Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Жанчибон Роза Тумендоржиевна
Ученый с мировым именем
скачать документВернуться назад
Научная статьяУченый с мировым именемсело Чиндалей Дульдургинский район Забайкальский крайАвтор: Жанчибон Роза Тумендоржиевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Чиндалейская средняя общеобразовательная школа» 2024 годУченый с мировым именем Аннотация Исследовательская работа, посвящена изучению жизни и деятельности Эльберта Базарона, доктора медицинских наук, профессора, ученого с мировым именем, одного из организатора научного направления- комплексного источниковедческого и экспериментального изучения наследия тибетской медицины в академической науке страны. Труды Эльберта Базарона значимы для сохранения историко-культурного наследия будущим поколениям, для изучения теоретических и практических основ тибетской медицины.Актуальность:Считаю, что в настоящее время, в период возрождения духовности и культуры настало время обратится к истокам, кладезям народной мудрости, каким является наследие Эльберта Базарона, рост интереса к тибетской медицине как одного из высокоэффективных методов лечения и профилактики различных заболеванийЦель:исследовать жизненный и творческий путь Эльберта Базарона,ученого с мировым именем, просветителя и патриота своего родного края. Раскрыть значение тибетской медицины и роль Эльберта Базарона в исследовании этой наукиПредметы: личность Эльберта Базарона и его жизненный путь, тибетская медицина, как одна из древних, традиционных наук Гипотеза: был ли действительно Базарон прогрессивным деятелем XX века,ученым с мировым именем,действительно ли тибетская медицина может излечить трудно поддающиеся лечению болезни, доказатьЗадачи: 1.раскрыть вклад ЭльбертаБазарона в мировую науку 2. овладение основами научного анализа исторических источников по исследуемой проблеме;3. развитие и закрепление навыков самостоятельной творческой работы, обработки и обобщения их результатов. Опыт прошлого - на службу настоящего и будущегоБ. Д. ПетровБазарон Эльберт Гомбожапович родился 4 марта 1931 года в Москве, его отец в то время учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени Сталина. По окончании университета его отец, ГомбожапБазаровичБазарон работал в 1934-1937 годах директором .В 1937 г, когда арестовали отца, семья вынуждена была уехать в родной Чиндалей. Детство было тяжелое, военное, Эльберт работал в колхозе с 12 лет на разных работах. Пришлось пасти овец. Привыкнуть к этому городскому мальчику было нелегко, но надо было зарабатывать на пропитание. Это стало очень нужной закалкой, что пригодилась в дальнейшем.В годы учебы ЭльбертГомбожапович не боялся никакой работы. В студенческие годы, проживая на одну стипендию, разгружал на станциях вагоны. Заниматься физическим трудом ему помогал спорт, будучи студентом Иркутского медицинского института, увлекся гимнастикой, даже был чемпионом среди вузов. В 1953 году с четвертого курса ЭльбертаГомбожаповича призвали в ряды Советской Армии и направили для продолжения учебы на военно-медицинский факультет в город Саратов, по окончании которого служил врачом в авиационных частях Забайкальского военного округа. В звании подполковника демобилизовался. После демобилизации работал хирургом, главным врачом Агинской окружной больницы. В 1959 – 1966 прошел в Московском онкологическом институте ординатуру и аспирантуру по легочной хирургии. Успешно защитил кандидатскую диссертацию «Гамартомы легких», был направлен в Улан-Удэ на должность главного врача онкологического диспансера, где ему была присвоена квалификация хирурга-онколога высшей квалификации.В связи с заданием Госкомитета по науке и технике Совета Министров СССР в 1965 году ЭльбертаГомбожаповича пригласили в Бурятский филиал СО АН СССР старшим научным сотрудникомдля разработки темы «Описание лечебных и фармакологических свойств лекарственных средств тибетской медицины». Он возглавил новое научное направление, на базе которого был создан отдел тибетской медицины, где работают около 50 научных работников, защищены докторские и кандидатские диссертации, успешно работают аспиранты, ординаторы. Этот отдел - единственное научное учреждение в России по этой проблеме.Тибетская медицина находится на стыке многих наук -востоковедения, филологии, истории, биологии и фармакологии. Здесь исследователь должен стать энциклопедистом. «Большую помощь нам оказывал Хамбо-лама Буддийской Традиционной Сангхи России Жамбал-Доржо Гомбоев, который направил в научный центр бывших лам-лекарей, знатоков тибетской медицины -ДонираДашиева, Даши Цыбигмитова, Дашиниму Бадмаева, ЛодояЯмпилова, ЖундыЖапова. Они передавали свои знания ученым-медикам. А также неоценимую помощь оказали ведущие ученые востоковеды нашего научного центра ПурбоБалданжабон, Регби Пубаев, БалдоржиБадараев и другие, -рассказывал ЭльбертГомбожапович. - В работе нашего отдела трудностей хватало. Тибетские лекарства очень сложны. Некоторые из них содержат более 70-ти компонентов различных растений и других веществ»[4]. ЭльбертГомбожаповичБазарон является одним из организаторов нового научного направления - комплексного источниковедческого и экспериментального изучения наследия тибетской медицины в академической науке страны. В период работы в филиале он заведовал химико-фармакологической лабораторией, в 1986 году избран на должность ведущего научного сотрудника Отдела биологически активных веществ.В 1990 году ЭльбертГомбожаповичБазарон успешно защитил в Ленинграде докторскую диссертацию по теме: «Тибетская медицина - информационная база знаний для поиска новых методов лечения и лекарственных средств». ЭльбертГомбожапович был активным пропагандистом великой тибетской медицины, неоднократно выступал в печати, с докладами, по научным командировкам побывал во многих странах Юго-Восточной Азии, был инициатором и участником научных съездов, конференций и симпозиумов. В 1976 году в Улан-Удэ вышла его книга «Лангтхабы и их корригирование», которая на английском языке издана в Индии по рекомендации Далай-ламы. Книга «Очерки тибетской медицины» (1984) дваждыпереиздана в Улан-Удэ, а в 1990 году она вышла на польском языке. ЭльбертБазарон издал книгу «Рецептура тибетской медицины». Он был проректором по науке буддийского института «Даши Чойнхорлин». В «Лангтхабах» автор представляет первый опыт перевода на русский язык глав из третьей части «Чжуд-ши». В этой же книге приводится краткое содержание исторического памятника культуры народов Центральной и Юго-Восточной Азии - трактата «Вайдурья-онбо». Автор прокомментировал основные медицинские термины и понятия и несколько подробно разобрал содержание 20-й и 21-й глав, посвященных лекарственным растениям, их лечебным свойствам и классификации лекарственных средств по применению[3]. В книге приведены описания растений, сопровождающиеся копиями рисунков из уникального «Атласа тибетской медицины», так как он был одним из инициаторов и внес огромный вклад в открытие , современную расшифровку « Атласа тибетской медицины». Труды Базарона издавались в Монголии, Греции, Монако, Венгрии, Франции, Польше. Работы его вызывают большой научный интерес во всем мире. ЭльбертБазарон при жизни стал поистине легендарной личностью. Доктор медицинских наук, профессор, знаток тибетской науки врачевания, человек широко известный не только в России, но и далеко за ее пределами. Он поразительно много успел в своей жизни. Э.Г. Базарон опубликовал более 100 научных статей и 12 монографий. Некоторые из них изданы в Польше, Франции, Греции. За вклад в мировую науку Э.Г. Базарон награжден золотой медалью ВДНХ, золотой медалью Американского биографического общества. Его биография внесена в Международную энциклопедию 500 ведущих ученых мира. Он был проректором по науке буддийского института «Даши Чойнхорлин».6229350488315На протяжении всей жизни у ЭльбертаГомбожаповича был девиз: стремиться добиваться намеченных целей. Ниже даются сведения о трех основных трудах профессора ЭльбертаБазарона. Работа ЭльбертаГомбожаповичаБазарона «Очерки тибетской медицины» стала важным шагом в изучении и проникновении в существе самой традиционной медицинской системы, ее принципов и лечебных методов, которые применялись тибетскими лекарями. В ней автор дает источниковедческие сведения о развитии тибетской медицины, краткую характеристику тибетских, монгольских медицинских памятников, в которых зафиксирован многовековой опыт медицинских знаний народов центральноазиатского региона. Автор детально знакомит читателя с методологическими аспектами расшифровки и идентификации болезней, описанных в источниках, подчеркивает необходимость использования системно-структурного анализа при изучении теоретических и практических основ тибетской медицины[2].Другой труд Э.Г. Базарона называется «Лангтхабы» и их корригирование», в котором автор представляет первый опыт перевода на русский язык глав из третьей части «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо».В группе острых заболеваний под собирательным понятием «лангтхабы» в тибетских меди цинских трактатах описана патология органов брюшной полости. Анализ структурного описания этиологии, сопутствующих факторов, локализации, клинических признаков, терапии позволяет нам идентифицировать болезни под названием «лангтхабы» с острым заболеванием органов пищеварительного тракта. Детальная дифференцировка каждого из них позволяет предположить в первую очередь такие воспалительные заболевания органовбрюшной полости, как острый холецистит, гастрит, язвенную болезнь, колиты, аппендицит и перитонит. Поражения невоспалительногохарактера, которые по этиологии определяются как «холодные болезни», есть не что иное, как функциональные нарушения отдельных органов пищеварительного тракта. В этом отношении одним из аргументов может служить понятие «угасание огня желудка», снижение переваривающей способности пищеварительного тракта «мажуба», нарушение функции «внизо-очищающего «рлунга».Лечебные свойства лекарственных средств и физических методов, указанных в главе «лгантхабы», могут быть объектом химико-фармакологических и клинических исследований, основанных на переводах и расшифровках медицинских трактатов[6].Следующее издание ЭльбертаБазарона «Вайдурья-онбо» - трактат индо-тибетской медицины». В этой книге приводится краткое содержание исторического памятника культуры народов Центральной и Юго-Восточной Азии - трактата «Вайдурья-онбо».Опыт работы ЭльбертаГомбожаповичанад источниками подтверждает тот факт, чтодиалектико-материалистический подход к традиционной системе в целом, анализ теоретических и практических основ способствуют подлинно научному целенаправленному изучению накопленного опыта тибетской медицины.Исследование автором трактата «Вайдурья-онбо» имело цель дать некоторое представление о содержании трактата современным исследователям, специалистам в разных областях науки, а также дать научную оценку материалам этого трактата, определить разделы, которые должны в первую очередь привлечь внимание специалистов-медиков с целью выяснения наиболее ценных методов и средств лечения, вызывающих интерес научной медицины уже сегодня. Ограничившись кратким изложением содержания «Вайдурья-онбо», автор в своей работе прокомментировал основные медицинские термины и понятия и несколько подробно разобрал содержания 20-й и 21-й глав, посвященных лекарственным растениям, их лечебным свойствам и классификации лекарственных средств по применению. Эльбертом Гомбожаповичем Базароном- опубликован целый ряд других научных работ, в которых дан анализ теоретических и практических положений тибетской медицины. Таким образом, профессор Базарон Эльберт Гомбожапович внес значительный вклад в изучение наследия тибетской медицины, в источниковедение этой традиционной медицинской системы. По значимости работ профессора Базарона выбрали Ученым года в Англии и наградили золотой звездой Кембриджского университета. В целом Базарон сделал все возможное для того, чтобы самое рациональное из прошлого перешло в настоящее, а затем - в будущее. Источниковедческие сведения по теории и практике тибетской медицины, характеристика лекарственного сырья растительного, животного и минерального происхождения легли в основу экспериментальной проверки- рациональности рецептурных прописей, ибо «эксперимент - судья всему». В 1998 году удостоен награды Международного Биографического центра Кембриджского университета «Золотая звезда» (Великобритания), что является символом выдающихся достижений. «Эти награды я отношу бурятскому народу, в частности землякам -агинцам и моему родному Чиндалею, откуда я родом», говорил ЭльбертГомбожаповичБазарон[5]. Тибетская медицина и тибетология позволили ему побывать в таких поистине загадочных, экзотических странах, как Индия, Цейлон, Тибет, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия', Вьетнам, Сингапур, Гонконг. При исследовании этой темы я познала много нового и интересного о жизненном пути талантливого человека, исследователя, ученого Эльберта Базарона, об основах тибетской медицины, о методах лечения, об искусстве распознавания болезней. Особо заинтересовала меня лечение раковых заболеваний. Проблема рака сегодня волнует все человечество. Ежегодно на земном шаре эта болезнь уносит миллионы жизней. По частоте смертности рак занимает второе место после сердечно-сосудистых поражений. В тибетской классификации заболеваний уделялось определенное место злокачественным новообразованиям. Для современных исследователей опыт тибетской медицины по профилактике и лечению ранних форм раковых заболеваний может представлять известный интерес. Общий принцип фармакатерапии в тибетской медицине, заключающийся в восстановлении нарушения равновесия «трех систем», остается первой иерархической ступенью в терапии предрака и рака. Вторая ступень вытекает из теоретического положения о механизме возникновения опухолей. Терапевтические мероприятия преследуют цель - восстановление функции органа. Третьей ступенью в терапии является назначение симптоматических средств. Используются различные лекарственные растения и минералы в зависимости от пораженного органа в различных комбинациях в виде порошков и отваров. Необходимо упомянуть о дополнительных методах лечения в тибетской медицине. При тяжелых заболеваниях неотъемлемой частью терапии являются физические методы лечения. К ним относятся кровопускания, прижигания, иглотерапия, массаж, хирургические методы, гидропроцедуры. Выводы:1. необходимо исследовать и развивать наследие тибетской медицины в свете сказанного с анализом единства комплекса культуры народов Востока, как явления, отражающего взаимодействия организма с природной средой. 2.работать над расшифровкой медицинских понятий, терминов, составлением словарей, организовать и совершенствовать на этой исходной основе. Лишь тогда станет для нас доступно понимание отдельных элементов древней медицины включая и лекарственные компоненты.На современном этапе в связи с экологической проблемой и возникшими новыми заболеваниями, сохранение здоровья человека, профилактика и лечение болезней являются наиважнейшими. ЗаключениеВ работе показаны развитие и распространение тибетской медицины и роль Эльберта Базарона в изучении тибетской медицины. Тема, выбранная мной актуальна тем, что мы повернулись к духовному возрождению человека. Наше поколение стремится к изучению исторического прошлого нашей страны, воспитывается патриотизм, любовь к Родине, уважение к старшему поколению. Изучение наследия ЭльбертаБазарона ценно в воспитании подрастающего поколениям Литература:1.«Бал-Доржи Бадараев и тибетская медицина» И. Убашеев. Агинскаяправда, 12 октября 2000 год. 2. «Очерки тибетской медицины» Э.Базарон, г. Улан-Удэ, 1992 год.3. «Рецептура тибетской медицины» Э.Базарон, г.Улан-Удэ,19904.«Наша гордость - доктор ЭльбертБазарон»Б. Бальжинимаев. Ленинец, 27 февраля 2002 год.5. «Памяти товарища». Агинская правда, 2 мая 2002 год.6. «Лангтхабы» Э.Базарон, г. Улан-Удэ, 1990 год.7.«О клинике сахарного диабета в трактатах индо-тибетской медицины» Э. Г. Базарон, В. Э. Назаров-Рыгдылон. Новосибирск, 1982 год.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.