Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Бакижанова Бакыт Абдрахмановна
Организация и координация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
скачать документВернуться назад
Доклад«Организация и координация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»Б. А. Бакижанова, воспитатель МАДОУ ДС № 10 «Березка»Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет представителей Госавтоинспекции и органы образования в единую систему. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. И в этой связи, наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.Поведение пешеходов на дороге зависит от ряда причин, в числе которых следует выделить следующие группы факторов: личностно-характерологические свойства людей; возрастные особенности; психические состояния. Психология детей характеризуется поверхностным восприятием требований соблюдения правил дорожного движения, легкомысленным отношением к переходу дороги, малым практическим опытом. Наиболее частой причиной детского дорожно-транспортного травматизма является их игровая или иная увлеченность. Концентрация внимания на увлекающих моментах игры создает условия, когда дети выскакивают на проезжую часть, переходят улицу по запрещающему сигналу светофора.В этой связи находится и другое, крайне опасное для кризисной ситуации действие детей: логически не прогнозированное их поведение. Испугавшись приближающейся автомашины, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, бросается в сторону приближающейся с противоположной стороны машины. Дети, опасаясь дороги, могут, взглянув в одну сторону, побежать через проезжую часть, не оценив ситуации, с другой стороны.Эти и другие особенности детей требуют постоянного напоминания им взрослыми (воспитателями, педагогами, родителями и сотрудниками подразделений ГИБДД) о необходимости быть осторожными и внимательными. Результат любой деятельности зависит от направленности человека, его интересов, способностей, темперамента, характера, морально-нравственных и психофизиологических качеств, которые в совокупности определяют его поведение в конкретных жизненных ситуациях. Основными компонентами системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются: органы исполнительной власти (Управление ГИБДД и управление образования); образовательные учреждения, в структуре которых работают педагоги, владеющие знаниями, методами обучения и воспитания основам безопасности дорожного движения; учреждения социально-культурной сферы; организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.Объектами деятельности системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются: участники дорожного движения, в том числе воспитанники образовательных учреждений; образовательные учреждения как объекты для совершенствования их учебно-методической и материально-технической базы; педагоги образовательных учреждений; родители не только как непосредственные участники дорожного движения, но и как участники процесса воспитания детей; средства массовой информации.Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет представителей ГИБДД и органы образования в единую систему. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. И в этой связи, наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.Основными направлениями деятельности учреждений образования должны быть: обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах; обучение и воспитание основам безопасности дорожного движения и продолжение этого процесса в различного рода учреждениях дополнительного образования; совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; развитие сети новых творческих объединений детей по изучению правил дорожного движения; воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения. Причины детского дорожно-транспортного травматизма, цели, задачи и содержание профилактики и предупреждения ДДТТ.I. Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает по данной причине в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как дети дошкольного возраста не осознают опасности.По данным социологических исследований 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности. В результате произошли наезды.Несчастные случаи происходят и по вине водителя, который, увидев бегущих детей, не снижает скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу.Вместе с тем исследования показывают, что основной причиной дорожно-транспортных происшествий является психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах. Дети попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, не-умения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие причины.II. Неподчинение сигналам регулирования.В силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдет наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зеленый мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.III. Нахождение на дороге дошкольников без сопровождения взрослых.Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги.IV. Игра вблизи и на проезжей части.В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.Условия, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей: нахождение детей в салоне автомобиля в качестве пассажиров без детских удерживающих устройств (автокресел); нарушение правил дорожного движения взрослыми при переходе проезжей части дороги.Таким образом, неправильное поведение детей на дороге, приводящее к возникновению опасных дорожно-транспортных ситуаций, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, так и причинами, заложенными в самой природе ребенка.В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге». Заниматься этим надо постоянно. Роль внимания в дорожном движении настолько несомненна и велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке. К сожалению, в наших Правилах дорожного движения это требование пока отсутствует, хотя практически быть внимательным надо постоянно. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность всех уровней государственных ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления.Целью профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является:развитие концептуально обоснованного системного подхода к обучению, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;создание ситуации, препятствующей нарушению Правил дорожного движения;разработка и апробирование концептуальной модели обучения Правилам дорожного движения и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;разработка и внедрение комплекса обучающих программ по обучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма из числа учителей школы, подростков и их родителей; дать родителям знания и навыки, способствующие выработке привычки к безопасному поведению на дороге, как положительного примера для детей, и этим обеспечить эффективный подход к предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди учащихся, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с детьми.Для достижения этих целей требуется выполнение следующих основных задач: проведение научно-обоснованной управленческой и организационной деятельности по созданию условий для эффективного достижения поставленных целей; формирование высокофункциональных стратегий поведения и личных ресурсов, препятствующих нарушению Правил дорожного движения; информирование детей о действиях и последствиях нарушения Правил дорожного движения, причинах дорожно-транспортных происшествий; направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию соблюдения Правил дорожного движения учащимися; привитие навыков самостоятельного и безопасного поведения на улице, усвоение понятий и соответствующего образа мышления; разработка и апробирование моделей поведения ребенка в тяжёлых и непредвиденных дорожных ситуациях; разработка и апробирование рекомендаций по безопасному поведению детей на дороге и в транспорте; пропаганда знаний безопасного поведения и участия в дорожном движении; выявление родителей, нуждающихся в методической помощи и оказание им помощи по обучению детей Правилам дорожного движения.Содержание деятельности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.Содержание профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, определяемое его целью и задачами, обуславливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.С учетом этих факторов в содержании анализируемой деятельности можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, нравственным и другим проблемам, сохранение жизни и здоровья детей (уважение к законности, ответственность за свое здоровье, а также здоровье окружающих, обеспечение дорожной безопасности и другое).Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.В современных условиях, возросло количество автотранспорта. В то время, когда решается проблема дорожно-транспортного травматизма, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, а также форм и методов пропаганды.Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (прежде всего практического характера), которые возлагаются на государственные ведомства, общественные объединения и организации, органы местного самоуправления, органы образования, подразделения ГИБДД.Специфический компонент профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым педагогом и родителями своей роли и места в профилактике и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для сохранения жизни и здоровья детей.В современных условиях в содержании профилактики и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма детей в качестве приоритетных выделяются следующие ценности: общенациональность в государственном масштабе; приоритет общественно-государственных над личными интересами; формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личных ресурсов учащихся в соблюдении Правил дорожного движения; создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы с учащимися; сохранение жизни и здоровья учащихся; воспитание законопослушных граждан; преемственность, сохранение и развитие лучших традиций в профилактике и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.Система этих и других ценностей является важным фактором в профилактике и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма, характеризующихся высоким морально-психологическим состоянием учащихся.Введение в содержание профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма воспитания этих и других ценностей - отражение объективных сторон общественного менталитета и российской государственности. Без таких ценностей и соответствующего теоретического и организованного обеспечения, система профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма будет оставаться непрочной конструкцией, оторванной от важнейших функций государства и от общественных приоритетов.Эффективность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма во многом зависит от активного взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции с работниками органов управления образованием, воспитателями и педагогами образовательных учреждений различных типов и видов. Система предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной и учебной деятельности на всех ее уровнях, начиная с группы и заканчивая органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на профилактику и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства.Система профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма включает: формирование и развитие социально значимых ценностей, сохранение жизни и здоровья детей в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в других типах учебных заведений; формирование готовности к действиям в специфических и экстремальных условиях на улицах и дорогах массовую работу по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, организуемую и осуществляемую государственными органами и организациями, органами местной власти и управления, правоохранительными органами и организациями (ГИБДД, отделом молодежи и т.д.). деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусств, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем предупреждения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, на формирование и развитие личности гражданина.Организация и проведение мероприятий по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, включает в себя обширные и многообразные формы и методы по предупреждению и профилактике детского дрожно-транспортного травматизма, которые используются главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса, или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий, и др.) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным (кружках, курсах, секциях и др., беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, сотрудниками ГИБДД), совершенствование учебно-материальной базы и т.д.Вторая группа, обусловленная спецификой содержания по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма менее разнообразна и характеризуется направленностью форм, проводимых преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д.Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практическими компонентами по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.Осуществление задач по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный. Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям: Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность, и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ. Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ. Необходимыми условиями эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является регулярный учет нарушений Правил дорожного движения, фиксирование и его анализ, реально и конкретно проявляющихся в изменении ряда качественных и возрастных характеристик.Эффективность зависит от: состояния объективных и субъективных условий макро и микросреды и их учета в процессе работы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; внутренней слаженности, упорядоченности, организованности и степени взаимодействия основных компонентов в системе предупреждения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (субъекты, их взаимосвязи, содержание, формы, методы, средства и др.).Определение того или иного уровня эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма производится на уровне критериев, которые выступают образцом, эталоном, выражают высший, наиболее оптимальный уровень по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, определяют степень его соответствии, приближения к норме. Основанием для выведения конкретных критериев эффективности является результат профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, соотносимый с затраченными усилиями и объективно заданными параметрами этой деятельности, осуществляемой в интересах решения конкретных задач по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.Основными критериями эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма являются:практически-результативный, определяющий действенность по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в плане обеспечения влияния его субъектов на учащихся, вследствие чего в ее деятельности и поведении происходят конкретные позитивные изменения (сокращения ДТП с участием детей);оптимально - деятельностный, определяющий соответствие задач, содержания, форм, средств по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, стремление к саморазвитию и к активной социализации в обществе;реализационно – целевой, определяющий готовность правил-но ставить и творчески решать его задачи по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, находить конкретные пути повышения эффективности этой деятельности по достижению желаемого результата, совпадающего с ее целью и соответствующего основным интересам общества.При определении эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма очень важно учитывать как количественные, так и качественные показатели; характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание и поведение учащихся.При всей важности количественных показателей решающую роль в определении эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного играют качественные критерии, осознание целей и задач по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.Критерии эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны, не только ее результат, но и процесс его достижения, не только усилия субъекта, но и их реализацию, воплощенную в объекте. При определении основных направлений повышения эффективности системы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходимо: прежде всего, следует исходить из наличия и предпосылок, огромного невостребованного еще потенциала по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности в области предупреждения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; обеспечение тесной взаимосвязи в процессе воспитания и обучения различных почти не связанных между собой структур и органов, управления воспитательной работой.Литература1. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД – СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс,2011-208с.2. Гарнишева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, дидактические игры. – СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс, 2011-64с.3. Вдовиченко Л. А. ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. – СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс, 2011-96с.4. Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения: Практическое пособие (под редакцией Сорокиной Л. А. – М.: АРКТИ. 2011-64с. Ил. /растем гражданами и патриотами/5. Балыко Д. НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания подростка /Диана Балыко-М.: Эксмо,2009-256с. /НЛП-допинг/
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.