Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Орлова Татьяна Александровна
К. Ушинский в историческом контексте 19 века
скачать документВернуться назад
Можно смело утверждать, что некоторые положения Ушинского о роли родного языка в системе общего образования были созвучны общеевропейским тенденциям середины 19 века. Национальный язык как стержень любого образования – общего или профессионального – это продукт идеи романтического национализма, который разделяли практически все европейские страны того времени. Российская Империя не была здесь исключением. Процесс формирования национальных государств, а не династических шел уже полным ходом. Прусский король Фридрих Второй считал немецкий язык пригодным только для простолюдинов, сам же любил изъяснятся на французском. Представить монарха или президента, который так бы пренебрежительно относился к родному языку в 19 веке, было уже трудно - дни такого правителя были бы сочтены. Национальная культура становится основным скрепом государственности.Ушинский со своей идеей о применении родного языка в образовании и воспитании не был столь оригинален. Нельзя сказать, что он шел впереди или отставал, он был в мейнстриме, в общем потоке развития педагогической мысли того века. Главная роль родного языка в педагогической системе Ушинского не есть плод долгих рассуждений ученого о том, как бы улучшить систему в отдельно взятом обществе или общине, эта веяние времени, как говорится Zeitgeist (дух времени). Построить национальное государство без национальной культуры, т.е. родного языка – затея изначально провальная. Только родной язык позволит народу идентифицировать себя по этническому признаку и, следовательно, идентифицировать себя как представителя того или иного государства. Ушинский, да и не только он, считал, что нацию можно лишить государственности, территории и многих других атрибутов, но если сохранить язык, культуру – народ не погибнет. Не зря Гитлер в своей политике на востоке предлагал свести образование покоренных народов к минимуму и вводить обязательное изучение немецкого языка. Но это 20 век, а в 19 веке еще царил романтический национализм, который был не чужд и русским. Россия уже после войны с Наполеоном постепенно выстраивало свое национальное государство – вспомним уваровское «Православие. Самодержавие. Народность» и все сразу станет ясно. Ушинский в своих педагогических высказываниях был больше, чем педагог, он был государственник. В сегодняшнем политическом контексте он очень востребован.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.