Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Филиппова Вероника Александровна
Психолого-педагогические условия нравственного развития дошкольников
скачать документВернуться назад
Психолого-педагогические условия нравственного развития дошкольниковКирпичева Елена Викторовнак.ф.н., доцентФилиппова Вероника АлександровнастудентФГБОУ ВО «Мичуринский ГАУ»Аннотация:Статья посвящена нравственному воспитанию. Описывается влияние окружающего мира, родителей и дошкольного учреждения. Приведены основные принципы нравственного воспитания.Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, дети дошкольного возрастаFeatures of modeling in the educational activities of a teenagerKirpicheva Elena Viktorovna,Filippova Veronika AlexandrovnaAbstract. The article is devoted to moral education. Influence of world, parents and preschool institution is described. The basic principles of moral education are presented.Keywords: education, moral education, preschool children.В настоящее время задачи нравственного воспитания приобретают особое значение. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всём мире, увеличение числа и разнообразия контактов между людьми – всё это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и самостоятельности человека. Но научно-технический прогресс сам по себе не способствует моральному совершенствованию человека, более того, даёт в руки аморальных людей могучие средства уничтожения природы, культуры и других ценностей. Кроме того среди молодёжи распространенно представление о том, что власть, превосходство, деньги намного важнее, чем человеческая жизнь и моральные ценности. Следовательно, от правильного морального воспитания зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества. А так как основы все сторон развития человека закладывается с самого детства, значит данная проблема должна решаться с начального звена образования. Дошкольный возраст – это время, как отмечают многие психологи и педагоги, является возрастом первоначального складывания личности, у ребёнка начинает формироваться иерархическая система мотивов, рождаются внутренне этические инстанции, закладывается нравственная культура, этическая, эстетическая сущность. Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённого отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду – её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности ребёнка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых бы могло происходить полноценное развитие этой личности. Гуманизация педагогического процесса связана и с формированием у ребёнка общечеловеческих качеств, с приобщением его к миру общечеловеческих ценностей. Полноценное развитие моральных качеств, выражающие определённое отношение к себе и другим людям, - человечности, доброжелательности, чуткости, сочувствия - предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребёнком этических норм и развитие его морального сознания, с другой – нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков. Важным понятием в формировании нравственности у дошкольников является «ведущая деятельность». Ведущая деятельность – в воззрениях отечественных психологов, использующих деятельностный подход к изучению психики, - это деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Как показано в работах Л. С. Выготского , Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и других, в игре дети усваивают отдельные знания и умения, поскольку в ней моделируются социальные ситуации и типичные отношения. Однако, по мысли этих авторов, наиболее существенным является то, сюжетно-ролевая игра даёт общеразвивающий эффект. В ряде исследований А. В. Запорожца (1948), З. М. Истоминой (1948), З. В. Мануйленко (1948), Т. В. Ендовицкой (1948) и др. экспериментально показано значение игры для развития произвольного запоминания, произвольного удерживания позы, сенсорных процессов и т.д. Большое значение имеет игра и для нравственного развития ребёнка как важнейшей стороны становления его личности. Условиями нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребёнка, развитие его самооценки, способности эмоционально отзываться на переживания других людей. Игровая деятельность способствует формированию этих свойств психических процессов и личности дошкольников (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, З. М. Истомина, З. В. Мануйленко). Нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. А. Ф. Черков, рассматривая игру как средство активного, действенного проникновения ребёнка в жизнь взрослых, подчёркивает, что она является условием открытия ребёнком человеческих взаимоотношений. Именно через сюжет педагог, по мысли А. Ф. Черкова, должен вводить в сферу представлений ребёнка знания о нормах общественного поведения и имеет положительное значение для углубления нравственных представлений ребёнка. Основным условием формирования нравственного поведения, по мнению М. И. Боришевского, С. Г. Якобсон, Е. В. Субботского является положение о важности позиции, занимаемой ребёнком. В работах М. И. Боришевского, С. Г. Якобсон и других, ребёнка, нарушающего правила поведения, ставят в позицию «правилоносителя», «инструктора», «проводника и защитника норм». Данная позиция очень значима для ребёнка, поскольку удовлетворяет его основной потребности – «действовать как взрослый». Но предъявляя другим детям требование вести себя сообразно определённым нормам, ребёнок тем самым выступает лишь в качестве субъекта нравственной нормы. В этом случае не соблюдается одно из основных требований этики, то, что человек должен быть объектом и субъектом нравственных отношений. Сравнительная эффективность формирования некоторых норм в условиях, когда ребёнок является только объектом, только субъектом и объектом-субъектом одновременно, показана в исследованиях С. Г. Якобсон, В. П. Лавренко, Т. М. Фёдоровой, изучавших особенности усвоения правила соблюдения чистоты во время еды. Оказалось, что это правило усваивается лучше, если ребёнок одновременно является объектом и субъектом требования. Такая ситуация, по мнению А. П. Усовой, В. А. Горбачёвой, создаёт оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках. Практика показывает, что в формировании у дошкольников нравственного поведения главенствующее положение занимают упражнения, инструкции, требования, приказы, наказания, отрицательная оценка поведения ребёнка, не вписывающегося в рамки установленных правил.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.