Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Евсикова Татьяна Петровна
Развитие детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями на уроках музыки.
скачать документВернуться назад
ДОКЛАД ПО МУЗЫКЕ ПО ТЕМЕ: Развитие детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями на уроках музыки. На протяжении многих веков могущественное эмоциональное воздействие музыки на человеческую душу занимало и волновало умы философов, поэтов, музыкантов. Еще в IV в. до н.э. Платон писал: «……. ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее». Величайший из мыслителей античности Аристотель утверждал: «НЕ должна ли музыка помимо того, что она доставляет обычное наслаждение….. служить еще более высокой цели, а именно: производить свое действие на человеческую этику и психику». Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Важную роль играет музыка в развитии личности ребенка с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями, положительно влияет на состояние здоровья. Давно известно положительное влияние музыки на состояние физической и интеллектуально – эмоциональной сферы человека. С древнейших времен музыка используется во врачевании. Еще Пифагор и Аристотель приписывали ей универсальность в исцелении души и тела, а Авиценнта называл ее сильнейшим средством профилактики нервно – психических расстройств. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.Положительное эмоциональное возбуждение при звучание приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Имеются данные, показывающие благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышения мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением. При исследовании биоэлектрической реакции головного мозга установлено, что в процессе восприятия музыки создаются условия для снятия у учащихся неудовлетворенности. Многими исследователями подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для создания расслабления, отдыха или, наоборот, для повышения тонуса и работоспособности. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М.Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым нет еще года. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, отрегулировать неправильные и лишние движения.Музыкальное восприятие имеет разностороннюю направленность. Коррекция нарушений осуществляется путем участия детей в музыкально – ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки. Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с умственно отсталостью и интеллектуальными нарушениями , независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия. Исходя из особенностей детей, на уроках музыки решаются как общие, так и коррекционные задачи: оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично; а также нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения; тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки; развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности; обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств. Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия. Помимо этого, используются педагогические технологии, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это СлушаниеХоровое пениеЭлементы музыкальной грамотностиИгра на музыкальных инструментахДвижение под музыкуИспользование звуковой наглядности является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компакт-диски, компьютер).Зрительная наглядность – это картины, рисунки, видеозаписи, графическое изображение музыки, схемы, таблицы и т.д. Я применяю для конкретизации впечатлений, иллюстрации незнакомого явления, образа, ознакомления с изображением музыкального инструмента. Сочетаю со звуковой наглядностью, что помогает слуховому восприятию.Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. Использование на уроках музыки такого словесного метода как беседа, т.е. вопросно-ответного метода, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность учащихся, стимулирует их речевую активность.Практические методы. Восприятие музыки ребенком гораздо полнее, если опирается на практические действия. Некоторые движения – хлопки, танцевально-ритмические движения, подпевание, цоканье языком и др. использую в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности.В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые заметно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся: упражнение, показ, игра.Метод убеждения средствами музыки. В процессе непосредственного слушания музыки, знакомства с яркими музыкальными образами, самостоятельного исполнения музыкальных произведений сознание детей обогащается новыми сведениями о поступках людей, их чувствах, деятельности; эмоциональная сфера – разнообразными оттенками переживаний. Настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях. С помощью убеждения происходит изменение мотивационной основы поведения, отношения учащихся к образовательному процессу.В отличие от нормальных школьников, дети с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями быстро утомляются, в результате чего у них резко снижена работоспособность, поэтому целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой на уроках музыки.Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности. Учитывая особенности развития и восприятия детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот» и другие.Дети с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих наблюдаются дефекты голоса и речи.Учителю пения важно учитывать то обстоятельство, что у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями из-за нарушения моторики, замедленности реакции при пении и быстром темпе и на громком нюансе возникает общее напряжение, теряется самоконтроль, острота слухового восприятия, нарушается вокально-слуховая координация (причем в значительно большей степени, чем у нормальных школьников), что приводит к грубым искажениям певческой интонации. ( Н-р:громко петь ,не означает кричать, громко включать или играть на муз. инструменте не стоит).Воспитание интонационного слуха у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными возможностями — сложный и длительный процесс, началом которого должно быть развитие способности звукоразличения и музыкально-слуховых представлений, более активного приобщения детей не только к слушанию музыки, но и к пению.Поэтому пение упражнений в умеренных темпах и нюансах будет способствовать обострению слухового внимания, что, в свою очередь, даст возможность детям контролировать себя и тем самым точнее фиксировать высоту звука. В дальнейшем для активизации слухового внимания целесообразно пропевать те же упражнения, но с дроблением каждого звука на более мелкие длительности. Различными упражнениями и распеваниями следует занимать незначительную долю времени урока. Основная работа над интонацией и звуком должна проводиться на конкретном песенном материале, доступном учащимся для понимания и исполнения.Работе над интонацией с детьми должна предшествовать большая подготовительная работа, целью которой является формирование слухо-ритмических навыков и музыкальных представлений. Для этого целесообразно использовать ритмические движения под музыку, включать в урок пения игровые песни, «прохлопывание» отдельных ритмических фраз разучиваемых песен. Применение на уроках пения игровых моментов и упражнений вносит разнообразие, повышает интерес детей к занятиям. Постепенно учитель переходит к воспроизведению учениками отдельных звуков в различных ритмах и, по возможности, коротких музыкальных фраз, используя при этом удобную для ученика тесситуру. . Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в пространстве, сотрудничать, снижается психоэмоциональное напряжение. Ребенок нуждается в радости. Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, является игротерапия. «Учить, играя!» — такой вывод был сделан в результате напряженных поисков и размышлений наших замечательных педагогов и психологов. Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Каждый день учить светло, радостно, без принуждения и надрыва.В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга. Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания. По форме проведения игры подразделяются на: — игры с движением;— речедвигательные игры;— игры-шутки;— игры-песни;— артикуляционные игры;— игры-забавы;— игры-за загадки;— ритмические игры.Для поддержания интереса детей и развития их эмоциональной сферы, желательно использовать театрально-игровую деятельность. Она стимулирует у детей желание контактировать со сверстниками и взрослыми, вызывает интерес в исполнении песенок и потешек по ролям, помогает имитировать движения и повадки птиц и зверей, развивает образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов. При подготовке к инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, умение ориентировки в пространстве, желание проявить свои индивидуальные способности. Использование театрализованной деятельности на занятиях способствует самореализации и развитию самоуважения у детей, что в дальнейшем способствует формированию позитивной самооценки и положительных личностных качеств. Свои таланты дети демонстрируют на концертах, фестивалях и праздничных массовых мероприятиях. Эффективны в работе упражнения на координацию речи и движений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию. Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Например, стихи: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера, русские народные потешки и прибаутки и т. д. Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Например, такие игры: «Листочки», «Солнышко и тучка», «Кто скорей возьмет грибок», «Воробьи, воробушки», «Игра в снежки», «Мартышки» и другие. На уроках музыки прослеживается связь с такими предметами как литература,география, история, русский язык,физкультура,изобразительное искусство, математикаСвязь музыки и математики прослеживается в игровых приемах, которые я использую на своих уроках. Изучению нотной грамоты помогают навыки счёта, приобретённые на уроках математики, а также полученные на уроках изобразительного искусства элементарные пространственные представления.(показать рисунки)Таким образом, исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что уроки музыки являются эффективными и действенными средствами в организации коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.