Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Горлова Наталья Юрьевна
Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц»
скачать документВернуться назад
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №84 «Благодать»ул. Спортивная, 7/1 те/факс:347-85-14, эл.почта: ds_84@edu54.ruКонсультация для родителей«Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц» Составила:Учитель-логопедГорлова Н.Ю.НовосибирскРазучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми по заучиванию стихотворений.Стихотворения очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности.Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходит мнемотехника. Мнемотехника- это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Способ «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.Я хочу познакомить вас с технологией заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми. Суть этой технологии состоит в том, что, разучивая стихотворение, нужно рисовать к каждому слову, фразе, или строчке простой символ, рисунок-ассоциацию или рисунок-схему.Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения.Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.При использовании в своей работе наглядного моделирования, мы учим детей:- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игруЭтот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. Так, детям даётся чистый лист, разделённый на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить.При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный приём увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.Заключительный этап – рассказ стихотворения ребёнком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.Этапы работы над стихотворением:Взрослый выразительно читает стихотворение.Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.