Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Чернова Татьяна Юрьевна
Роль книги в воспитании подрастающего поколения
скачать документВернуться назад
«Роль книги в воспитании подрастающего поколения»Автор: Чернова Татьяна Юрьевнаучитель начальных классовРеспублика Татарстан деревня Куюки2024СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. КНИГА В НАШЕЙ ЖИЗНИ 1.1. История происхождения книги1.2. Виды книг 1.3. Почему надо читать книжкиГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ 2.1. Отношение молодого поколения к чтению ЗАКЛЮЧЕНИЕБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКВВЕДЕНИЕXXI век для человечества считается информационным. Стремление к быстройконкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге. Аведь классическая литература оказывает огромное влияние на нравственное воспитаниеподрастающего поколения, на их речь. От умений и навыков чтения зависит, насколькоуспешно человек сможет жить в информационном обществе.Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире статус чтения,его роль, отношение к нему сильно меняется. В 21 веке все стремятся к получению быстройинформации. Рождается свой «виртуальный» мир. Теряется интерес к книге. У печатныхизданий существует немало конкурентов: телевидение, компьютер, телефон. Школьникичитают только то, что задано на уроке, и очень редко пользуются дополнительной литературой.Гипотеза: книга играет важную роль в жизни современного школьника, оставаясьосновным источником информации и средством формирования нравственной культуры,несмотря на значительное падение интереса к чтению.Методы исследования: наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование, анализрезультатов анкетирования.Цель исследования: определить роль книги и чтения в жизни современныхшкольников.Объект исследования – уровень читательской активности школьников.Предмет исследования – анкетирование обучающихся.Задачи:1. Узнать историю происхождения книги.2. Определить значение книги в жизни человека, выяснить, почему нужно читать книги.3. Провести анкетирование среди учащихся.4. Совместно с библиотекарем проанализировать посещаемость библиотеки учащимисяшкол города.5. Составить список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения школьников.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬГЛАВА 1. КНИГА В НАШЕЙ ЖИЗНИ1.1. История происхождения книгиОткуда книга к нам пришла? В древнейшие времена человеческая память былаединственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях.Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимыхсведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» –гонцы.Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинаетсяс тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенахпещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там былисцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайноустойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, чтопотребовало изобретения новых способов фиксации информации.Продолжается история возникновения книги у древних египтян, которые фиксировалисвои надписи на прообразе привычной нам бумаги – папируса. Процесс изготовленияорганизовывали жрецы, и они же держали секрет создания папируса в тайне. Эту технологию вЕгипте настолько отточили, что страна начала массово продавать папирус в другие страны. Вчастности, он был долгое время популярным в Римской Империи. Только здесь, книга имелавид свертка, на концах которого были утолщения. А хранилась в кожаном футляре.В античные времена, в школах и университетах, среди высших чинов и духовенстваиспользовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно былооставлять надписи. Преимуществом такого способа фиксации информации в том, что послезаполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова. [2]На Руси для фиксации информации использовали бересту, как дешевый и легкийматериал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке,благодаря чему она становилась гибкой и мягкой.Пергамент стал новым этапом происхождения книги, ведь был мягким, прочным и удобным, по сравнению с берестой и папирусом. Пергамент – это специальным образомобработанная кожа скота. Недостатком этого материала была дороговизна. По привычке,пергамент хранили свитками. Но со временем начали сгибать в несколько раз, иобразовывались своеобразные тетради. Такие тетради скреплялись, а обложкой служили деревянные таблички, обтянутые кожей животных.Первую бумагу, как утверждают историки изобрели китайцы. Они его изготавливали изшелка, тряпок и волокон из дерева. Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхомсмертной казни. Благодаря этому, долгие годы многие народы покупали бумагу у китайцев.Впоследствии рецепт изготовления попал к арабам от пленных китайцев. [2]Такой трудоемкий процесс создания книги не мог долго устраивать общество, и врезультате длительной кропотливой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Текств нем набирался с помощью металлических букв. Изобретение Иоганна Гутенберга даловозможность во много раз ускорить процесс создания книг. Первой печатной книгой была«Библия», которая увидела свет примерно в 1455 году. А за следующий год он изготовил около300 экземпляров, на что прежде нужно было потратить несколько жизнейТеперь для изготовления книг используются современные скоростные печатныемашины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточныелинии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их ккнижному блоку. [7]1.2. Виды книгДля человека книги являются и учителями, и советчиками. В них находятся ответы намногие вопросы. Они помогают в обучении, с ними можно провести досуг. Многие мыслители, ученые, писатели, педагоги важное место отводили книге какисточнику знаний, духовного и умственного развития человека. Русский писатель МаксимГорький говорил: «Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло чтото новое, говорящее, чудесное…Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом». [3]Любовь к чтению прививается нам нашими родителями. С детских лет книга становитсячастью нашей жизни. Сначала бабушки читают нам сказки, затем в детском саду учим маленькие стишки. Мы учимся читать по букварю, в школе получаем знания через учебники.Книга сопровождает нас всю жизнь. А выбор книг зависит от интересов читателя.По формату и оформлению книги могут быть:Бумажные книги - классические книги, книги всей жизни, они могут иметь мягкую илитвердую обложку, а текст напечатан на бумаге.Привычные печатные издания до сих пор занимают первое место у читателей.Объясняется это их плюсами:1. Индивидуальность. Бумажные варианты изданий вызывают положительные эмоции отзапаха книжных страниц, рассматривания особенных обложек и страниц (шрифт, текстура).2. Эмоциональность. Читая бумажную версию, возможно ярче переживать эмоции.Исследователи изучили физиологические реакции человеческого организма, особенноактивную способность нервной системы при процессе чтения бумажных изданий иэлектронных вариантов книг. При чтении литературы, изготовленной из бумаги, реакциичеловеческого организма в два раза выше.3. Информационные сообщения намного проще запоминать, читать и воспринимать сбумажных источников.4. Студентам и школьникам очень удобно положить возле себя бумажные издания ивыписывать необходимую информацию для подготовки к рефератам и презентациям.5. Бумажное издание, если случайно упадет, то не разобьется. Бумажную книгу можноспокойно читать в ванной комнате, при этом не переживать за возможные повреждения.6. У бумажной литературы никогда в самый неподходящий момент не закончится питаниебатарейки, и ее не нужно подзаряжать.Не обходится, конечно, без минусов. Их не так много:1. Габариты. Наличие большого количества книг требует свободного пространства. Дажедля небольшой домашней библиотеки потребуется огромный шкаф, на полках которого едва липоместятся все произведения.2. Вес. Даже среднего размера произведения достаточно тяжелы. По этой причине ихнеудобно брать с собой, например, на отдых.3. Потребность в освещении. Иначе есть риск испортить зрение, а также столкнуться сголовной болью.Следующий вид - электронные книги. В последние годы электронная книга завоевываетпопулярность благодаря огромному комфорту, Чтобы иметь возможность читать его,необходимо иметь устройство для чтения электронных книг или планшет или телефон.Преимущества электронной книги:1. Компактность и портативность (возможность хранения на электронных, оптических и т.п. носителях десятков и сотен тысяч книг).2. Возможность быстрого и простого изменения гарнитуры и шрифта.3. Возможность прослушать текст книги.4. Возможность чтения книг при низком уровне освещенности.5. Немедленное получение книги (для получения бумажной книги необходимо добратьсядо магазина или дождаться присылки).6. Цифровая литература практически вечная – она не стареет и не рвѐтся7. Экологичность — не расходуется древесина.Но так же имеются и недостатки электронной книги:1. Экраны некоторых устройств быстро переутомляют глаза.2. Время работы переносного устройства ограничено емкостью батареи.3. Электронные устройства (электронные книги, планшеты, смартфоны и др.) имеютбольшую стоимость.Не важно, что у вас в руках — электронная или бумажная книга. Это дело личныхпредпочтений. Куда важнее ответ на вопрос – читать или не читать?1.3. Почему надо читать книжки?Дени Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае,когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальныеспособности, заставляет мыслить и анализировать и это лишь незначительная часть положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература.Польза чтения – неоспоримый факт.Интересные факты о чтении:1. Книга снижает стресс. Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику иизбавлять организм от стресса.2. Чтение придает уверенности. Чтение книг делает нас более грамотными. Когда вразговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себяболее собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личнуюсамооценку.3. Улучшает мозговую активность. При чтении мы представляем много деталей:персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей,которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.4. Регулярное чтение делает вас добрее. Исследования показали, что регулярно читающиехудожественную литературу взрослые, больше склонны заниматься благотворительностью иволонтерской работой.5. Чтение учит общению и помогает приятно и с пользой провести свободное время.6. Чтение дарит спокойствие, помогает сконцентрироваться и радостно восприниматьокружающий мир.7. Хорошая книга способна поддержать, дать дельный совет, стать живым другом.В современном мире, к сожалению, многие подростки постепенно забывают о книгах,поскольку убеждены в том, что их легко может заменить телевидение и интернет. Но именночтение избавляет нас от повседневной суеты, различных забот и бесконечных проблем. Книгараскрывает перед ребенком новые миры, историю обычных вещей, взаимоотношения междулюдьми, рассказывает о разных временах и странах. Чтение книг помогает структурироватьмысли и учиться размышлять логически. [6]Читая книги, наш мозг пытается создать определенные зацепки, которые в нужныймомент помогают найти в памяти нужную информацию. Когда нам приходится читатьбумажную литературу, в роли зацепок могут выступать: цветовой фон обложки; внешний вид страниц; характерные особенности переплета; запах; величина и расположение текста; присутствие иллюстрированных картинокГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ2.1. Отношение молодого поколения к чтениюШкольники, не любящие читать, существовали всегда. Но это не означало, что они нелюбили книги вообще. Например, в начале 20 века многие выбирали не классику, адетективную литературу низкого художественного качества. С развитием кинематографавизуальная информация стала занимать в жизни людей все больше места. Сейчас у печатныхизданий существует немало конкурентов: телевидение, компьютер, телефон... Школьникичитают только то, что задано на уроке, и очень редко пользуются дополнительной литературой.Но, я считаю, что книга по-прежнему необходима. [5]Анкетирование.Мной было проведено анкетирование было опрошено 20 человек последующим вопросам:1. Любишь ли ты читать?2. Назови свое любимое произведение(я);3. Сколько книг ты прочитал(а) за последние 2 месяца?4. Какие книги ты читаешь чаще всего?5. Сколько времени в день ты тратишь на чтение?6. С какой целью ты берешь в руки книгу?Проведенный опрос показал, что 69% опрошенных среди любят читать, 31% – нет.81% опрошенных смог назвать своѐ любимое произведение, 16% затруднились этосделать, а 3% ответили «фантастика; детективы, романы; художественная литература». Средилюбимых книг: «Волшебник изумрудного города» Волкова, «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. были названы сказки «Колобок» и «Репка», журналы.41% опрошенных, прочитали 1-2 книги за последние 2 месяца, 26% - 3-4 книги, 11% – 5и более книг, 22% не прочитал ни одной книги.На вопрос о том, какие книги наиболее предпочтительны для чтения, 9% ответили, чтовыбирают научную литературу, 32% - фантастику и детективы, 23%– классическую литературу,и 36% предпочитают что-либо другое.52% тратит на чтение 1 час в день, 23% – 2-3 часа, 6%– более 3 часов и 19% не читаютсовсем.1034% читают книги, чтобы отдохнуть, 25% – чтобы повысить свой культурный уровень,расширить кругозор; 15% получают от этого эстетическое удовольствие, 26% готовятся такимобразом к уроку.Интервью с библиотекарем.Так же я библиотеку и взяла интервью у библиотекаря детского отделения.По имеющейся в детской библиотеке статистике, количество юных читателей составляетболее 2000 человек, практически одинаковое по годам количество посещений и книговыдач. Имеется информацияотносительно групп читателей по возрастам, но отдельно количество читателей средиюношества они не выделяют.Статистики читательских приоритетов в библиотеке разделяют по возрастнымкатегориям:Младший школьный возраст (1-4 классы) читает в основном детскую литературу.Средний школьный возраст (5-8 классы) предпочитают разнообразную дополнительнуюлитературу: детские романы, детективы, а так же журналы.Старший школьный возраст берѐт к чтению в основном художественную литературу пошкольной программе.Библиотека проводит большое количество мероприятий по привлечению читателей. Этокнижная выставки, дни открытых дверей, беседы и викторины разнообразные ежегодныеакции.Лучшие книги для детей и подростковНесмотря на то, что доля чтения в детском досуге существенно сократилась, уступивместо общению в социальных сетях и компьютерным играм, некоторые младшие школьники иподростки все же любят читать книги. Но их круг чтения несколько отличается от того, чтолюбили читать их предыдущие поколения. [1]Каким же книгам стоит отдавать предпочтение? Рекомендуется читать научную литературу.Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история помогаетосознать жизнь, понять все события и легче принять реальность. Поэзия заслуживает особогоместа в Вашей библиотеке, поскольку она считается одним из важнейших достиженийчеловечества. Поэзия развивает красноречие и оттачивает языковые умения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По итогу проделанной работы, я достигла поставленную цель: определить роль книги ичтения в жизни современных школьников.Для достижения поставленной цели, я поэтапно выполнили поставленные задачи:Задачи:1. Узнала историю происхождения книги.2. Выяснила, почему нужно читать книги.3. Провела анкетирование среди учащихся.4. Совместно с библиотекарем проанализировали посещаемость библиотеки учащимися5. Составила список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения школьников.На основании исследования можно сделать вывод, что характер чтения и даже егоспособ изменились. Подтверждается гипотеза: книга играет важную роль в жизни современногошкольника. Несмотря на то, что компьютер вытесняет книги из жизни школьников, они всѐтаки читают, значит, духовное развитие присутствуют, даже если подростки и не задумываютсяоб этом.По итогу проделанной работы, я достигла поставленную цель: определить роль книги ичтения в жизни современных школьников.Для достижения поставленной цели, я поэтапно выполнили поставленные задачи:Задачи:1. Узнала историю происхождения книги.2. Выяснила, почему нужно читать книги.3. Провела анкетирование среди учащихся.4. Совместно с библиотекарем проанализировали посещаемость библиотеки учащимисяшкол города.5. Составила список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения школьников.На основании исследования можно сделать вывод, что характер чтения и даже егоспособ изменились. Подтверждается гипотеза: книга играет важную роль в жизни современногошкольника. Несмотря на то, что компьютер вытесняет книги из жизни школьников, они всѐтаки читают, значит, духовное развитие присутствуют, даже если подростки и не задумываютсяоб этом.Опрос среди учащихся выявил, что предпочтение отдаѐтся учебной литературе.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21–23.2. Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: Социол. аспект /И.А. Бутенко. – М.:Наука, 1997. – 140 с.3. Грисволд В. Чтение и класс читателей в XXI веке / В. Грисволд, Т. Мак-Доннел, Н. Райт.- Новое литературное обозрение, 2010, № 102, с. 271–287.4. Маркова Т.Б. Электронная библиотека как культурно-исторический тип библиотеки[электронный ресурс] / Т.Б.Маркова. – Режим доступа:http://www.anthropology.ru/ru/texts/markovat/elibrary.html.5. Рудишина Т. Чтение в современном мире / Т.Рудишина. - Библиотека в школе, 2008,№11, с.1-2.6. Сметанникова Н.Н. Роль чтения и грамотности в современном мире [электронныйресурс] / Н.Н. Сметанникова. – Режим доступа: http://www.yandex.ru.7. Сметанникова Н.Н. Участь чтения / Н.Н.Сметанникова. – Октябрь, 2005, № 3, с.140–146.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.