Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Храмушина Светлана Евгеньевна

Тренинговое занятие «Развитие креативного мышления». 4 класс

скачать документ

Вернуться назад


Номинация: «Креативное мышление»

Вид работы: «Дидактическая разработка заданий направленная на развитие функциональной грамотности обучающихся»


Тренинговое занятие
«Развитие креативного мышления».
4 класс



Автор: Храмушина Светлана Евгеньевна
учитель технологии и изобразительного искусства
МОБУ «Кемляская средняя общеобразовательная школа»
Мобильный телефон: 89176906103
Адрес электронной почты: Hramushina10@yandex.ru


Кемля 2024

Актуальность

В современном мире производство требует людей творческих, способных создавать новые идеи, воплощать фантазию в реальную действительность. Выполнение творческих заданий способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя.

Цель
Пробудить дремлющие способности многих учеников используя приёмы развития творческого мышления (поиск новых зрительных образов, нестандартные варианты использования предметов, мозговой штурм).
Формировать УУД:
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; сравнивать, контролировать свою и чужую деятельность, корректировать инициативы, управлять деятельностью, взаимоконтроль и самоконтроль.
Познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, делать выводы; анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
Коммуникативные – научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока.
Личностные - проявляют познавательный интерес, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.

Целевая аудитория: обучающиеся 4-х классов.
Длительность занятия: 40-45 минут
Вид занятия: мозговая атака.
Формы работы учащихся: групповая.
Методическое оснащение занятия: ПК, проектор (телевизор), презентация, листы бумаги, карандаши, ручки.




Инструкция для учащихся

Сегодня я хотела бы предложить вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и помогут развить ваши креативные способности, что обязательно пригодится вам в будущем.
Креативность это:
умение создавать интересные идеи;
предлагать неожиданные решения проблем;
отклоняться от привычных алгоритмов мышления.

А знаете ли вы, что креативность можно развивать в себе? Предлагаю заняться этим, решая последующие задания! В работе даются несколько заданий. В этих заданиях вам, как правило, будет предложено: выдвинуть разнообразные интересные идеи, выбрать самую креативную из них, или доработать выбранную идею. Задания будут разными. В ряде заданий вам требуется записать или зарисовать свой ответ. В зависимости от задания это могут быть несколько слов или несколько предложений. Одни задания покажутся вам лёгкими, другие – трудными. Если вы не знаете, как выполнять задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, вы сможете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.
Желаю успеха!













Ход занятия
Подготовительный этап. Слайд №1
Сегодня все у нас необычное! Давайте для разминки выполним следующее задание.

Пальчиковая гимнастика для мозга
Упражнение. Колечки. Слайд №2
Образуя кольцо, поочерёдно соединяйте большой палец руки с указательным, средним и так далее.
Повторите то же самое в обратном порядке: от мизинца к указательному пальцу.
Выполняйте упражнение сначала каждой рукой по отдельности.
Теперь двумя руками синхронно.
Выполняйте упражнение двумя руками асинхронно.

Упражнение. Кулак ребро ладонь. Слайд №3
Положите ладонь на стол.
Сожмите ладонь в кулак.
Поставьте открытую ладонь ребром на стол.
Повторяем эти положения 8–10 раз сначала каждой рукой по отдельности, затем обеими руками вместе.



Что изображено на картинке? Для ответа на вопрос запиши свой ответ снизу под картинкой. Воспользуйтесь текстом, расположенным справа.
Друдл–это незаконченная картинка, которую требуется дорисовать или додумать. Лучший ответ – тот, который придет в голову не каждому, но стоит его услышать – и решение кажется очевидным. Как вы думаете, что изображено на картинке?

№1


Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






№2
HYPER13 SHAPE \* MERGEFORMAT HYPER14



Примеры ответа:
Поднос с чашками, розетка, пятачок,
два вьетнамца в лодке, вилка от электроприбора.





Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Упражнение Анаграмма литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.


Пример задания:
«карета» улетела к звездам;


Пример ответа:
Ракета улетела к звездам


«атлас» стал съедобным;
«ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
«шнурок» научился летать;

Ответ:














Упражнение: «Дорисуй композицию»









Упражнение числовой диктант

№1. Найди числовую закономерность и продолжи запись
1
3
6
10
15





Ответ:
1













№2 Придумай свою числовую закономерность.


Ответ:

















Упражнение «Изобретатель»
Выберите один предмет из списка и придумайте как можно больше вариантов того, что можно сделать с помощью этого предмета.

Пример задания
Спичечный коробок.
Пример ответа
можно зажечь спичку;
можно хранить мелкие предметы;
можно устроить маленький террариум;
можно сделать мебель для куклы и т.д.

Список предметов:
Скрепка для бумаги
Зубная щетка
Пластиковый стакан
Коктельные палочки
Пластиковая бутылка
Крышка от банки
Газета
Ответ:
























Упражнение: «Рассмотри картинки. Составь рассказ, используя как можно больше слов со звукам «С»





































Заключительный этап
Обратная связь.
Покажите, пожалуйста, свои эмоции по отношению к прошедшему занятию с помощью жестов:
хлопки в ладоши понравилось, было полезно и интересно;
волна горизонтальной ладонью средне, так себе;
кулак с большим пальцем вниз не понравилось, было неинтересно.
Ответы на вопросы.


Характеристики и системы оценивания заданий.
4 класс. Креативное мышление.


Задание №1

Характеристики задания:
Содержательная область оценки: письменное самовыражение
Компетентностная область оценки: выдвижение разнообразных идей
Контекст: досуг и отдых
Уровень сложности: низкий
Формат ответа: задание с кратким ответом
Объект оценки: предложить оргийные идеи того, что изображено на картинке
Максимальная оценка: 2 балла


Система оценивания

Балл
Содержание критерия

2
Выполнено описание двух картинок.
Приведены оригинальные идеи наполняющие смыслом изображение

1
Выполнено описание одной картинки.
Приведена одна идея наполняющие смыслом изображение

0
Ответ отсутствует или не соответствует требованию задания


Задание №2

Характеристики задания:
Содержательная область оценки: письменное самовыражение
Компетентностная область оценки: анализ и отбор
Контекст: деловой
Уровень сложности: средний
Формат ответа: задание обобщение знаний и установление связи
Объект оценки: смысловое определение предмета
Максимальная оценка: 3 балла


Система оценивания

Балл
Содержание критерия

3
Описаны правильно три предмета.

2
Описаны правильно два предмета

1
Описан правильно один предмет

0
Ни один предмет не описан


Задание №3

Характеристики задания:
Содержательная область оценки: визуальное
Компетентностная область оценки: детали рисунка составили единую композицию
Контекст: досуг и отдых
Уровень сложности: низкий
Формат ответа: задания в виде рисунка
Объект оценки: выдвигать не стандартную идею использования предмета, который изображен на рисунке
Максимальная оценка: 2 балла


Система оценивания

Балл
Содержание критерия

2
Приведены оригинальные идеи в рисунке
Все детали рисунка составили единую композицию


1
Приведены оригинальные идеи в рисунке
Детали рисунка не составили единую композицию


0
Рисунок выполнен частично или не выполнен вообще
Детали рисунка не составили единую композицию


Задание №4

Характеристики задания:
Содержательная область оценки: письменное самовыражение
Компетентностная область оценки: анализ и отбор
Контекст: научный
Уровень сложности: средний
Формат ответа: задание обобщение знаний и установление связи
Объект оценки: формулировка определения предмета
Максимальная оценка: 2 балла


Система оценивания

Балл
Содержание критерия

2
Найдена числовая закономерность.
Числовая закономерность продолжена правильно
Составлена собственная числовая закономерность

1
Найдена числовая закономерность.
Числовая закономерность продолжена правильно
Не составлена собственная числовая закономерность

0
Не найдена числовая закономерность.
Числовая закономерность не продолжена
Не составлена собственная числовая закономерность


Задание №5

Характеристики задания:
Содержательная область оценки: письменное самовыражение
Компетентностная область оценки: выдвижение разнообразных идей
Контекст: досуг и творчество
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: Задания с развёрнутыми ответами в виде текста
Объект оценки: Разработать оригинальную идею применения предметов не стандартным способом
Максимальная оценка: 5 баллов


Система оценивания

Балл
Содержание критерия

5
Приведена оригинальная идея применения предмета, наполненная смыслом
Интересное решение, выдвижение разнообразных идей
Приведено четыре и более идей


4
Приведена оригинальная идея применения предмета, наполненная смыслом
Интересное решение, выдвижение разнообразных идей
Приведено две, три идей


3
Приведена оригинальная идея применения предмета, наполненная смыслом
Интересное решение, выдвижение разнообразных идей
Приведена одна идея


2
Приведена идея применения предмета, наполненная смыслом
Приведена одна идея


1
Приведена идея применения предмета, не наполненная смыслом
Приведена одна идея


0
Ответа нет


Задание №6

Характеристики задания:
Содержательная область оценки: письменное самовыражение
Компетентностная область оценки: грамотно составленный рассказ, с смысловой нагрузкой
Контекст: научный
Уровень сложности: высокий
Формат ответа: задания в виде текста
Объект оценки: задание обобщение знаний и установление связи предметов, которые изображены на рисунке
Максимальная оценка: 5 балла


Система оценивания

Балл
Содержание критерия

5
Текст составлен грамотно
Имеется связь между картинками и смысловая нагрузка
В тексте встречаются десять и более слов со звуком «С»

4
Текст составлен грамотно
Имеется связь между картинками и смысловая нагрузка
В тексте встречаются до шести слов со звуком «С»

3
Текст составлен грамотно
Нет связи между картинками и смысловой нагрузка
В тексте встречаются до шести слов со звуком «С»

2
Текст составлен не грамотно
Нет связи между картинками и смысловой нагрузка
В тексте встречаются до шести слов со звуком «С»

0
Ответа нет


Задание №1.

Баллы за ответ:

Задание №2.

Баллы за ответ:

Задание №3.

Баллы за ответ:

Задание №4.

Баллы за ответ:

Задание №5.

Баллы за ответ:

Задание № 6.

Баллы за ответ:



l Рисунок 1

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X