Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Гуськова Клавдия Борисовна

"Этническая культура Поволжья в музыке композиторов современности"

скачать документ

Вернуться назад

МБУ ДО ДШИ №10 г. УльяновскМетодическая разработка на тему: «Этническая культура Поволжья в музыке композиторов современности»Составитель: концертмейстер - преподаватель Гуськова Клавдия Борисовна. Этническая история Среднего Поволжья имеет многовековую историю, в которой переплелись взаимоотношения разных народов - русских, татар, чувашей, мари, удмуртов, мордвы, поволжских немцев. Каждый из этих народов как носитель собственной этнокультурной традиции создавал свой неповторимый штрих в многоцветный образ средневолжской культуры, географические границы которого не умещаются в известные нам историко-государственные образования. Поволжье – это регион, где целостное культурное пространство характеризуется историческими хорошими взаимоотношениями ислама и христианства, в сочетании с некоторыми сохранившимися формами язычества. Если обратиться к сравнению этномузыкального «содержания» культур этих народов, то здесь также имелись черты сходства и различия. К первым следует отнести, в первую очередь, единую пентатонику. Для традиционной музыкальной культуры татар, чувашей, марийцев - базовой ладовой основой является пентатонный колорит. Сходной этномузыкальной чертой народов Среднего Поволжья является опора на одноголосные представление музыкального мышления. Хотя элементы многоголосия к началу XX века пробивают себе путь в отдельных жанрах устного музыкального творчества, все-таки естественной формой национального звуковыражения остается монодия(одноголосие). Черты сходства имеются в относительной близости жанровых систем песенного фольклора, в составе народного инструментария. Существенные отличия в музыкальной культуре во многом обусловлены вероисповедальными факторами художественной жизни данных народов. Исламский этикет вызывал активное развитие музыкально-поэтического искусства у татар, вызвав расцвет изысканных форм монодического пения и мелодекламирования. У марийцев и чувашей в связи с большой ролью языческой обрядовости остались сохраненными традиции коллективного ритмо-тембрового мышления, имела особый статус инструментальная музыка. Изучение этнической культуры народов Поволжья, знакомство с празднично - обрядовыми и семейно – бытовыми обычаями, религиозными представлениями, литературным творчеством, декоративно – прикладным искусством, промыслами, танцами, народными играми разных народов позволяет понять и образовывать в профессиональной культуре самобытные национальные и общечеловеческие ценности и традиции. Основой творчества многих современных композиторов среднего Поволжья являются этномузыкальные традиции народов этого региона: старинные, трудовые, семейные, обрядовые, праздничные и другие напевы, инструментальные наигрыши, танцевальная музыка. В своем творчестве, например, композитор Анатолий Луппов, обращается в основном к марийскому, русскому, татарскому этническому музыкальному материалу. Рашид Калимуллин, обращается к татарским культурным истокам, сочетающие национальные культурные звучания. Леонид Любовский – мастер полифонической обработки народных напевов разных народностей. Применяя, используя жанровые интонационные и стилистические особенности народных мелодий, их музыкальное и поэтическое содержание композиторы 20 -21 века создают высокохудожественные образцы профессионального музыкального искусства среднего Поволжья. Известны такие современные композиторы, которые писали в разных жанрах, в особенности произведения для фортепиано, написанные для детей и юношества: - Рашид Калимуллин (Цикл фортепианных пьес для детей, среди них «Казань любима», «Казань спортивная», «Города мира», «Лесные сказки», «Любимая деревня», «Школьные годы», « Сонатина» и мн.др.) - Анатолий Луппов («Детский альбом» на татарские народные темы, Чувашская сюита, Юмореска, Девять татарских народных песен для детей, «Акварели»: Четыре пьесы, Марийский альбом, Фантазия для фортепиано с оркестром на темы балета «Лесная легенда», Детский альбом № 2, и т.д.)- Леонид Любовский (Циклы для фортепиано: "Багатели", "Романтические пьесы в 4 руки для фортепиано", "7 мимолётностей", Игра стилей (Play on Styles)- 12 прелюдий и фуг для фортепиано от 12 тонов, Кантата "Предчувствие весны" для детского хора с фортепиано (оркестром), и т. д.)- Ренат Хакимов (фортепианные пьесы импровизационного склада, фортепианная сюита, «Концертино для фортепиано и оркестра народных инструментов», фортепианный цикл – Причуды, Ностальгия для фортепиано и оркестра, и т.д.)- Ренат Еникеев (цикл «Тюркские напевы», пять сюит, В мире кукол, Четыре миниатюры, и т. д.)Современные композиторы Поволжья необыкновенно преломляют музыкальный народный фольклор Поволжья в произведениях разных жанров (симфонические, сценические, камерно – инструментальные, вокальные, хоровые) с использованием классических (полифонизация, пентатонический лад, фактурные изложения) и новаторских выразительных средств (эстрадно – джазовый стиль, коллаж, кластеры) и современных композиторских техник (политональная техника, минимализм) с учетом особенностей музыкального языка и традиций, ценностей региона. Творчество композиторов является национальным достоянием России.Список литературы:1. Г.Е. Марков, Р.Г. Кузеев «Народы Среднего Поволжья и Южного Урала»2. Б. Л. Хамидуллин «Народы Казанского ханства» 3. А.Н. Сахар «Социология и музыкальная культура»Октябрь, 2024 г.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X