Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Мягченкова Светлана Юрьевна
ИКТ как фактор повышения познавательной активности
скачать документВернуться назад
Муниципальное образовательное учреждениеНагорьевская средняя школаПереславского района Ярославской областиСтатья на тему: ИКТ как фактор повышения познавательной мотивации младших школьниковМягченкова Светлана Юрьевнаучитель начальных классовМОУ Нагорьевская СШс. Нагорье 2024 г.«Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему»Сократ Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что образование – это непрерывный процесс. В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование – для всех и новое качество образования – каждому. В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно-методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов. Министерство образования РФ совместно с национальным фондом подготовки кадров приступило в России к реализации грандиозного проекта информатизации системы образования. В рамках этого проекта предусмотрено создание информационных ресурсов для школьного образования, а также организация межшкольных методических центров ММЦ, которые будут передавать учителям опыт работы с ИКТ, и знакомить педагогов с новыми образовательными разработками. Все эти меры должны обеспечить прорыв Российского образования в области информационных технологий. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), широкое применение которых создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации. Современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Соответственно, с каждым годом увеличивается количество учебного материала, который должны освоить школьники. Растущий объем информации неизбежно встречает препятствие в виде ограниченного количества часов, отводимых на его изучение. Выход – интенсификация обучения. Применение информационных технологий дает возможность освоить большее количество знаний. И вот тут свою миссию может и должен выполнить учитель. Еще одна немаловажная проблема современного образования – потеря интереса к учению у школьников. Внедрение ИКТ, применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, что приводит к развитию у ребят устойчивого познавательного интереса к учению, способствует активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности; способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Основной целью является анализ использования ИКТ в образовательном процессе, с целью повышения познавательной мотивации младших школьников Работая на протяжении ряда лет над проблемой внедрения новейших технологий, в том числе ИКТ, в учебный процесс, повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Назрела объективная необходимость разработки и внедрения в практику новой методики, способствующей повышению качества обучения. В условиях гуманизации учебного процесса, социализации растущего человека, направленных на всестороннее развитие личности с активной жизненной позицией, актуальность темы моего опыта значительно повысилась. Сейчас выигрывает тот учитель, который не только даёт базовые знания ученикам, но и может направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого интереса к учению перед учителем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным и занимательным, т.е. урок должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, вызывающие интерес у школьников к учебному предмету и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию способностей учеников. Данный опыт дает простор для творческого подхода учителя ко всем видам работы. Он требует существенной перестройки самого учителя, побуждает к постоянному поиску, повышает уровень знаний, заставляет всегда помнить о том, что ребенок должен чувствовать себя на уроке исследователем, творцом и находиться при этом в интересной и доброй атмосфере. Эта работа трудоемкая, аналитическая, требует от учителя знаний психологии, хорошей методической подготовки, творческого задора, стремления к самосовершенствованию, что в свою очередь, способствует творческому росту учителя и ставит его на более высокую профессиональную ступень.Образовательные средства ИКТ можно классифицировать: По решаемым педагогическим задачам:средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы и т.д.); вспомогательные средства (энциклопедии, словари и т.д.); комплексные средства (дистанционные учебные курсы).По функциям в организации образовательного процесса:информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания и т.д.); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (каталоги, поисковые системы).По типу информации: электронные и информационные ресурсы:с текстовой информацией; с визуальной информацией; с аудиоинформацией; с аудио- и видеоинформацией; с комбинированной информацией.По формам применения ИКТ в образовательном процессе: урочные;внеурочные.Выделяют несколько аспектов применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе: содержательный, учебно-методический, организационный; контрольно-оценочный;мотивационный;Возможности ИКТ: применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, ученики запоминают только 20% того, что они видят, 30% того, что они слышат, запоминают 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно, если ученик привлечен к активным действиям в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется сейчас двумя требованиями – гигиеническими и учебными. Существуют специальные требования современного санитарного законодательства. Для профилактики зрительного и общего утомления, на уроках необходимо соблюдать специальные рекомендации. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. На своих уроках я использую ЦОР: • во время объяснения нового материала. Мною разработаны флипчарты для объяснения нового материала почти по всему курсу «Английский язык» (2 – 4 класс), презентации по разным предметам. На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. В первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это является незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» – это более 10000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем. Например, на уроке риторики при изучении темы «Слушаем и выделяем непонятное», 2 класс, встретилось задание: прочитай стихотворение и выпиши непонятные тебе слова. Прямо на уроке мы «вышли» в Интернет, зашли на сайт «Мегаэнциклопедии Кирила и Мефодия» – Словари – раздел «словарь живого великорусского языка В. И. Даля», находим нужное слово, читаем его толкование. • чтобы проверить степень усвоения материала учащимися. При закреплении многих тем использую флипчарты, презентации, обучающие компакт-диски. Например, на уроке русского языка, работая в компьютерном классе, выходим на сайт http://school-collection.edu.ru, затем на доске для учеников вывешиваю алгоритм нахождения карточки ресурсов. Называю номер карточки, ученики выполняют работу. После прохождения заданий, сразу появляется отметка. Если были ошибки, то ученик всегда может вернуться обратно и исправить допущенную ошибку. На данном сайте есть карточки ресурсов по различным предметам и классам. • для контроля и оценке знаний, умений и навыков. Для контроля я использую тесты, как на бумажных носителях, так и на интерактивных. Для своих учеников я создаю тесты в виде игры, что позволяет учащимся с увлечением выполнять их. Особенно интересно ребятам, когда компьютер выставит оценку, после решенного теста. Сама составляю тесты на сайте http://rantest.ru (при условии регистрации и оплаты для обработки тестов). • для домашних заданий, например, предложить ученику использовать информационные объекты в презентациях к сообщению (докладу, проекту).2. Применение ИКТ на внеурочной деятельности. С 2012 учебного года я работаю по ФГОС НОО по программе «Школа 2100». Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.В стандартах предусмотрена внеурочная деятельность учащихся. Одно из направлений – это проектная деятельность. Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы, цели и задачи. В первом классе мы ещё только учимся создавать проекты. Для этого ребятам, конечно, нужно уметь пользоваться компьютером, Интернетом, учиться самим создавать презентации, выбирая из огромного материала источников, только важное. 1. Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом задания (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.). При подготовке к тестовым работам своим ученикам я предлагала перфокарты, составленные на компьютере на основе программы КТОР. Учащиеся, решая перфокарты, готовились к мониторингу, и в тоже время такая работа им очень нравилась. 2. Применение интерактивной доски на уроках позволяет сделать их более интересными, красочными, привлекает внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Средний показатель применения информационно-коммуникационных технологий на моих уроках составляет 70%.Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется сейчас двумя требованиями – гигиеническими и учебными. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках соблюдаю специальные рекомендации. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Так как, при работе с компьютерами создается повышенная нагрузка на глаза. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Перегрузка глаз приводит к потере зрения. Поэтому на своих уроках систематически провожу гимнастику для глаз и осанки, динамические игры и упражнения во время урока. Моя практика показывает, что если на несколько секунд ребёнок закроет глаза, услышит музыку или представит что-нибудь приятное, то целостность урока не будет нарушена, как мы учителя часто боимся, стремясь успеть решить как можно больше учебных задач. Напротив, результат дальнейшей работы, как правило, возрастает! И ещё, когда я использую технические средства обучения, то планирую свой урок так, чтобы продолжительность при работе с компьютером не превышала 15 минут! А при использовании интерактивной доски, работу строю не целый урок, а лишь 15 – 20 минут! Тренажёры для глаз я разместила на разных стенах класса. В заключении следует отметить, несмотря на то, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации учащихся, однако нельзя применять их слепо. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАфанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. рedsovet.org./component/option./ltermid.88.Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании. http://www.ippolitova.info/index.Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование.2002. № 1.- с. 86-94.Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. - М., 1982. Т.1.- с.24 Гадустова Е. В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. Журнал «Начальная школа», 2009, № 9.Горячев А. В. Информатика в играх и задачах.- М.: «Баласс», 2010.Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности/ И.С. Дёмин // Шк. технологии. – 2001. - №6 – с.174 –179. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.- 192 с.Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа», 2008 - № 1- с. 31 – 34.КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (с официального сервера Правительства РФ) znanie.podelise.ru› docs/ 90062/index-1489-29.html Костромина Е.В. Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы. http://festival.1september.ru/articles/532381/Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 96 с.СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".Смолкина Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. festival.1september.ru Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005 – с. 54 – 112.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://nachalka.edu.ru/ catalog.asp?catob no=12328& ob no = 15648Шевчук О. А. Психолого-педагогические основы применения ИКТ на уроках в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/521181/Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие. - М., Просвещение, 1979.- с. 95 – 126.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.