 1 час в неделю.№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации/КонтроляВсегоТеорияПрактика1Вводное занятие11Беседа2Ознакомительное занятие11Беседа3Работа по изготовления аксессуаров и сувениров из лент.15312- Оценка качества изготовления-Выставка первых работ.-Итоговое занятие за первое полугодие.-Конкурс «Новогодняя снежинка».4Работа по изготовлению аксессуаров и сувениров из фетра, мягкая игрушка.19316-Оценка качества изготовления-Итоговое занятие за первое полугодие.-Выставка творческих работ.Итого368281.4. Содержание программы36 часов в год, 1 час в неделю.1. Тема: Вводное занятие Организационные вопросы. Порядок и план работы. Инструктаж по технике безопасности.2. Тема: Ознакомительное занятие. Теория: Декоративное искусство, как неограниченная возможность реализации творческого начала каждой личности. Демонстрация образцов изделий, которые будут изготавливаться на занятиях. Ознакомление с планом работы на год с расписанием.Работа по изготовления аксессуаров и сувениров из лент3. Тема: Летний браслетик.Теория: Технология плетения фенечки из двух лент.Практическая работа: Подбор материала. Изготовление браслета. 4. Тема: Декоративная закладка.Теория: Изучение разнообразия видов техник искусства вышивки лентами .Практическая работа: Ознакомление с образом. Перевод рисунка на ткань. Технологические особенности вышивки лентами - ромашка. Вышивка цветов. Листья - техника выполнения. Окончательная отделка. Оформление закладки. 5.Тема: Поздравительная открытка.Теория: Ознакомление с образом. Изучение технологической последовательности изготовления.Практическая работа: Подбор материала. Вышивка лентами цветка, украшение бисером. Отделка открытки. 6.Тема: Ободок для волос .Теория: Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления изделия.Практическая работа: Подбор материалов. Технология изготовления объемных цветов. Пришивание декоративных элементов. 7.Тема: Рамочка для фотографии.Теория: Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления изделия.Практическая работа: Подбор материалов. Технология изготовления объемных цветов. Приклеивание декоративных элементов. Украшение стразами, бусинами и поэтками. 8.Тема: Магнит на холодильник. Теория: Изучение разнообразия видов техник искусства вышивки лентами.Практическая работа: Технологические особенности вышивки лентами. Подбор композиции, лент. Виды цветов и листьев и их технологические особенности. Выполнение эскиза. Вышивка цветов. Вышивка бутонов и листьев. Окончательная отделка. 9.Тема: «Игольница-пэчворк с элементами вышивки лентами »Теория: Пэчворк- история возникновения лоскутного шитьяПрактическая работа: подбор лоскутков, выкройка деталей. Сшивание элементов. Украшение лентами, выщивка композиции. Работа по изготовлению аксессуаров и сувениров из фетра, мягкая игрушка 10.Тема: Новогодняя открытка. Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления изделия.Практическая работа: Подбор материалов. Выкраивание деталей. Подборка отделки. Окончательная отделка. 11.Тема: Сувенир «Снежинка новогодняя!»Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления изделия.Практическая работа: Подбор материалов. Выкраивание деталей. Подборка отделки. Окончательная отделка 12. Тема: «Снеговик-украшение на елку».Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления изделия.Практическая работа: Подбор материалов. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Заполнение деталей синтепоном. Соединение деталей между собой. Оформление лица. Пришивание декоративных элементов. 13.Тема: Новогодний сапожок.Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления изделия.Практическая работа: Подбор материалов. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Заполнение деталей синтепоном. Соединение деталей между собой. Оформление лица. Пришивание декоративных элементов. 14.Тема: Брелок «Мини- мишка».Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления изделия.Практическая работа: Подбор материалов. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Заполнение деталей синтепоном. Соединение деталей между собой. Пришивание декоративных элементов. 15Тема: Брошь «Лисичка».Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления цветка. Просмотр журналов и книг по теме.Практическая работа: Подбор материалов. Выкраивание лепестков для брошки. Обработка краев лепестков свечкой. Соединение лепестков друг с другом. Пришивание бусин в центр цветка. Закрепление цветка к булавке. 16.Тема: Мешочек для мелочей.Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления изделия.Практическая работа: Подбор материалов. Выкраивание деталей . Соединение деталей. Выворачивание деталей. Пришивание декоративных элементов. 17.Тема: « Пасхальный сувенир. »Теория: История возникновения праздников.Практическая работа: Подбор материалов. Выкраивание деталей . Соединение деталей. Выворачивание деталей. Пришивание декоративных элементов. 18.Тема: Брошь «Сердце»Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления цветка. Просмотр журналов и книг по теме.Практическая работа: Подбор материалов. Сборка деталей. Пришивание бусин. Закрепление булавки к броши. 19.Тема: Поздравительная открытка в чувашском стиле.»Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления.Практическая работа: Выкраивание деталей из картона и аппликации из ткани. Приклеивание аппликации к картону. 20.Тема: «Кошелек из фетра»Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательностиизготовления.Практическая работа: Подбор материалов. Соединение деталей. Пришивание декоративныхэлементов 21.Тема: «Открытка в технике скрапбукинг»Теория: Ознакомление с образцом. Изучение технологической последовательности изготовления .Практическая работа: Выкраивание деталей из картона. Оформление открытки. 1.5. Планируемые результатыВ результате обучения дети приобретают знания, умения и навыки в области рукоделия и шитья.Знают:- виды ручных швов;-термины по темам;-различные способы создания игрушки и сувениров;-основные способы вышивкишелковыми лентами- последовательность технологических операций для изготовления конкретных изделий;- технологические особенности выполнения изделий.Умеют:- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддержать порядок во время работы;-под руководством педагога проводить анализ изделия, планирование последовательности его изготовления;- определять материалы и инструменты, необходимые для работы, правильно использовать их при работе;- изготавливать простые игрушки и сувениры;- основные приёмы вышивки шёлковыми лентами;- эстетично оформлять изделия, проявлять элементы творчества.Ожидаемый результатВ результате изучения курса учебного объединения «Волшебная лента» обучающиеся должны:- получить практические умения и навыки в работе с различными материалами, используемые на занятиях;- использовать полученные умения и навыки в практической деятельности;- уметь воспринимать и чувствовать красоту, иметь представление о гармонии форм.В широком же смысле, в итоге у обучающихся должен быть сформирован художественный вкус и любовь к декоративно-прикладному творчеству.Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»2.1. Календарный учебный график36 часов в год, 1 час в неделю.№ п/пМесяцФорма занятияКол-во часовТема занятияМесто проведенияФорма контроля1СентябрьБеседа1Вводное занятие. Техника безопасности.ДДЮТСОШ №31Опрос2Беседа1Ознакомительное занятие.ДДЮТСОШ №31Опрос3Лекция, творческая мастерская1Летний браслетик.ДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления4Лекция, творческая мастерская1Декоративная закладка.ДДЮТСОШ №31Выставка «Мое первое изделие»5ОктябрьЛекция, творческая мастерская1Поздравительная открытка.ДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления6Лекция, творческая мастерская2Ободок для волосДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления7Лекция, творческая мастерская2Рамочка для фотографии.ДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовленияНоябрьЛекция, творческая мастерская2Рамочка для фотографии.ДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления8Лекция, творческая мастерская2Магнит на холодильник.ДДЮТ СОШ №31Оценка качества изготовления9ДекабрьЛекция, творческая мастерская3Игольница.ДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления10Лекция, творческая мастерская1Новогодняя открытка.ДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления11ЯнварьЛекция, творческая мастерская1Сувенир «Снежинка новогодняя»ДДЮТСОШ №31Выставка творческих работ12Лекция, творческая мастерская2Снеговик-украшение на елку.ДДЮТСОШ №31Конкурс «Новогодняя игрушка»14ФевральЛекция, творческая мастерская2Брелок « Мини-мишка»ДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления15Лекция, творческая мастерская2Брошь «Лисичка»ДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления16МартЛекция, творческая мастерская2Мешочек для мелочейДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления17Лекция, творческая мастерская2Пасхальный сувенирДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления18АпрельЛекция, творческая мастерская2Брошь. «Сердце»ДДЮТСОШ №31Оценка качества изготовления19Лекция, творческая мастерская2Поздравительная открытка в чувашском стиле.ДДЮТСОШ №31Выставка творческих работ20МайЛекция, творческая мастерская2Кошелек из фетра.ДДЮТСОШ №31Конкурс «Новогодняя игрушка»21Лекция, творческая мастерская2Открытка в технике скрапбукинг.ДДЮТСОШ №31Выставка творческих работ.362.2. Условия реализации программыНеобходимо помещение, удовлетворяющее по санитарно- гигиеническим нормам, хорошо освещенное и отапливаемое, с партами и стульями на 15 человек. Также требуются инструменты, приспособления и материалы, согласно программе:Дидактический материал и техническое оснащение Иглы № 2 и № 3 с большим ушком .Ножницы.Пяльцы пластмассовые .Ноутбук.Технологическое оснащение:1.Бисер, паетки, бусинки.2.Краски акриловые, контуры по ткани.3.Картон. 4.Клей.5.Ткани: лён, двунитка, бархат, бязь, флис, канва ,фетр (согласно теме).Нитки катушечные, мулине.Ленты различной толщины и структурыСинтепонДидактические материалы: Подборка готовых вышивок.Образцы рисунков для вышивания. Схемы.Иллюстрации вышивок в различной технике. Фотографии.Картины.Научная и специальная литератураМультимедийные материалы, электронные уроки, компьютерные программы и средства.Кадровое обеспечение программыВ реализации программы занят один педагог, руководитель учебного объединения « Волшебная лента» Никифорова Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.2.3. Формы аттестацииФормы проведения результативности реализуемой программыФормы проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль и промежуточные аттестационные занятия проводятся в форме контрольного тестирования, выставочного просмотра, конкурса. Оценка качества усвоения воспитанниками содержания образовательной программы определяет уровень их теоретических знаний и практических умений и навыков. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; - осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки: - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; - качество выполнения практического задания; - творческое отношение к выполнению практического задания; - аккуратность и ответственность при работе. При оценке результативности освоения учащимися образовательной программы учитывается их участие в выставках, конкурсах и научно-практических конференциях.2.4. Оценочные материалы-Проведение теста, конкурса в форме игры, на темы пройденных материалов.-Участие в выставках.-Участие в конкурсах различного уровня.2.5. Методические материалыПрограмма предлагает различные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей: беседа, игра-путешествие, выставка-праздник, занятие-практикум, выставка детского творчества. Программой предусмотрены эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми. В процессе работы используются информационно-методические материалы. Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции используются следующие формы подведения итогов:- выставки детских работ;- дни презентации детских работ родителям, сотрудникам;- занятие контроля знаний (текущий контроль);- конкурс (как итоговый контроль и как способ выявления одаренных детей);- выставка (итоговый контроль); - творческий отчет педагога дополнительного образования на педсовете.Методы оценки результативности:Количественный анализ;Посещаемость;Статистические данные;Фиксация занятий в рабочем журнале;Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);Практические материалы. Качественный анализ:Формирование новых навыков и умений;Анализ успешности деятельности и достижение целей;Анализ диагностического материала;Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:В работе учебного объединения широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), моделирование, игровой метод.Из словесных методов применяется: рассказ педагога и рассказы детей, беседы, объяснения, пояснения, педагогическая оценка.Применяются и наглядные методы и приемы: - наблюдение;- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках; - показ образца;- показ способа вышивания (или другого действия); - метод «подмастерья». Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу донести обучающимся знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение. Основными формами подведения итогов реализации данной программы являются выставки и конкурсы декоративно-прикладного творчества, авторские выставки воспитанников.2.6. Список литературыСписок литературы для педагога:Жадько Е.Г. Вышивка пейзажей. -Ростов на Дону: Феникс,2006.Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.Гусакова М.А.. Аппликация. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987.Научно-популярный журнал: Народное творчество. - № 1, 2003, стр.24; № 2, 2003, стр.32; № 3, 2003, стр.32-34.Составитель Н.В. Малеванная. Рукоделие. Издательство «Алфавит»: Ижевск 1992.Лущик Л. И., Несмиян Т. Б.- Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера. - М.: Издательство Эксмо,2005Список литературы для обучающихся: Федоров Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1995.2. Энн Кокс-Возрождение традиций. Уроки мастерства. Вышивка шелковыми ленточками. Издательство Кристина - Новый век , 20063. М.Ануфриева «Искусство бисероплетения»- Культура и традиции 20064. М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей» - Ярославль «Академия развития» 2000 г.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X