Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Шеменева Елена Николаевна

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»

скачать документ

Вернуться назад

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Шеменева Елена Николаевна, воспитатель 1 кв. категории
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Сказка» (МБДОУ «ДС № 1 «Сказка»), Мурманская обл., г. Полярный
«Природа театра и его искусство сплошь основано на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собой»
К.С.Станиславский
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве, обеспечивающие общение людей. Формирование связной речи должно осуществляться по следующим направлениям развития у ребенка активности, самостоятельности, творчества, эмоциональности, произвольности поведения.
К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи – внешней и внутренней, диалогической и монологической.
Диалогическая речь – наиболее простая форма устной речи, служащая для живого общения людей. Эта форма речи ситуативна и эмоциональна, так как участвующие в диалоге используют неязыковые выразительные средства: жесты, мимику, интонации, взгляды Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей, таких качеств личности, как общительность, вежливость, а также ряд навыков поведения. Дошкольники овладевают диалогической речью под руководством взрослых. Учителя начальных классов говорят о том, что более, чем у 60% детей, поступающих в первый класс наблюдается недостаточная развитость речи. Чтобы исправить такое положение необходимо в дошкольных учреждениях создавать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. К этому важно приучить еще в детстве, поскольку не редко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к публичной выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые нужно проводить по возможности каждый день.
В процессе работы по развитию связной речи у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности ставила перед собой следующие речевые задачи:
- формировать четкую, грамотную речь;
- пополнять словарный запас;
- строить диалог между героями различных произведений;
- подбирать рифмы к заданным словам;
- развивать способность представлять себя другим существом или
предметом и сочинять монолог от его имени;
- развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое
предложение;
- отрабатывать дикцию; закреплять правильное произношение всех звуков;
- совершенствовать умения использовать различные части речи точно по
смыслу.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Огромную роль в развитии связной речи детей через театрализованную деятельность играет взрослый, умело направляющий данный процесс. Необходимо чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений.
Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавлял робкого ребенка, не превращал его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись ошибиться.
В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р.И.Жуковская советовала педагогу преподносить текст произведения выразительно, художественно, при повторном чтении вовлекать детей в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей. Прочитав произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» ребенок от лица старухи ругает старика, который мало чего мог выпросить у рыбки. После чего предлагаю детям несколько пословиц и они выбирают наиболее подходящую к данной сказке: «Много хочешь – мало получишь».
Картина – это окно в чудесный загадочный таинственный мир действительности, созданный ребенком. Поэтому в своей работе по развитию связной речи у детей я часто пользуюсь методом составления рассказа по серии картин.
В своей практике часто использую обучение детей высказываниям типа рассуждений. В нашей группе проводятся занятия по музейной педагогике. Воспитатель Е.Н.Кузнецова приносит к нам в группу картины для ознакомления и рассматривания. Так, например, рассматривая картину В.Васнецова «Аленушка», дети рассуждают, почему она грустная и делают предположения, что у нее в воду упало колечко. Рыбки нашли его, и рассказывают друг другу, почему оно так дорого Аленушке и как вернуть это колечко.
Рассматривая картину художника А.А.Коробейникова «Медведи весной» дети отмечают, что могло произойти с медвежонком, который далеко ушел от своей семьи, кого он мог встретить, с кем подружиться, и кто помог ему найти свою семью. Как вариант рассуждений дети любят импровизировать с использованием различных игрушек.
Решая вопрос развития связной речи через театрализованную деятельность использую различные виды театра: пальчиковый, кукольный, настольный, театр на магнитной доске, перчаточный и другие.
В работе с детьми использую любой момент для формирования у детей умений строить монолог. Так, во время поздравления именинника, я первая высказываю пожелание, стараюсь заранее подготовить текст и таким образом дать образец связного монологического высказывания. Например, «Я желаю тебе быть как Золушка доброй, как Мальвина красивой, как Знайка умной т. д. И дети стараются придумать красивое пожелание, не повторяя своего товарища.
Встречаются дети, которые с трудом запоминают стихотворный текст. На занятиях по развитию речи они чаще всего молчат, даже если у них нет нарушений речи. Я пользуюсь различными приемами, позволяющими развивать возможность ребенка запоминать и воспроизводить тексты, как прозаические, так и поэтические. Это и определение стимулов, и выделение ключевых слов, и составление мнемотехничеких цепочек. Но во всех этих приемах по развитию памяти главное одно – использование опоры. Обычно при запоминании текста детям предлагается прослушать его, таким образом задействуя только один анализатор – слуховой; но не все дети обладают способностью на слух воспринять текст, именно они не справляются с поставленной задачей.
Производя все эти действия мы создаем мнемоякорь для слов и фраз текста, используя возможности нашей психики. Он и позволяет закрепить словесный текст в памяти. Чем больше анализаторов будет принимать участие в запоминании, тем большая вероятность того, что ребенок лучше запомнит текст.
Известны маленькие хитрости, способные привести к быстрому запоминанию материала. Очень часто бывает достаточно после или в момент прочтения текста дать ребенку что-то вкусное, чтобы текст хорошо запомнился (помогает в данном случае, возникающая связь между информацией и чувством удовольствия). Сладость можно заменить приятным запахом (в этом случае связь возникает с обонятельными ощущениями). Иногда необходимо, читая стихотворение, утрированно показать его ритмический рисунок. Можно использовать хлопки, топанья, различные движения (возникает связь информации с кинетическими ощущениями).

Родители нашей группы являются нашими союзниками и помощниками. Кроме того, в содружестве с родителями нами был организован и реализован проект «В гостях у сказки». Одной из основных задач, решаемых в работе над проектом была задача – развитие связной речи через театрализованную деятельность. Дети приносили свои любимые книги в группу, мы их читали и устраивали выставки под различными названиями, как например: «Наши любимые сказки». Был организован вечер загадок про сказки и сказочных героев.
Работа над проектом проходила в предновогодний период, а Новогоднее развлечение у нас называлось «Волшебная книга Деда Мороза». По сценарию все дети были героями сказок. В ходе утренника было много диалогов сказочных персонажей. В прошлом году на праздник «День Матери» силами мам был поставлен спектакль по сказке А.Толстого «Золотой ключик». В нем в качестве артистов приняло участие 8 мам. Дети убедились насколько они талантливы.
По моему мнению, именно театрализованная деятельность помогает решить многие педагогические задачи, касающиеся формировании связной речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Работая по развитию связной речи, дети научились:
читать наизусть стихотворный текст в движении, в разных позах;
умело строить диалог с партнером на заданную тему;
произносить скороговорки и чистоговорки; одну и ту же фразу с разными интонациями;
произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
сочинять рассказ от имени героя; рассказывать сказку от какого-либо персонажа.
В работе использовала таких авторов, как Маханева М.Д., Артемова Л.В., Поляк Л.Я., Картушина М.Ю. и других.
Список литературы:
1.Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых», М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
3.Поляк Л.Я. Театр сказок. Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2001.
4.Рик Т.Г. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. М.: ООО «Линка-Пресс», 2008.
5.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный спектакль. М.: Аркти, 2002.





Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X