Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Вера Анатольевна Фролова

Коррекционно-образовательная программа для детей с задержкой психического развития 5-7 лет «УРА! ЭКСПЕРИМЕНТ»

скачать документ

Вернуться назад

Коррекционно-образовательная программа для детей с задержкой психического развития 5-7 лет «УРА! ЭКСПЕРИМЕНТ» Срок реализации программы 2 года Составила: учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 49» г.о.Самара Фролова Вера АнатольевнаI. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка.Коррекционно-образовательная программа «Ура! Эксперимент» для детей с задержкой психического развития (ЗПР) старшего и подготовительного возраста составлена в соответствии с ФГОС ДО, ФАОП ДО и на основе методических рекомендаций: программы развития «Ребёнок в мире поиска» Дыбиной О.В., Поддъякова Н.Н., Рахманова Н.П., Щетининой В.В., «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой; «Программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития" С.Г. Шевченко. Программа «Ура! Эксперимент» рассматривает поисковую и познавательно-исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста. Именно в ФГОС ДО исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС, в области социально-коммуникативного; познавательного и речевого развития, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении комбинированного вида. 1.2. Особенности коррекционно - воспитательного процесса в образовательном учреждении.В нашем дошкольном учреждении осуществляется воспитание и обучение детей с 3-х до 7 лет, это дети с нормой психического развития и дети с задержкой психического развития.В последнее десятилетие перспективным направлением в решении проблем психического развития детей с ЗПР в системе социального и общего образования нашей страны стала интеграция. К новым формам обучения детей с нарушениями интеллекта, с ЗПР следует отнести их интеграцию в массовую школу или в группу детей дошкольного возраста с нормальным психическим развитием. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удаётся реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР). Такие дети, на первый взгляд, не очень отличаются от сверстников. Это даёт возможность нахождения их в одной возрастной группе дошкольников. Современная модель интеграции предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию, но для них необходима специальная программа коррекционного обучения, им необходимы услуги дефектолога и логопеда. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 г. о. Самара осуществляет интеграцию детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеразвивающие группы, проводит работу по взаимоадоптации детей с ЗПР и нормальным психическим развитием (НПР), работает над коррекцией ЗПР, развитием эмоционально-волевой сферы. Создана модель интеграции детей с ЗПР в среду сверстников в условиях ДОУ: основной обучающий процесс проходит раздельно по разным программам и проводится учителем-дефектологом с детьми с ЗПР и воспитателями с детьми с нормальным психическим развитием (НПР). В обучающий блок включена непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «речевое развитие», «познание», «чтение художественной литературы». Все режимные моменты проходят совместно – дневной сон, питание, прогулка, свободная игровая деятельность. Совместно же проводится и вся образовательная деятельность по областям «музыка», физическая культура», «художественное творчество». Это позволяет всем детям иметь общие интересы и темы для общения, не чувствовать изоляции, подготовиться к школьному обучению. Образовательная программа нашего дошкольного учреждения решает вопросы адаптации детей к окружающей жизни в среде детей с нормальным развитием и в то же время уделяет большое внимание коррекционной работе с детьми ЗПР. Работа в такой необычной группе предполагает обязательную тесную взаимосвязь всех работающих с детьми педагогов и, конечно, родителей. Такую группу назвали комбинированной. 1. 3. Психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития. Познавательно-речевое развитие детей с ЗПР имеет свои особенности. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребёнка приходится на недостаточность познавательных процессов. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Одни из них практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза. Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность. Таким образом, познавательно-речевое развитие является важнейшим направлением в детском саду для детей с ЗПР, так как дети с ЗПР в первую очередь характеризуются снижением познавательной активности. 1.4. Новизна программы.Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для детей с ЗПР старшего, подготовительного возраста. А также в процессе экспериментальной деятельности интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.1.5. Принципы, актуальность, цель, задачи программы. Данная программа предполагает знакомство детей с ЗПР с физическими явлениями (свойства твёрдых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т.д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.При систематизации и подборе разделов программы использован принцип «от простого к сложному». При разработке методов обучения мы опирались на теоретические положения Ю.К. Бабанского, который указывал на необходимость соблюдения следующих связей, обусловливающих создание целостного образовательного процесса: «Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями». Связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации образовательного процесса». Эти теоретические положения позволили нам построить содержание программы «Ура! Эксперимент» и развивающие технологии работы с детьми с ЗПР.В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у дошкольников не только глубоких и прочных знаний, необходимых для дальнейшего обучения в школе, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В ФГОС развивается идея реализации личностно-ориентированного образования, в которой будет обеспечено самоопределение и саморазвитие личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности, формированию интегративных качеств ребёнка. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения дошкольников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей, но она не отражает потребности детей с ЗРП в экспериментальной деятельности. Актуальность Программы «Ура! Эксперимент» заключается в том, чтобы, следуя Федеральным Государственным стандартам по формированию интегративных качеств ребёнка, выстроить систему работы, позволяющую детям с ЗПР проявить свои возможности в формировании исследовательской и познавательной активности. Цель исследовательско - экспериментальной и опытно-практической деятельности - развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; формирование потребности в создании собственной картины мира. Задачи исследовательско-экспериментальной и опытно-практической деятельности обязательно должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития детей и их практических интересов. Образовательные: расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света, разное агрегатное состояние воды и т.д.).Коррекционные: формировать способы познания окружающей действительности путём сенсорного анализа; развивать мыслительные способности в процессе анализа, классификации, сравнения, обобщения; формировать диалогическую и монологическую формы речи, развить навыки общения;Воспитательные: развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней. Формировать социально-личностное направление ребёнка: развивать коммуникативность; совершенствовать самостоятельность, наблюдательность, активность; развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий; формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.1.6. Значение эксперимента. Эксперимент способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Эксперименты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей, природных явлений. 1.7. Планируемые результаты. В ходе реализации программы по экспериментированию «Ура! Эксперимент» предполагается, что дети приобретут: представления о свойствах веществ; умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования; навыки исследовательской деятельности: самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать, поясняет ход деятельности, доводит дело до конца; умения описывать окружающую действительность и свои действия, используя сложные распространённые предложения; расширенные знания об объектах и их свойствах;навыки познавательной активности, устойчивый интерес в процессе экспериментальной деятельности. А также предполагается, что к концу образовательного процесса у детей с ЗПР будут сформированы интегративные качества ребёнка необходимые для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности. Рассматриваются такие интегративные качества как: любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание коррекционной программы.Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков интеллектуального и речевого развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении Общеобразовательной программы. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми в процессе экспериментальной деятельности. 2.2. Принципы работы с детьми в процессе исследовательско -экспериментальной деятельности:1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при учёте психофизиологических особенностей детей с ЗПР, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.3. Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему её развитию; обеспечивает психологическую защищенность ребёнка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности   ребёнка.5. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми с ЗПР; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.6. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путём решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.7. Принцип креативности: предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.8. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы с детьми с ЗПР.2. 3. Методы и формы работы. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности, обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей. Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используются так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов: Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида: - распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; - за изменением и преобразованием объектов;Практические методы обучения, следующие: - игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом; - элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.Словесные методы обучения, следующие:- пояснения педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.- рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.- беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.Формы работы с детьми: фронтальные; групповые; индивидуальные.2.4. Содержание исследовательско-экспериментальной деятельности.Коррекционная Программа «Ура! Эксперимент» построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, использовать результаты опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Разработки опираются на исследования   известных учёных, как: Прохорова Л.Н., Балакшина Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенковой, О.В. Афанасьевой и пр.Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующую структуру при проведении экспериментов: 1. постановка проблемы; 2. поиск путей решения проблемы; 3. проведение наблюдения; 4. обсуждение увиденных результатов; 5. формулировка выводов.  На основе структуры и способах проведения экспериментов Н.Н. Поддъякова можно предложить следующую структуру детского экспериментирования.Структура детского экспериментирования Классификация экспериментов по разным принципам:по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.по количеству детей: индивидуальные, групповые.по причине их проведения: запланированные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.); случайные, поставленные в ответ на вопрос ребёнка. Случайные эксперименты проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия. Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребёнка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребёнок, который задал вопрос, либо его товарищи.по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.по способу применения: демонстрационные и фронтальные.Демонстрационные проводит педагог, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жёстко регламентировать продолжительность опыта.2.5. Условия проведения экспериментов:- учитывать то, что дошкольникам с ЗПР трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух;- учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей;- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов;- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа педагога и детей, помощь педагога детям, работа педагога по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущениепедагогом неточностей в работе и т.д.);- в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности;- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно;- в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.2.6. Методика проведения опытов и экспериментов.Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстаёт и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах использовать методику мнемотехники.Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах: дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого явления; наличием свободного времени; состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности; если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, её можно продолжить сверх запланированного времени.2.7. Условия безопасного проведения исследовательско-экспериментальной деятельности.Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. В эксперименте с растениями следует избегать воздействий, наносящих вред, а именно: не поливать длительное время, выносить на мороз, вызвать солнечные ожоги или иными способами доводить растения до гибели. Во время экспериментов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность для здоровья детей, опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами.Совершенно недопустимы опыты, в которых создаётся реальная угроза жизни и здоровью детей – работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами.Таким образом, можно сделать вывод, что немаловажное значение в развитии познавательного интереса у детей с ЗПР имеет учёт основных характеристик детского экспериментирования, учёт всех требований и правил безопасности. Соблюдение структуры детского экспериментирования, хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, так же стимулирует детей к самостоятельной исследовательской деятельности, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. 2.8. Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования. Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.  В уголке экспериментирования необходимо иметь: Основное оборудование: - приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожа, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др; - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и т. д. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1. Тематическое планирование исследоватнльско-экспериментальной деятельности. Категория обучающихся: дети с ЗПР 5-7 лет.Срок обучения: программа рассчитана на два года обучения и является дополнением к коррекционно - образовательной программе МБДОУ № 49 и рассчитана на 31 час. Режим занятий: 1 раз в неделю (25 - 30 мин.) в форме кружковой работы.Тематическое планирование экспериментов для детей с ЗПР 5-6 лет. месяцлексическая темаэкспериментальная и практическая деятельностькол-во часов кол-во экспери- ментовСентябрьДиагностикаНаш детский садЗнакомство с экспериментальной деят. д\и «Что из чего сделано?»25 мин1Фруктыд\и «Узнай на вкус»25 мин1ОктябрьОвощид\и «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь»25 мин1Собираем урожайд\и «Сравни на ощупь фрукт и овощ»25 мин1Осенняя пора - очей очарованье«Свойства воды» Эксперимент получение оранжевого цвета на волчке и путем смешения красок в воде.25 мин1Мы друзья птиц Эксперимент «Свойства воздуха», где его искать, «Стакан под водой»25 мин1НоябрьДомашние птицыЭксперимент «Почему птицы плавают в воде?»25 мин1Кто живет в лесу?Эксперимент «Статическое электрич.» «Электрический театр»25 мин1Деревья и кустарники«Свойства воды» Эксперимент «Очищение воды»25 мин1Домашние животныеЭксперимент «Поиски звука», «Спичечный телефон»25 мин1ДекабрьТранспортСвойства металла эксперименты с магнитом «Рыбалка», «Колобок на дорожке».25 мин1Здравствуй зима!Свойства соли. Получение голубого цвета на волчке и путем смешения красок «Волшебные веточки»25 мин1Неделя сказок и театраЭксперимент со светом, «Свойства света» теневой театр25 мин1Наши праздникиЭксперимент «Свойства бумаги», «Бумажные цветы в воде»25 мин1ЯнварьдиагностикаЗимние забавыЭксперимент «Свойства льда и снега»25 мин1МебельЭксперимент «Свойства дерева»25 мин1ПосудаЭксперимент с различными видами стекла «Увеличь снежинку», «Поющее стекло»25 мин1ФевральОдеждаЭксперимент «Свойства ткани и бумаги», «Сухо - мокро», «Вода - вверх».25 мин1Обувь. Головные уборы.Эксперимент «Свойства резины», «Упругость», «Повелитель воздушных шаров» 25 мин1Наши папы и дедушки «Свойства сахара», эксперимент «Жареный» сахар» 25 мин1Что из чего сделано?Эксперименты с предметами из разных материалов (в воде и на ощупь) д\и «Сравни свойства»25 мин1МартНеделя мама и бабушекЭксперимент «Свойства соли», «Солёная и питьевая вода» Практическая деятельность с соленым тестом.25 мин1Труд взрослыхПрактическая деят. посадка рассады. эксперимент «Где быстрее распускаются?»25 мин1Весна – красна!«Свойства воды» «Животворные свойства воды» Получение зеленого цвета на волчке и путем смешения красок в воде.25 мин1Прилетели птицы«Свойства воздуха» эксперимент «Взвесь воздух», «Танцующая монетка».25 мин1АпрельМоя любимая игрушкаЭксперимент «Свойства песка», Д/и «Песочная картина».25 мин1Наш участокЭксперимент «Свойства песка и глины», Прак.деят. с глиной и водой. «Где вода?»25 мин1Насекомые?Эксперимент со светом «Солнечные зайчики»,25 мин1Приметы поздней весныЭксперимент с водой и солью «Солёная и питьевая вода»25 мин1МайЦветущий май (цветы, деревья)Эксперимент с цветом «Разноцветные цветы»25 мин1Здравствуй лето! ЯгодыЭксперимент со светом «Радуга» Прак. деят. с получением основных цветов на волчке и путём смешения красок.25 мин1диагностикаВсего:13 ч31Тематическое планирование экспериментов для детей с ЗПР 6-7 лет.месяцлексическая темаэкспериментальная и практическая деятельностькол-во часов кол-во экспери- ментовСентябрьдиагностикаНаш детский садЗнакомство с экспериментальной деят.д\и «Что из чего сделано?»30 мин1ФруктыСвойства воздуха», эксперимент «Апельсин под водой», «Подводная лодка из винограда» д\и «Узнай на вкус» 30 мин1ОктябрьОвощиЭксперимент «Волшебное семя» д\и «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь»30 мин1Собираем урожайЭксперимент «Свойства воздуха» «Есть ли в земле воздух?», «Сильная газета».30 мин1Осенняя пора - очей очарованье«Свойства воды» эксперимент «Окрашивание цветка»30 мин1Мы друзья птиц (перелетные)«Свойства воздуха» эксперимент «Трубочка - рапира», «Реактивная машина из воздушного шарика»30 мин1НоябрьДомашние птицы«Свойства воды» горячая и холодная, эксперимент «Пар – это вода», «Делаем облако»30 мин1Кто живет в лесу?Эксперимент «Статическое электричество», «Магнит для конфетти», «Электрический театр»30 мин1Деревья и кустарники«Свойства воды» эксперимент «Испарения с листа растения» круговорот воды в природе.30 мин1Домашние животныеЭксперимент «Поиск звука», «Где живет эхо», «Спичечный телефон»30 мин1ДекабрьТранспортЭксперименты с металлом и магнитом «Лабиринт», «Вынь скрепку без рук»30 мин1Здравствуй зима!Эксперимент «Свойства льда», «Лед в трубке», Получение голубого цвета на волчке и путем смешения красок.30 мин1Неделя сказок и театраЭксперимент со светом «Смешение пучков света», теневой театр д\и «Угадай тень, какой предмета?»30 мин1Наши праздникиЭксперимент «Свойства ткани и бумаги» «Несгораемая бумага»30 мин1ЯнварьДиагностика 30 мин1Зимние забавыЭксперимент «Свойства льда и снега», «Иней»30 мин1МебельЭксперимент «Свойства дерева», «Волшебные спички30 мин1ПосудаЭксперимент «Свойства стекла», «Отпечаток пальца».30 мин1ФевральОдеждаЭксперимент «Свойства ткани и бумаги», «Из стакана в стакан», «Окраска ткани».30 мин1Обувь. Головные уборы.Эксперимент «Свойства резины», «Ракета из воздушного шара», «Шарик магнит».30 мин1Наши папы и дедушки«Свойства сахара», эксперимент «Сладкая радуга», «Жареный» сахар».30 мин1Что из чего сделано?Эксперимент с предметами из разных материалов (в воде и на ощупь), «Башня плотности».30 мин1МартНеделя мама и бабушекЭксперимент «Свойства соли» выращивание кристаллов.30 мин1Труд взрослыхПрактическая деятельность посадка рассады. Эксперимент с ветками деревьев «На свету и в темноте».30 мин1Весна – красна!«Свойства воды» эксперимент «Как из соленой воды получить питьевую воду?» «Воздушные пузыри на морозе»30 мин1Прилетели птицы«Свойства воздуха», Эксперимент «Соломинка - пипетка»30 мин1АпрельМоя любимая игрушкаЭксперимент «Свойства песка и глины», «Где вода?», д\игра «Слепи игрушку»30 мин1Наш участокЭксперимент «Свойства песка и камня», «Природные фильтры», «Шумящий камень»30 мин1НасекомыеЭксперимент «Невидимое письмо»30 мин1Приметы поздней весны«Свойства воздуха» «Трубочка – рапира»30 мин1МайЦветущий май (цветы, деревья)«Свойства жидкостей», эксперимент «Башня плотности»30 мин1Здравствуй лето! ЯгодыЭксперимент со свойствами солнечного тепла. «Солнце греет краски», «Радуга»30 мин1диагностикаВсего:15ч.30 313.2. Мониторинг уровня сформированности исследовательско-экспериментальной деятельности детей с ЗПР старшего и подготовительного дошкольного возраста в процессе ознакомлении с неживой природой. Целью исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой. Нами были определены показатели и разработаны диагностические методики на основе мониторингов Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. В целях проверки уровня сформированности познавательных процессов исследовательско-экспериментальной деятельности, предлагается проводить мониторинг: «Мониторинг уровня сформированности исследовательско - экспериментальной деятельности детей с ЗПР». Подбору диагностических методик предшествовало чёткое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования. Мы выделили структурные компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как "ряд навыков деятельности".Мониторинг уровня сформированности исследовательско-экспериментальной деятельности детей с ЗПР рассматривается в (Приложение 3).В процессе детского экспериментирования дети научились:видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребёнка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребёнок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс её реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления. Во взаимодействии человека с окружающим миром.3.3. Работа с родителями. Данная программа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребёнка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому необходимо привлекать родителей к активной помощи. В поисках единомышленников в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей проводится анкетирование родителей, с целью выявления их отношения к поисково-исследовательской активности (Приложение 2). На родительских собраниях, и консультациях, например, можно предложить родителям и детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережёте ли вы её? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Можно посоветовать родителям привлекать детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывать ответственность за их жизнь и здоровье. Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».3.4. Технологичность программы.В программе «Ура! Эксперимент» процесс экспериментально-практической деятельности тесно соотносится с календарно-тематическим планированием в определённой группе, к каждой лексической теме, в рамках программы С. Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, подобрана исследовтельско-экспериментальная деятельность в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей с ЗПР. Так же к данной программе разработаны «Технологические карты опытов», в которых указаны методы и приёмы работы во время проведения экспериментальной деятельности. (Приложение 1). Для активизации работы с родителями в программе предлагается анкетирование и консультация для родителей, предусматривающие методическую помощь по проведению опытов на дому. (Приложение 2).Для установления эффективности использования детского экспериментирования применяется мониторинг «Мониторинг уровня сформированности исследовательско-экспериментальной деятельности детей с ЗПР», определяющий формирование познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой. (Приложение 3). Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность её использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области. Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал, представленный в разделе «Приложения» в программе «Ура! Эксперимент» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.3.5. Заключение.Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи — это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду. На основании проведённой работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Хочется закончить китайским изречением. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Усваивается все прочно только тогда, когда ребёнок слышит, видит и делает что-то сам.3.6. Информационные ресурсы: -Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – М., 2004; - Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред.М.А. Васильева. - М., 2007.- Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1. - С.6. - Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. - Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. № - Поддьяков Н.Н. -Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М. 2003г.-Салихова Н.В. Психическое развитие детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников. Самара, 2002г.-Венгера Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников - М., 1978.;-«Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. -Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи» – С.- П., 1999г.; -Яковлева М., Болушевский С. «Большая книга научныхопытов для детей и взрослых» - М. 2012;-Т. И. Баевой и А. Г. Гигоберидзе программа «Детство»-Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 64 с.- Прохорова Л.Н., Меньшикова Л. Н. Методика «Маленький исследователь»- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.- Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с, - (Программа развития).

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X