Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Скорупко Лариса Рудольфовна

Особенности духовных сочинений ,вокально-звуковая специфика исполнения их в детском хоре

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств №15 имени Л.Л. Христиансена»г Саратов (МБУДО «ДШИ№15им.Л.Л.Христиансена) ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ, ВОКАЛЬНО - ЗВУКОВАЯ СПЕЦИФИКА ИХ ИСПОЛНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕПреподаватель Скорупко Лариса Рудольфовна Аннотация. Цель: показать вокально-звуковую специфику исполнения духовных сочинений. Метод: исследование особенностей исполнения духовной музыки. Результат: развитие музыкальных, вокально-хоровых навыков учащихся. Ключевые слова: православная духовная музыка, методы работы. В работе хотелось бы отметить некоторые особенности исполнения духовных сочинений в детском хоре, их вокально-звуковую специфику, методы работы над ними, учитывая голосовые возможности детей, а также обосновать использование этих произведений для развития музыкальных, вокально-хоровых навыков ребенка и воспитания у него положительных духовно - нравственных качеств. В нашу сложную, противоречивую эпоху, когда многие находятся на распутье, когда в человеческих душах происходит осмысление прожитой жизни, а также истории государства, когда потеряны какие-то старые идеалы и убеждения, а новые стремятся оформиться, когда на земле льется кровь, идут войны, и сама природа исторгает из своего нутра разрушение, дает трещины, заливает лавой и водой больные раны, когда в человеческих душах происходит ожесточение, не милосердие, злоба, зависть, гордыня, гнев, хочется остановиться и задуматься, прийти к чему-то главному, истинному, правдивому и глубокому, а именно: к тому вечному, что уже создано людьми в процессе своего развития, развития цивилизации. Хочется прийти к истинным ценностям, ценностям душевным, духовным. Воспитать в себе, а также в тех, кого мы учим, основные духовные добродетели: Веру, Надежду, Любовь. Поэтому мы обращаемся вновь и вновь к уже созданным и проверенным временем музыкальным идеалам, которые раньше были, не так доступны, это произведения духовной тематики. В нашей школе учащиеся пели духовные сочинения разного направления: православные, католические, протестантские. Все культовые сочинения связаны с религиями, вероучениями разных народов, разных национальностей. Несмотря на их разнообразие: будь то православие, католицизм, протестантство, – все они объединяют в себе стремление к совершенствованию личности, воспитанию в себе положительных качеств. В работе над различными духовными произведениями, чтобы понять особенности и специфику их исполнения нужно, прежде всего, изучить различие вероучений, а также особенности музыкального языка культовых сочинений в процессе исторического развития стран, а также развития их культуры, искусства, архитектуры. Хотелось бы остановиться на особенностях духовной православной музыки. Если говорить о православном вероучении, то это строгость, отсутствие излишеств, гениальная простота, доступность, доброта, смирение, терпение, ясность. Эти особенности отражаются в архитектуре храмов, их росписи, иконах: домашних, естественных, близких. Эти качества присутствуют и в духовной православной музыке. Православная музыка – сочинения для хора, начиная со знаменного распева. Существенная черта знаменного распева его полная бесстрастность, даже некоторая суровость, сообщающая ему особенную возвышенную одухотворенную красоту. Сложные мелодические узоры распева, выточенные годами, в плавных переливах сплетаются в кружева – редкой стройности и выразительной красоты. Авторами культовой православной музыки были русские композиторы: Бортнянский, Львов, Кастальский, Чесноков, Чайковский, Рахманинов и многие другие. В чем же состоят особенности музыкального языка, содержания, и в чем специфика исполнения этих произведений? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на 41 псалом пишет: «Ничего не окрыляет так духа, ничего не отрешает его от земли и уз телесных, как стройное пение церковной песни» [1, c.1-5]. Церковное пение, по словам митрополита Арсения Новгородского – составная часть Богослужения. Оно достигается исполнениями стихир и других песнопений, составляющих драгоценную принадлежность богослужения и красоту его, поэтому: Регент, псаломщик, певчий должны быть достойными людьми, служащими и поющими не ради заработка, но ради благолепия церковного пения. Благолепие церковное надо понимать не в эффектном партесном пении, но в стройном, благоговейном исполнении. Неумелое исполнение хороших вещей губит церковное пение. Стремление к тому, чтобы «поразить», произвести эффект пагубно отражается на исполнении. Необходимо, прежде всего, научиться просто и благоговейно, со всем усердием выполнять простые, но дивные по красоте напевы осмогласия – знаменные, киевские, болгарские. Художество в богослужебном пении не должно быть целью. Певчие не должны думать только о том, чтобы выкинуть какую-нибудь замысловатую фортель. Пение – дело святое, певчие не должны воображать себя артистами, хозяевами клироса, не должны думать, что они своим пением делают услугу Богу. Стоящие на клиросе, – это, прежде всего, молитвенники. Признаками богослужебного пения должны быть серьезность, искренность, сдержанность, скромность, внутренняя теплота и задушевность. Клирос – не эстрада для актеров [2, c. 12-17]. Приступая к исполнению духовной музыки, человек, учитель должен, прежде всего, осмыслить все свои деяния, мысли, слова, свой образ жизни, очиститься от всего греховного: зависти, злобы, гнева, корыстолюбия, прочитать священные книги: Библию Евангелие, Псалмы, заповеди Иисуса Христа, обрести покой и благодать в сердце своем, чтобы идти с добром к людям, нести искру Божию, которая заложена в произведениях, зажечь ее в душах детей, чтобы они, будучи ангелами, спели ангельскими голосами и донесли эту искру слушателям. В чем состоят особенности музыкального языка всех православных сочинений? Молитвенно-выразительная, речитативная мелодика, архитектурная, последовательная ясность гармонических линий, точно выверенная размеренность метрического и ритмического рисунка, тональные и динамические отклонения не нарушают святой облик канонического, философского текста.Все внимание в церковных произведениях сосредоточенно не погружении в духовную сферу. В них человек всегда находится в процессе осмысления прожитого дня и всей жизни. Вера и надежда не гаснет в душах, а всеохватывающее чувство раскаяния и любви поглощает и окрыляет. Музыкальный язык и духовный мир произведений сложен для восприятия, но национальные, истинно русские корни сочинений будят в генах и душах подростков какие-то недосягаемые источники, помогают им заглянуть в глубины своей духовной сущности, преодолеть все сложности музыкального языка и излить душу. Преподобный Роман Сладкопевец писал: «Велию мольбу и благодарение воссылайте, и честь воздавайте великому дародателю, Богу и Господу нашему Иисусу Христу» [3, c. 21]. В чем состоит специфика работы и исполнений этих произведений? От музыки, сложности ее исполнения: обычно четырехголосное, а cap изложение, тесситурные и диапазонные преграды, длинные фразы, мажоро - минорный склад, подразумевающий обостренное, чуткое отношение к каждой ноте в смысле интонационной позиции, создание уравновешенного ансамбля, – нужно идти к тексту, его философскому осмыслению, а от него к проникновению в глубины своей души и ее нравственному очищению. К тексту в культовых сочинениях должно быть особенное отношение. В каждом слове заложен огромный смысл, порой настолько объемный, что с каждым последующим исполнением он раскрывается новыми гранями. Это своеобразная иконопись, на которую можно смотреть часами, размышляя, любуясь, находя более глубокий смысл. Работая с детьми, понимаешь, что слова культовых произведений, проверенные годами, веками, будят в душе ребенка только положительные качества. Дети сами с большим интересом раскрывают всеобъемлющие, всеохватывающие, переливающиеся разными красками, гранями, сложные и одновременно простые и ясные слова. Тексты в духовных произведениях – это церковные каноны, слова молитв, слова Божии. В Евангелии от Иоанна говорится: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [4,c.237]. Музыка лишь подчеркивает содержание, смысл чего-то вечного, чистейшего, благостного, мудрого. Соприкасаясь с вечным, становишься чище, терпимее, добрее. В процессе творчества, процессе исполнения меняется мировоззрение, душа. Происходит сотворчество, а не диктат. Дирижер, учитель становится на одну ступень с учеником, становится равным. Руки дирижера – лучи, которые греют, зажигают благолепие, благодать, благодушие и благодарность в душах исполняющих и слушающих. Вокальные сложности и особенности, которые встречаются в православной духовной музыке, – это, прежде всего, большие фразы, которые требуют от учащегося глубокого диафрагмального дыхания, острой звуковысотной интонации, связанной с хорошей опорой, светлой подачей звука, опирающейся на головное резонирование, а также умение петь в ансамбле с другими хоровыми партиями, не выделяясь по силе звука и тембру, а сливаясь в общем хоре. Особенности музыкальные, текстовые, вокальные, хоровые в духовных сочинениях мобилизуют и организуют поющих, учат думать, размышлять. Пение в хоре дает положительный результат. Видя, как старший товарищ трудится, выполняет поставленные звуковые задачи, младший, повторяя и копируя, быстрее справляется с трудностями, особенно звуковыми. Старшие становятся эталоном для младших. Звук в духовных сочинениях должен отличаться от светского молитвенностью, смирением, покорностью, спокойствием внутренним и внешним. Для достижения такого звука дирижер должен быть психологом каждого поющего и находить такие ассоциации и сравнения, чтобы найти тот ангельский, светлый, ясный, полетный звук, который должен быть в этих сочинениях. Только человеческий голос может справиться с такими задачами и найти невероятные краски и интонации.Пение, особенно коллективное, это большой поток энергии, информации, красок и эмоций. Всему этому помогают научить духовные сочинения. В чем же состоит специфика работы над духовными сочинениями и их вокально - звуковыми особенностями? С одной стороны, в преодолении сложностей музыкального языка: чаще всего развитой, широкого дыхания мелодией, требующей хорошей вокальной подготовки певцов, правильной, чистой, интонационной окраски гармонии, точно выверенного горизонтального и вертикального строя, уравновешенного ансамбля, осознанного формирования звука в зависимости от настроения произведения, правильной артикуляции с ясной подачей текста. С другой стороны, главная задача – сделать духовные произведения именно духовными. Слить воедино музыку и чувства. Для этого от каждого дирижера требуется немало усилий. Для этого нужно постоянно отдавать частицу своей души и постоянно находить в процессе работы такие выражения, сравнения, которые доходили бы до сердца и ума каждого ребенка, выливаясь в светлый звуковой образ. В этом заключается главная специфическая особенность и сложность. В этом состоит мастерство каждого дирижера. Найти слова для каждой души, достучаться до каждого сердца. Итак, приступая к работе над духовными сочинениями, нужно многое осмыслить. Многие дирижеры исполняют духовные сочинения, не учитывая специфики жанра, и не раскрывая истинного содержания. Самому педагогу нужно многое понять. Это касается вероучений, канонов, самого процесса Богослужения, когда исполняется то или иное произведение, и что оно означает. Нужно постоянно вчитываться в канонический текст, открывая его новые грани. Изучить творчество того или иного композитора, особенности его музыкального языка, изучить историческую эпоху, в которой творил автор, национальные особенности культуры страны, в которой он проживал. Нежелательно петь на уроке или на одном концерте духовные сочинения различных направлений. Это настолько разные произведения в плане мировоззрения, что они просто не смогут уместиться в рамках одного урока и концерта. Для исполнения этих произведений должна быть особая настройка в плане распеваний, особенно для православной музыки. Распевания уже должны настраивать певцов на нужный лад в плане духовном и вокальном. Для православных произведений распевка должна вестись, а capella, желательно на первооснове православной музыки - знаменном распеве. Исполнять духовные произведения нужно, учитывая пожелания, изложенные выше: певчие в духовных произведениях, прежде всего молитвенники. В процессе исполнения нужно уметь найти каждому особый звук, который должен отличаться от светского. Это должен быть звук трепетный, идущий из глубины души. Отрешенный от мирского, возвышенный, теплый, светлый, всепроникающий в каждое сердце. В конечном итоге, преодолевая сложности, слить воедино музыку и текст, оторвавшись от материального, думать о вечном.Учителя являются, прежде всего, духовными наставниками, которые формируют личность ученика, наряду с развитием его общеобразовательного уровня. По словам Экзюпери, «мы всегда в ответе за тех, кого приручили». Духовные произведения помогают детям не только вырасти в профессиональном и вокальном плане, но и, несмотря на различие в духовных учениях, постоянно взращивают хорошие плоды в душах детей, формируют, прежде всего, достойного, высоконравственного человека.Список использованной литературы 1.Златоуст И. О церковном пении вообще (Из Беседы на 41-псалом). СПб.,1906.1-3с.2. Спутник псаломщика. СПб., 1914.12-17с. 3. Ундольский В. Замечания по истории церковного пения в России. М., 1846.14с.4.Евангелие от Иоанна. М.,2003.237с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X