Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Захарова Наталья Ивановна

«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми»

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 9»области 144006, Московская область, г. Электросталь, ул. Первомайская, д. 014+7(917)544-10-58elst_mougim_9@mosreg.ru«РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР»center63500  Стажировочная площадка «Детский сад – маршруты развития» Федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"Педагогический час«Школа молодого специалиста»Консультация «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми»              Автор- составитель психолог высшей квалификационной категории Захарова Наталья Ивановна                                    2024г.В дошкольном учреждении в работе с детьми применяются различные технологии, которые развивают ребёнка и создают предпосылки успешности на новой возрастной ступени. Одна из инновационных технологий является технология «образовательное событие». Это особая ситуация, которая организует педагогов в образовательных целях. Она формирует у ребёнка коммуникативные, познавательные, интегративные, когнитивные качества, работает по преодолению дефицитов самоконтроля, регуляции, переключения внимания на другую деятельность или действие, развивает аналитико – синтетическое мышление.В этой технологии закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, представления. Сюжет подчинён единой теме, которая доступна для дошкольников. Технология в отличие от других позволяет самому ребёнку выстроить реальную картину мира, наделить её смыслом. Это даёт ребёнку полноценно погрузиться в ситуацию, прожить её, почувствовать и получить желаемый результат. Технология реализуется в течение длительного времени, так как дошкольнику необходимо достаточно времени для вхождения в ситуацию, проанализировать её, составить план, подготовиться для неожиданных поворотов и выхода из них. Технология не завершается развязкой, она продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений, и, конечно, же к рефлексии.Одним из ключевых и значимых моментов является эмоциональная составляющая детей. Насколько дети вовлечены в деятельность, насколько им интересно и каков эмоциональный настрой.Как у любой технологии, образовательное событие имеет свою структуру.Эмоциональный взрыв – получение известия, принятие решения;Ожидание самого события, подготовка к нему – ребёнок принимает решения, конкретные действия. Грядущее событие держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни;Наступление ожидаемого события – это еще один эмоциональный взрыв;Жизнь после события – это то, что возможно изменило мировоззрение, представление об ситуации.Но событие может и не менять представления об ситуации, если пропустить составляющую эмоционального взрыва. Тогда сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие.Технология будет эффективна только тогда, когда у детей поддерживается интерес на протяжении деятельности, когда есть трудности, которые заставляют детей думать, искать, пробовать, подбирать, находить нужное из встречающихся ситуаций.Исходя из различных видов деятельности, технология подразделяется на следующие типы:- по типу сюжета (реальный);- игровой;- календарный (привязка к календарному времени);- события – традиции (путешествия, поиски клада, экскурсии);- способ организации (запланированный или спровоцированный воспитателем, или возникший по инициативе детей, событийные праздники).Охарактеризуем каждый тип.Реальный тип подразумевает собой реальную деятельность здесь и сейчас. Это, например, подготовка к театральным постановкам, изготовление атрибутов и т.д.Игровой тип – разворачиваем сюжет самой игры.Календарный тип включает в себя традиционные праздники. Традиционный тип – заранее всем известное образовательное событие, однако к нему не пропадает интерес, потому что каждый раз это событие включает в себя разное содержание. Интрига заключается в том, что каждая группа детей самостоятельно готовит свою часть общего события, удерживает её в тайне от других и в определённый день демонстрирует свою задумку всем остальным.Немаловажную роль играет образовательное событие, запланированное воспитателем, так как есть темы, которые важны для развития кругозора детей, их успешной социализации, но они не озвучиваются детьми. Если педагог выступает в детском сообществе как равноправный партнёр, то исходя от него инициатива воспринимается детьми как ценная и интересная идея.Для развития гибкости ума и предприимчивости важную роль играет образовательное событие, спровоцированное воспитателем. Воспитатель занимает косвенную позицию, и грамотно управляет деятельностью, в свою очередь, создаётся так5ая ситуация, где инициатива исходит от детей. Это совершенно спонтанная ситуация, в которой дети действуют самостоятельно.Образовательное событие, возникшее по инициативе детей – это большая удача для педагога. Компетентность педагога в этом случае заключается в умении видеть «скрытые» мотивы детей, предвидеть ситуацию и её содержание, умение направить её содержание, при этом не потеряв интерес дошкольников. Воспитатель должен суметь превратить интерес ребёнка в интерес группы. Необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события. Однако, яркое начало не является залогом заинтересованности детей в течении всей деятельности. Важно, чтобы ситуация, которую предлагает воспитатель, была актуальной, интересной для большинства детей, в другом случае она нем даст никакого эффекта и не принесёт пользы.Рассмотрим еще один тип образовательного события – это событийные праздники. Завершение длительной деятельности должно стать яркой точкой, кульминацией: дети нашли то, что искали, научились тому, чего раньше делать не умели и т д. Дети должны осознать, что в процессе события с ними произошли изменения, теперь они могут предъявить свои умения, результаты своих трудов. Кульминация события – это праздник во всех смыслах. Событийные праздники отличаются от традиционных тем, что они либо становятся для детей сюрпризом, либо целиком и полностью инициированы и подготовлены самими детьми.К событийным праздникам, подготовленные детьми относятся: концерты, спектакли, парады, карнавальные шествия, познавательно – исследовательские клубы. В познавательно – исследовательской деятельности старшие дошкольники демонстрируют результаты своей работы: показывают эксперименты, реализуют образовательные проекты в рамках технологии.К событийным праздникам, подготовленные взрослыми относят: квест – игра, клубные часы, игровые досуги.Любая деятельность, которую организует воспитатель должна быть доступной, и развеивающей. Поэтому, при планировании образовательного события мы должны учитывать воспитательную и образовательную ценность, какие интегративные качества будут сформированы у ребёнка, каким уровнем регуляции и самоконтроля он будет обладать, его коммуникативные и познавательные функции. Инновационная технология строится на следующих принципах:1.Участие принимают все дети без исключения от начала события до его окончания. Поэтому, соревнования, конкурсы не могут стать образовательным событием, так как в них нет событийности, общей равноправной включённости.2. Традиционно образовательное событие проводится каждый год. Оно не может быть отменено, примерное время его проведения неизвестно. В случае непредвиденных обстоятельств оно переносится, но не отменяется.3.Каждый тип события отличается от другого новым содержанием, необычной формой проведения, нестандартным декором.4. Эта технология требует предварительной работы, объединяющая вокруг себя детей и взрослых.5. Технология имеет общий творческий результат работы.Образовательное событие очень сложно представить в виде конспекта или составленного плана. При конструировании образовательного события очень важно не уйти в комплексно – тематическое планирование. Поэтому, в фокусе внимания необходимо удерживать универсальные результаты, такие как любознательность, коммуникабельность, активность, отзывчивость, самостоятельность, уважительность, поддержка и т.л. Используя данную технологию, педагог чётко должен понимать приоритетные задачи.В первую очередь, используя технологию образовательное событие, педагог планирует задачи для формирования универсальных, а потом предметных, образовательных результатов.Ожидаемые универсальные образовательные результаты:коммуникативные: понимание другого, умение устанавливать контакт, учитывать интересы другого, разрешать конфликты и т д., формирование автономного детского сообщества, умение работать в команде;когнитивные: решение проблемных ситуаций, умение задавать вопросы, аргументировать свои суждения, творчески решать задачи;регуляторные: принятие себя, эмоциональный комфорт, умение следовать правилам, развитие самостоятельности, инициативности.Таким образом, переход на событийный формат образовательнойдеятельности в дошкольном учреждении дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для педагога – это возможность увидетьребёнка в новом свете, услышать его. Для ребёнка – это возможность заявить осебе, сообщить о своих познавательных потребностях и намерениях окружающему миру. За ребёнка не надо решать, думать, давать готовые продукты. Он совершенен для своего возраста. Надо создать условия для развития, и дошкольниксам будет приобретать необходимые жизненно – важные для современноговремени качества. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это как раз и есть возможность для ребёнка естественным образом использовать весь ресурс, который представляет дошкольный возраст.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X