Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Биккулова Нурия Мигдятьевна

Роль наставничества в дополнительном образовании

скачать документ

Вернуться назад

Роль наставничества в организациях дополнительного образованияБиккулова Нурия МигдятьевнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центра дополнительного образования с. Русский Камешкир (МБУ ДО ЦДО с. Русский Камешкир)Педагог дополнительного образованияОпыт работы с детьми подтверждает, что правильная организация наставничества обязательно положительно влияет на эмоциональный фон в коллективе. Основополагающим фактором в формировании успеха наставляющих и подопечных учащихся являются люди, благодаря которым формируется новое поколение. Именно на наставника ложится задача по раскрытию личностного потенциала, наставляемого в выбранном им направлении. Наставничество-это широко используемый метод передачи опыта, который использовался для передачи знаний от старшего поколения к младшему, направлен на сохранение жизненного уклада и был распространен еще в первобытном обществе. Наставниками становились уважаемые люди, обладающие богатыми жизненными знаниями, умениями, навыками… Наставничество использовалось не только в образовании, но и здравоохранении, на производстве. В дальнейшем оно приобрело характер массового движения. Наставник-человек, обладающий высоким уровнем коммуникации, стремящийся безвозмездно, без назидания и добровольно помочь своему подопечному приобрести достаточный и необходимый опыт для овладения профессией. Дополнительное образование, как составная часть общего и среднего образования, призвано выполнять и реализовывать ряд функций: обучение, позитивный досуг и развитие творческих способностей личности. Здесь каждый учащихся может найти занятие по душе. В Центре дополнительного образования предоставляются условия для реализации детского потенциала. Он является конструктивной площадкой для внедрения системы наставничества. Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на нее продуктивное развитии и социальную адаптацию, путем передачи опыта от наставника к наставляемому. Наставничество в дополнительном образовании осуществляется в неформальной обстановке и не связанно с официальными отношениями. Оно позволяет достичь максимальных результатов воздействия на ребенка. Наставляемый- учащийся, который при взаимодействии с наставником решает конкретные жизненные, личные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Поскольку наставничество направленно на развитие всей личности, в нем могут быть применены самые разнообразные техники, чтобы дать надлежащий результат. Различные техники могут быть использованы в зависимости от ситуации, типа мышления наставляемого. Наставничество помогает в развитии творческих способностей, развитии талантов, профориентации. Из опыта работы в детском объединении «Волшебная иголка», как педагог дополнительного образования стараюсь передать учащимся не только творческий, профессиональный, но и личный опыт. Атмосфера, складывающаяся на занятиях, во многом может определить в каком направлении пойдет формирование характера, нравственность сегодняшних школьников. Наставник должен «видеть» взаимоотношения, наблюдать за поведением учащихся, выявлять в этом поведении скрытый смысл. Индивидуальные черты проявляются во взгляде ребенка, в действии, поступке, жесте, эмоциях. Педагог дополнительного образования в детском объединении помогает учащимся развивать свои творческие способности, понимание бережного отношения к природе, воспитывает нравственные черты, активную жизненную позицию, развитие познавательного интереса. В течении учебного года учащиеся детского объединения «Волшебная иголка» принимают участие в различных конкурсах, проектной деятельности, культурно-массовых мероприятиях, мастер-классах, выставках на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Главным критерием всех творческих работ является грамотное сотворчество педагога и учащегося. Для реализации многих творческих работ необходимо обращать внимание на культурную, социальную принадлежность учащихся. Давать учащимся личные поручения, совместно организовывать подготовительную работу, готовиться к выступлению или выставочным работам. Проводятся групповые, коллективные, индивидуальные и онлайн формы взаимодействия, которые выстраиваются на принципах партнерства, творческой деятельности, деятельностном подходе.Хорошим показателем наставничества в дополнительном образовании является результативность учащихся в различных конкурсах, переход к самостоятельным решением творческих задач. Индивидуальная форма предполагает сопровождение наставником учащегося, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего. Групповая-наставник охватывает весь численный состав объединения. Коллективная организация наставничества в работе с коллективом учащихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов. В связи с эпидемической обстановкой последних лет в образовательной среде произошел ряд изменений. Получила широкое распространение и стала довольно востребована такая форма, как онлайн-поддержка учащихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий. В процессе работы детского объединения «Волшебная иголка» придерживаюсь нескольких принципов:создание на занятиях атмосферы сотрудничества и сотворчества, признание «партнеров» по общению и уникальности каждого в его творческом самовыражении;принцип системности, необходимость применения всестороннего анализа и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;принцип оптимистичности-вера в учащегося;принцип коммуникативности-способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами взаимодействия;принцип толерантности-понимание того, что современная цивилизация должна базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, а также на требовании ко всем людям проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом.Мой личный опыт работы с детьми подтверждает, что правильная организация наставничества обязательно положительно влияет на эмоциональный фон в коллективе. Основополагающим фактором в формировании успеха наставляющих и подопечных учащихся являются люди, благодаря которым формируется новое поколение. Именно на наставника ложится задача по раскрытию личностного потенциала, наставляемого в выбранном им направлении. В числе самых распространенных форм наставничества, реализуемых в системе дополнительного образования, в зависимости от условий реализации программы наставничества могут быть выделены еще и такие:«обучающийся – обучающийся», источник знаний для обучающихся является такой же обучающийся, уже имеющий сформированные навыки в данной предметной области или по программе. Здесь может быть поддержка детей с особыми образовательными или социальными потребностями, а также организация в процессе адаптации к новым условиям/ступеням обучения.«педагог – обучающийся» предполагает взаимодействие педагога и обучающегося с целью раскрытия потенциала наставляемого, формирование активной жизненной позиции, адаптации в объединении, повышение мотивации к образовательной деятельности.Технологии наставничества весьма разнообразны.Традиционная/индивидуальная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником/учащимися в течение определенного продолжительного времени. Традиционная модель наставничества может применяться по отношению к молодому специалисту, либо опытному педагогу, но вступившему в новую должность, осваивающему новый вид деятельности. Например, при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям, походам, сборам. Причем наставниками могут быть не только педагоги, но и сверстники, имеющие значительные достижения в той или иной области. Метод наставничества «демонстрация» заключается в том, что наставник сам решает производственные задачи, при этом демонстрирует подопечному, какие действия и в каком порядке для этого нужно совершать. То есть имеет место личный показ, который обеспечивает для подопечного понимание операций.Реверсивное (взаимное) наставничество – профессионал/учащийся младшего возраста становится наставником опытного работника/учащегося старшего возраста по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог/старший учащийся становится наставником молодого педагога/младшего учащегося в вопросах методики, проектировании и организации учебно-воспитательного процесса.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X