Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Родионова Наталья Владимировна
Проект "Насекомые"
скачать документВернуться назад
Проект«Насекомые». (познавательно-исследовательский, творческий). Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 39»Автор. Родионова Н.В.Г.Арзамас2024гВоспитательПаспорт педагогического проекта Тема проекта «Насекомые». Вид проекта Познавательно – исследовательский, творческий.Участники проектаПедагоги группы, родители, воспитанники старшей группы с ТНР.Возраст детей5 - 6 лет.Актуальность проекта Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Представления наших детей о насекомых, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи. Благодаря этому проекту, дети окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.Проблема, на решение которой направлена проектная деятельность Дети имеют недостаточно представлений о разнообразии видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.Вопросы содержательного направления проекта Кто такие насекомые? Значение насекомых для природы и человека? Какие бывают насекомые? (названия).Где живут насекомые?Как передвигаются насекомые?Чем питаются?Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут?Цель проекта Формирование у детей представлений о разнообразии видов насекомых. Задачи проектаДля детей:Образовательные:- расширять и систематизировать представления детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;- продолжать стимулировать самостоятельную поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме;- активизировать познавательную деятельность детей к объектам живой природы.Развивающие:- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы, делать выводы;- развивать коммуникативные навыки через беседы, наблюдения, словесные и дидактические игры, знакомство с художественной и научной литературой, видео и интернет ресурсами в совместной деятельности со взрослыми (родителями и педагогами);- способствовать развитию речь детей, активизации словарного запаса;- развивать инициативность, эмоциональную отзывчивость;- расширять творческие способности детей.Воспитательные:- воспитывать бережное отношение к природе.Для педагогов:- создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по всем образовательным областям;- создать информационную базу: создание презентаций;- подбор художественных произведений по теме проекта;- оформление макета; - создание мультимедийных презентаций.- подбор дидактических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта; - обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта;Для родителей:- заинтересовать родителей включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;Предполагаемый результат:Для детей.Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за насекомыми, понятия и осознания значимости насекомых в природе. Стремление проявлять заботу в сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.Обогащение словарного запаса детей образными выражениями,развитие связной речиРазвитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).Для педагогов:Полноценная реализация цели проекта.Для родителей:Повышение компетентности родителей в развитии познавательного интереса детей в ходе совместной практической деятельности.Ресурсы проектаКниги «Путешествие муравьишки»Макет «Насекомые на лугу».Альбомы: «Обитатели луга», «Многообразие насекомых».Трафареты, обводки, книжки-раскраски.Иллюстрации, плакат.Муляжи.Коллекция.Видеоматериал.Родителям: информация по теме проекта, рекомендации по теме проекта,Продукт проекта Для детей:-рисунки , поделки, коллективные работы.Для педагогов:- изготовление дидактических игр по теме, макета, альбомов.Для родителей:– совместное изготовление детьми и родителями стенгазетыИнтеграция областейПознавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Сроки реализацииКраткосрочный,1 неделяПроцесс реализации проекта.Этапы проектаДействия детейДействия педагоговДействия членов семьяПодготовительныйВоспринимают проблему, активно реагируют на проблемные вопросы. Предлагают интересные решения проблемы.Принимают задачи проекта.Прогнозируют результаты проекта. Мы узнаем: «Многообразие видов насекомых »Поощряют навыки поисковой деятельности.Активизируют познавательный интерес к насекомым.Создают проблемную ситуацию и описывают ее. Используют модель 3-х вопросов.Формулируют вопросы проблемного содержания.Определяют задачи. Обогащают речь детей. Формируют бережное отношение к природе.Предлагают информацию для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.Принимают проблему «Участвуем в проекте».Помогают собирать литературу. Оформляют совместно с детьми поделки.Беседуют с детьми о насекомых и помогают им в решении проблемной ситуацииДеятельностныйПланируют деятельность совместно с педагогом, определяют средства реализации проекта.Систематизируют предложенную информацию, придумывают небольшие рассказы (словотворчество)Выполняют проект (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых.Готовятся к итоговому мероприятиюОрганизуют совместную деятельность с детьми.Помогают в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям.Разучивают с детьми загадки, пальчиковые игры, игры, стихи, читают им сказки и рассказы.Контролируют развитие проектной деятельности детей.Оказывают дифференцированную помощь детям при проведении проектной деятельности.Помогают в подборе и изготовлении поделок.ЗавершающийУчаствуют в итоговом мероприятии.Обсуждают результаты проектной деятельности, выясняют причины успехов и неудач.Участники проекта анализируют результаты проектной деятельности и организуют КВН.Совместно с детьми определяют перспективы развития проекта.Презентация проекта.Модель « трёх вопросов».Что мы знаемЧто мы хотим узнатьГде мы можем это узнать?Насекомые обитают в воздухе, в воде, в земле.Как устроены насекомые.Зачем насекомым нужны крылья? Как растет насекомое?Чем питается?Какие бывают насекомые?Зачем нужны насекомые?Найти в интернете.Посмотреть по телевизору.Почитать в книгах.Спросить у родителей, воспитателей.Системная паутинка по проекту.ПознаниеВосприятие художественной литературыКоммуникация(ведущая деятельность – познавательно-исследовательская).Беседы:«Что общего и чем отличаются друг от друга улей и муравьи?» «Какое насекомое живет в воде?».«Что мы знаем о насекомых»Видеоролик«Мир насекомых».Коллекционирование «Насекомые ».Классификация «Бабочки и жуки»Компьютерная презентация «Мир насекомых».Видеоролики « «Как появляется бабочка».Рассматривание энциклопедии «Насекомые».Рассматривание и беседа «Макеты улья и муравейника»Цикл наблюдений:наблюдение за дождевыми червями, бабочками, комарами, майскими жуками.Изменения в поведения насекомых перед дождем.Опыление цветов насекомыми. Опытническая деятельность: «Почему жук может ползти по тонкой травинке»; «Строение бабочки».(ведущая деятельность – чтение).Энциклопедия «Насекомые».Заучивание заклички «Божья коровка».Г. Скребицкий «Всяк по-своему».Ушинский «Майский жук»Фет «Бабочка».К.И. Чуковский «Тараканище»Организация выставки книг «Моя любимая книга о насекомых»Психотерапевтическая сказка для дошкольников о превращении гусеницы в бабочку(ведущая деятельность – коммуникативная).Игровые упражнения «Бабочка и цветок». Рассматривание альбома «Насекомые»Игры «Звуковая цепочка». «Для чего нужны насекомые ?» «Отгадай загадку».Познавательный рассказ «Насекомые».«Как «дружат» цветы и насекомые».Дидактические игры:«Сложи насекомое»«Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку».«Летает - не летает». «Посчитай насекомых».Компьютерная игра «Удивительный мир насекомых».Развитие речиСоциализацияТруд(ведущая деятельность – связная речь).Составление описательного рассказа «Опиши насекомое, а я отгадаю»«Логоритмическое упражнение «Жучок» Речевые игры «Кто у кого?»Д/игры «Кто это? Что это?» «Отгадай загадку»;«Какой, какая, какие?»Беседы по картинам про насекомых(ведущая деятельность – игровая).Сюжетно-ролевая игра«Отправляемся в музей», «Пчеловоды».Этюды «Бабочки летают», «Укусила оса».Режиссерские игры: с песком. Сюжет «Царица муравейника». «Превращение Гусеницы».(ведущая деятельность – трудовая).Беседа и практические приемы «Как бороться с вредителями растений – опрыскивание кустиков мыльным раствором» Беседа «Профессия пчеловод» БезопасностьЗдоровьеФизическая культура(интеграция разных видов деятельности). Беседы: Логические рассуждения: «Что будет, если не будет насекомых».Беседа по альбому «Безопасный отдых на природе».(интеграция разных видов деятельности).Проблемная ситуация «Что поможет быть здоровым»Ситуативная беседа «Полезные и вредные насекомые»Пальчиковая гимнастика «На поляне я сижу…»Упражнение «Жучок» Психогимнастика «Бабочка и цветок».Дыхательная гимнастика «Мотылек»Кинезеология «Мотылек порхает»(ведущая деятельность – двигательная).Подвижные игры«Жуки и бабочки». «Поймай комара». «Ласточка и муха». «Салочки» МузыкаХудожественное творчествоРежимные моменты(ведущая деятельность – музыкально-художественная).Слушание произведения С. Майкапара «Мотылек»Игра инсценировка с пением: «Медведь и пчелы» (слова и музыка С. Насауленко).(ведущая деятельность – продуктивная).Рисование«Бабочки летают над цветами». Аппликация «Божья коровка». Конструктивно-модельная деятельность: «Бабочка капустница»Самостоятельная художественная деятельность: раскрашивание раскрасок. Рассматривание иллюстраций «Невиданные насекомые».(интеграция разных видов деятельности).Беседы об умывании, питании, значении сна, движенийФормы взаимодействия с семьей ИтогПапка-передвижка «Насекомые».Информационный стенд согласно теме.Памятка для родителей «Осторожно, насекомые!» ,Алгоритм наблюдения за насекомым (стрекозой) .Выставка – коллаж для родителей «Удивительные насекомые».КВН «Знатоки насекомых»Постановка спектакля «Муха Цокотуха» Выводы.Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы.Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.В процессе работы над проектом дети рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Экологически ориентированная активность позволила дошкольникам овладеть умением вести себя в природе.Собран и систематизирован материал по теме проекта.Родители проявляют интерес к образовательному процессу.Определение перспектив в данном направленииПродолжать работу по теме «Насекомые»Сделать пособие «Насекомые»Используемая литература.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2004.Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 2008.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2003.Молодова Л. П. Экологические занятия с детьми. – М., 2006.Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников. Дошкольное образование, №6, 2008.Рыжова Н. А. Наш дом – природа. – М., 2002.Учимся сопереживать животным. Ребенок в детском саду. №5, 2007.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.