Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Погорелова Елена Владимировна

Самообразование – как одна из эффективных форм повышения педагогического мастерства специалистов

скачать документ

Вернуться назад

Самообразование – как одна из эффективных формповышения педагогического мастерства специалистовПогорелова Е.В.Социальный педагог, методист ОКУ ЦППМСП Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования (словарь Г.М. Коджарспирова). В науке определены три уровня самообразовательной деятельности:адаптивный;проблемно-поисковый;инновационный.Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий  и вместе с тем отличается качественными изменениями. Первый уровень, адаптивный, характерен для начинающего воспитателя. Его  целью является адаптация к профессии. Второй, проблемно-поисковый уровень – качественно новый этап самообразовательной деятельности. Именно на этом этапе могут быть найдены эффективные приемы работы, оригинальные методики. Третий, инновационный уровень предполагает высокую степень развития соответствующих умений. На этом этапе педагог создает социально-значимый продукт деятельности, обладающий практической новизной. Фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток. Этот выбор не каждому дается, он требует не только постановки цели, но и труда, настойчивости в ее реализации. Цель самообразования педагога:расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания;углубление знаний по разным методикам;овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой;повышение общекультурного уровня педагога. Технология самообразования:общение с высококлассными педагогами, мастерами своего дела;решение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение новой технологии, использование дидактических материалов, эффективных приемов обучение и т.д.)критический обзор периодической печати;ошибки, неудачи и их учет в последующей деятельности. Содержание работы по самообразованию:1 этап – организационно – ознакомительный (подготовительный). Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.2 этап – основной (практический). Предполагает применение полученных знаний, навыков и умений, приобретенных качеств на практике: изготовление пособий и атрибутов, проведение мероприятий по теме самообразования и т.д.3 этап – заключительный (итоговый). Предполагает подведение итогов самообразования: выступления на педсоветах, методических объединениях, проведение открытого просмотра, оформление игры и пособия, составление картотеки по проблеме, перспективного плана работы с детьми, организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования, самоанализ педагогической деятельности. Вопросы самообразования ставятся на педсоветах, методических объединениях. В течение учебного года каждый педагог рассказывает о своей самообразовательной работе на педагогических совещаниях. Правильно организовать свою деятельность даст возможность самоанализ результатов самостоятельного изучения психолого-педагогической проблемы. Современные требования к  аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.  Таким образом, предлагаемая система работы  по самообразованию, во-первых ставит каждого педагога перед необходимостью  повышения своих теоретических  и практических знаний, умений  и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт,  наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно  быть в  определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать  атмосферу профессионализма и творчества.  Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога. Памятка для осуществления самоанализаОправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для  изучения  в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования?  Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.Практические выводы после проработки каждой темы.Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами. Другими педагогами).Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.Литература:1.Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя. № 11, 2008.Интернет ресурсы:2. http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками . Болта Галина Николаевна).3. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htmПриложение 1Оценка реализации потребностей педагогов в развитииАнкета № 1 - для выявления способности педагогов к развитию  Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;4 – скорее соответствует, чем нет;3 – и да и нет;2 – скорее не соответствует;1 – не соответствует. №УТВЕРЖДЕНИЕБАЛЛ1Я стремлюсь изучить себя. 2Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами. 3Возникающие препятствия стимулируют мою активность. 4Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. 5Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время 6Я анализирую свои чувства и опыт. 7Я много читаю. 8Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам 9Я верю в свои возможности. 10Я стремлюсь быть более открытым человеком. 11Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди 12Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты 13Я получаю удовольствие от освоения нового 14Возрастающая ответственность не пугает меня. 15Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе Анкета № 2для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагоговОцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:5 – да (препятствуют или стимулируют);4 – скорее да, чем нет;3 – да и нет;2 – скорее нет;1 – нет.Препятствующие факторы:Собственная инерция.Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).Состояние здоровья.Недостаток времени.Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.Стимулирующие факторы:Методическая работа в ДОУ.Обучение на курсах.Пример и влияние коллег.Пример и влияние руководителей.Организация труда в ДОУ.Внимание к этой проблеме руководителей.Доверие.Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.Занятия самообразованием.Интерес к работе.Возрастающая ответственность.Возможность получения признания в коллективе.Обработка анкетПосчитайте общую сумму баллов по первой анкете.Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.            Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.            Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.            Данные заносятся в таблицу.            Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.            Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле: К = К (фактическое) : К (максимальное)Где:     К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X