Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Юлия Егоровна Кашина
Формирование навыка пользования горшком у ребенка раннего возраста.
скачать документВернуться назад
Название статьи: Формирование навыка пользования горшком у ребенка раннего возраста. Особенности приучения пользования горшком детей с ограниченными возможностями здоровья.Автор: Кашина Юлия ЕгоровнаНаименование организации: ОКУ «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» Отделение развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы» (ОКУ ЦППМСП) г. КурскДолжность автора: педагог-психологФормирование навыка пользования горшком у ребенка раннего возраста. Особенности приучения пользования горшком детей с ограниченными возможностями здоровья.Приучение к горшку - необходимый гигиенический навык. Но протекать этот процесс может по-разному. Успешность приучения к горшку зависит от степени зрелости физиологических процессов ребенка. Здесь, уважаемые родители, вы получите общую информацию о приучении ребенка к горшку.Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев. К этому возрасту социально-эмоциональная подготовленность ребенка становится ярко выраженной. Осознанное управление своим телом, движениями и поведением определяется следующими признаками: • ребенок понимает простые команды и способен их выполнить. • ребенок может говорить и произнести не менее двух-трех связанных слов. • ребенок может взять предмет и положить его на нужное место.Некоторые важные признаки способности контроля ребенком функции дефекации и мочеиспускания включают следующие: • дефекация происходит регулярно и в приблизительно предсказуемые интервалы времени; • дефекация не происходит в ночное время; • ребенок остается сухим после короткого сна или, по меньшей мере, в течение двух часов; • выражение лица, издание ребенком характерных звуков или приседание на корточки указывают на то, что ребенок чувствует необходимость дефекации или мочеиспускания; • ребенок должен уметь снимать одежду и достаточно хорошо говорить, чтобы выразить свое желание сходить на горшок.Психологическая и психоэмоциональная подготовленность может наступить в более позднем возрасте. Девочки обычно взрослеют раньше, чем мальчики. Во время обучения туалетным навыкам ребенок должен проявлять стремление к сотрудничеству с родителями. Так, например, обучение проходит труднее, если ребенок находится на стадии, когда на все просьбы он автоматически отвечает «нет». Ребенок проявляет эмоциональную готовность к обучению туалетным навыкам различными способами. Так, дети разного пола могут обладать следующими умениями: • сообщать о том, что их подгузник стал мокрым или грязным, и просят сменить его; • стараться порадовать родителей и выполнить их простые просьбы; • выражать желание ребенка сходить в туалет или носить нижнее белье («как большой») вместо подгузника; • выражать желание выглядеть чистым и опрятным; многие дети проходят через период, когда они хотят быть чистыми и организованными; • выражать интерес к действиям других членов семьи в туалете, а также стараться подражать их поведению.Процесс приучения к горшку Нельзя научить ребенка пользоваться горшком, пока он не заявит об этой потребности и сам не сядет на него5 основных этапов: Прежде всего покажите малышу горшок и объясните, для чего он необходим. Помочь смогут резиновые игрушки с отверстиями. В такого медвежонка и пупса набирают воду и выпускают её в ночную вазу, рассказывая, что игрушка писает. Как научить ребёнка ходить на горшок? Поначалу малыша высаживают после пробуждения, перед приёмом пищи и после него, до засыпания и днём и после него, до прогулки и после неё, перед укладыванием в кроватку на ночной сон. Теперь следует отказаться от применения подгузников в течение дня. Так ребёнок сможет изучить своё тело, узнать, для чего необходимы половые органы и мягкое место. А ещё он установит взаимосвязь между органами и мочеиспусканием и дефекацией. Всякий раз, когда получается у ребёнка проситься на горшок и делать свои «мокрые дела», его надо хвалить. Но поощрения не должны выражаться в виде игрушек или лакомств. Хватит обычных одобрительных слов. Когда ребёнок начинает самостоятельно садиться на горшок, без привязки ко времени суток, значит, подошёл заключительный этап обучения. Нужно закрепить полученный результат, отслеживая характерные признаки готовности к туалету – натуживание и покраснение лица.Небольшие хитрости: Если вы всё равно не представляете, как приучить годовалого ребенка к горшку, или у малыша постарше случаются «осечки», на помощь придут небольшие хитрости: - процесс обучения упростится, если в семье есть старший ребёнок, который уже умеет пользоваться горшком. В этом случае первенец сможет показать младшему, как использовать незнакомое приспособление;- приучаем ребёнка к горшку осторожно, не слишком усердствуя. Нет нужды держать малыша на ночной вазе дольше 5 или 7 минут.Если же его принуждать, то он начнёт отказываться даже близко подходить к столь малоприятному предмету; - необходимо одевать малыша очень легко и просто. Вот почему специалисты советуют начинать обучение в летний период, когда на детях минимальное количество одежды. Да и сами вещи должны быть без поясов, пуговичек, завязок и пряжек; - ставить ночную вазу надо в пределах досягаемости малыша. Тогда он сможет самостоятельно справить нужду, а у мамы будет повод отпраздновать пусть небольшую, но победу. Горшок можно установить в детской, неподалёку от игровой зоны; - чтобы гигиеническое приспособление точно пришлось ребёнку по вкусу, выбирать его нужно вместе с будущим хозяином. Пройдитесь по магазинам или присмотрите горшок в сетевом магазине, ориентируясь на предпочтения крохи (изображения животных, любимых героев); - можно использовать при обучении навыкам опрятности различные книжечки, которые раскрывают смысл назначения ночной вазы. К примеру, среди мам большой популярностью пользуются такие произведения, как «Медвежонок Федя и горшок», «Макс и горшок». Как приучить ребёнка к горшку за 7 дней:Этот метод следует применять лишь в том случае, если ребёнку уже исполнилось 18 месяцев и он умеет выполнять простейшие действия: снимает штанишки, понимает просьбы взрослых. первый день. После пробуждения избавляются от подгузника, объясняя это малышу тем, что он уже подрос, поэтому теперь будет носить трусики. Затем ребёнка нужно посадить минут на 5-7, чтобы он пописал и покакал. Если попытка не удалась, повторяйте процесс каждые четверть часа. Можно присесть рядом и объяснять крохе, для чего необходим навык опрятности; второй день. Сейчас нужно тщательно отслеживать детское поведение, чтобы не пропустить ни один признак готовности сходить в туалет. При каждом таком признаке следует предлагать горшок, чтобы закрепить вчерашние успехи; третий день. Тактика поведения остаётся прежней, но дополнительно нужно избавиться от подгузников даже во время прогулки, чтобы не запутать ребёнка. Перед гулянием следует сделать «мокрые дела», а на улице чаще спрашивать, желает ли кроха писать. Можно взять с собой горшок, чтобы не отлучаться в кусты; четвёртый — седьмой дни. На четвёртые сутки и ребёнок, и вы уже приблизительно в курсе, через какие промежутки времени следует пользоваться горшком. А если малыш увлёкся игрушками и позабыл о нужде, вы ему напоминаете. За каждый успех ребёнка нужно хвалить, ведь мамино поощрение – замечательный стимул для приобретения навыка. Чего следует избегать при обучении малыша навыкам туалета:1.Наказание за неудачную попытку или мокрые штаны однозначно признают вредным и специалисты, и опытные родители. Попытки наказать оттягивают процесс приучения к горшку, формируют у ребенка стойкое отторжение, вызывают активное сопротивление процессу.2.Насильное удержание на горшке вызывает эффекты, подобные наказанию – отторжение, сопротивление, избегание.3.Превращение процесса в игру. Игра с горшком и на горшке дезориентирует малыша, мешает понять и осознать суть процесса.Особенности приучения пользования горшком детей с ограниченными возможностями здоровья.Общие положения: Научитесь корректировать свои ожидания. Если вы воспитываете ребенка с особыми потребностями, вероятно, вы уже скорректировали свои ожидания от совместной жизни с ребенком. Тем не менее, учтите, что все дети с особыми потребностями отличаются друг от друга. При этом они отличаются не только типом особых потребностей, и даже дети с одной и той же проблемой, например, со слепотой, могут по-разному подходить к поставленным перед ними задачам и по-разному справляться с ними. Подумайте о своем ребенке и о том, как его потребности могут повлиять на процесс приучения к туалету. - Так как приучать детей к горшку начинают с раннего возраста, детям с особыми потребностями, вероятно, будет труднее понять или выполнить то, что от них требуется. Приготовьтесь к тому, что вашему ребенку (по сравнению с остальными детьми) может потребоваться больше поддержки, поощрений и напоминаний, чтобы он начал пользоваться туалетом.- Проявите терпение и понимание. Когда вы начнете приучать ребенка к горшку, возможно, что у него будут случаться оплошности, так как это такой же учебный процесс, как и любой другой. Периодически напоминайте себе, что испражнение и мочеиспускание — естественные функции организма, которые происходят автоматически, когда внутренние органы начинают переполняться. Приучая малыша к горшку, вы учите его понимать, когда его органы наполняются почти полностью, чтобы у него была возможность сходить в туалет, а не в подгузник.- Попытайтесь понять трудности, с которыми сталкивается ребенок, если ему трудно понимать сигналы собственного тела. Когда ребенок совершает оплошность, постарайтесь не кричать на него и не высмеивать за это. Подобная негативная реакция со стороны взрослых может привести к тому, что совершаемый ребенком прогресс замедлится, остановится или даже обратится в регресс. - Сохраняйте позитив. Старайтесь оставаться на позитиве, сохранять спокойствие, доброжелательность и терпение, а также будьте последовательны, когда приучаете своего малыша к горшку. Если вы будете испытывать стресс из-за того, что ваш малыш совершает недостаточный прогресс, он может еще сильнее замедлиться. Ребенок способен чувствовать, что вы расстраиваетесь из-за него, что вызовет еще больше сложностей. При этом все же важно давать выход своей фрустрации, но делать это здоровым способом. Доверьтесь супругу или другому взрослому человеку и расскажите ему о своих переживаниях там, где ребенок вас не услышит.- Родителям следует понимать, что особый ребенок потребует от них неординарного подхода. Приучение к горшку малыша с особенностями развития, с нарушением аутистического спектра, когнитивными и поведенческими патологиями потребует более длительного процесса и может быть отложено во времени на несколько лет (в сравнении с типичным развитием). Иногда приучение особых детей к горшку остается невозможным.Обратите внимание! Возраст для приучения типичного ребенка проситься на горшок колеблется в пределах 1,5-3 года. Научится просыпаться ночью на горшок «нормально» до 5 лет. Для особых детей временные рамки не имеют значения.Как ребенка с ЗПР, СДВГ приучить к горшкуДля ребенка с задержкой в развитии следует использовать больше наглядных примеров, чем словесных инструкций.Малыша следует побуждать, поощрять жестами, мимикой, «материальным» подкреплением. Маме нужно понимать, что, несмотря на свой возраст и внешний вид, малыш может быть далеко «не созревшим» для обучения самостоятельному туалету. В осознанности процессов следует ориентироваться на реальный, а не календарный уровень развития.Усидеть на горшке несколько минут для таких малышей часто равносильно пытке. Они не только не хотят сидеть, но активно сопротивляются любой попытке усадить писать.Часто здесь «не работают» мокрые штаны, поскольку малыш их просто не замечает. Хороший результат может дать режимное посещение туалета и значимое поощрение. Чаще это любимое лакомство. Чем старше малыш, тем осознаннее происходит процесс приучения.В раннем возрасте разницы между мальчиками и девочками в посещении туалета нет. Все испражняются сидя, поскольку дефекация и мочеиспускание происходят одновременно. Следует учесть пол при покупке горшка, поскольку девочкам достаточно обычного, круглого, а мальчикам лучше приобрести вариант со специальной перегородкой (или выпуклостью) против разбрызгивания. Обучение мальчика писать стоя в горшок следует поручить папе или родственнику-мужчине. Как научить ребенка аутиста ходить на горшок?Аутизм у ребенка вносит значительные коррективы в процесс приучения к туалету в сравнении с типичным развитием. Аутисты не реагируют на просьбы, не умеют проситься на горшок, игнорируют дискомфорт от мокрых штанов. Проблемой в посещении туалета становятся пищевые предпочтения маленьких аутистов. Отсутствие в рационе достаточного количества клетчатки, заставляет ребенка сильно тужится, что пугает или вызывает боль, неприязнь.Начинать процесс приучения к туалету следует с корректировки меню и питьевого режима. Следует добиваться ежедневного опорожнения кишечника и более частых позывов по-маленькому.Обратите внимание!Малыша-аутиста приучать лучше сразу к унитазу, поскольку, привыкнув к горшку, он может отказаться ходить на унитаз.Примерный алгоритм того, как научить ребенка аутиста ходить на горшок, может выглядеть следующим образом:1.Спокойное нахождение в туалетной комнате до нескольких минут. Следует добиться того, чтобы не пугали громкие звуки спускаемой воды, специфика помещения в целом.2.Сидение на унитазе. Сначала в памперсе, потом без.3.Режимное высаживание на унитаз с поощрением в случае удачи.Следует понимать, что обучение аутиста носит больше режимно-ритуальный характер, а не осознанно-подражательный. В процессе обучения следует создать рутину для посещения туалета и строго ей следовать. Так ребенок может привыкнуть выполнять необходимые действия без осознания цели. Приучение к горшку ребенка с умственной отсталостьюДля таких детей применимы все рекомендации, с коррекцией на постепенность, длительность и характер. Малыши с когнитивным отставанием обычно очень дружелюбны, с радостью повторяют за взрослыми, чувствительны к похвале, одобрению и наказанию.Процесс обучения считается завершенным, если малыш научился:1.проситься или самостоятельно снимать штаны перед горшком;2.сидеть до окончания процесса;3.самостоятельно одеться после.Приучение к горшку ребенка с ДЦП и другими опорно-двигательными нарушениями. Если у ребенка сохранны когнитивные функции, то самое главное – создать условия, чтобы ребенок мог сам добираться до места, где стоит горшок, пересаживаться на него, вставать, снимать и одевать одежду. Скорректировать диету ребенка так, чтобы позывы на стул носили регулярный характер и не создавали дополнительных трудностей, например, при дефекации.Если у ребенка тяжелые и множественные поражения, то родителям следует смириться с тем – что подгузник, это самый приемлемый вариант, для сохранности эмоционального здоровья и родителя и ребенка.Литература:Бирюков В. Н. Как воспитывать ребенка до детского сада. М. «Эксмо» 2015.Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я. Шалаева Г. П. М. «Теревинф» 2018.Приучение к горшку за 1 день. Натан Эзрин, Ричард Фокс. М. «Владос» 2001Сирс М. Ваш малыш от рождения до двух лет. М. «Генезис». 2016
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.