Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Алехина Елена Сергеевна

Значение художественной деятельности для всестороннего воспитания и развития ребенка."

скачать документ

Вернуться назад

Значение художественной деятельности для всестороннего воспитания и развития ребенка."Автор: Алехина Елена Сергеевна- педагог дополнительного образования.Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества».Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важны занятия с детьми художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.                К педагогическим условиям, способствующим развитию художественного   творчества детей, относится изменение стиля общения детей с педагогом и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели. Ребенок, активный субъект творческой деятельности, свободно общается с искусством, осваивает термины и понятия, связанные с ним, расширяет границы своей деятельности по собственному желанию и инициативе.              Широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, соответствующая организация педагогического процесса, способствующая накоплению впечатлений, эмоций, опыта, последующее использование результатов детской художественной деятельности – необходимые условия формирования художественно-творческой деятельности.    Как правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность передавать, то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь, создаёт условия для всестороннего воспитания и развития детей.         Рассмотрим особенности влияния художественно-творческой деятельности на основные качества развития личности.Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.         Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдение. Для того, чтобы нарисовать предмет, надо предварительно хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, расположение частей, цвет.         Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу воображению. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображений в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений и т.п. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их знания о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движение рук. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного положения предметов окружающего мира. При организации восприятий предметов и явлений важно обратить внимание детей на изменчивость форм величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая и неспелая ягода, растения в различные времена года), разные и пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюёт зёрнышки и т.п.); детали конструкций так же могут быть расположены по-разному. Занимаясь художественно-творческой деятельностью-рисованием, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краска, мел и другие), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают так же опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствуют их умственному развитию.  На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, а так же при рассматривании иллюстраций, репродукции картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Воспитатель так же активно привлекает детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, высказывают суждения о работах других детей. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.  При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.   Непосредственное, чувственное, знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Изобразительная деятельность тесно связано с сенсорным воспитанием.Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Дети определяют, называют эти свойства, сравнивает предметы, т.е. производит умственные действия. Таким образом, художественно-творческая деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.   Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке дети передают явления общественной жизни.  Значение занятий художественно-творческой деятельностью для нравственного воспитания заключается так же в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.  Групповые занятия изобразительной деятельностью содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются  одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.). В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнение общей работы, возникает стремление помочь друг другу. В этом случае каждый старается лучше выполнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарища и результат порадовал всех. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.  На занятиях рисованием детям предлагается создать рисунок, открытку  празднику, приготовить пригласительные билеты, сделать из бумаги ко дню рождения товарища. Такая направленность занятий способствует воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, доброжелательности. В процессе выполнения рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были им вызваны. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку воспитателя. Похвала всегда радует (о том, что его работа отмечена воспитателем, рассказывает всем), отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицания следует очень осторожно: если все время хвалить ребенка у него может сформироваться завышенная самооценка, и наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности. Очень важно  правильно организовывать коллективные просмотры работ в конце занятия: приучать быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность учит детей преодолевать трудности, проявлять трудовые умения, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей  возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставленным им на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. На занятиях у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; малыши приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, ножниц, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, клея и другого, возможности и особенности работы с ними. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таким волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят к подготовке к занятию и уборке рабочих мест. Нередко вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это не верно. Старшие дети должны сами готовить себе рабочее место и важно приучать к этому их. Уже с младшего возраста необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда все приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определенное место, оставляя в порядке свой стол.  Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для игр, коробочек для наглядных материалов и т.д. Старшие дети могут изготовить предметы для игр малышей: вырезать и наклеить домино, лото, сделать бумажных кукол с их нарядами. Такая общественно-направленная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.         В процессе изобразительной деятельности создается благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, величина, цвет и т.д.) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, красоту цвета и т.д. На разных уровнях эстетического развития детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток,  цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть её стройность, тонкость ветвей, их плавный изгиб. При этом снова возникает эстетическое чувство. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение.         Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и другое. Для эстетического воспитания воспитание детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения  своих впечатлений в рисунках. Постепенно у детей развивается художественный вкус.Е.С.Алехина Педагог дополнительного образования«Центра детского творчества»

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X